
Задумывались ли вы о том, как именно управляющая компания должна обслуживать ваш дом и придомовую территорию? Ведь это не просто уборка подъезда, а целый комплекс работ!
Что входит в обязанности УК, как проверить качество ее работы и куда обращаться, если что-то идет не так? В этих вопросах нам помог разобраться председатель организации «Объединение советов домов Удмуртии», заместитель председателя Общественной палаты республики и юрист в сфере ЖКХ Александр Евсеев.
Обязанности управляющей компании
УК работает на основании договора управления, который заключается с жильцами дома. Его можно найти в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). В документе прописан перечень услуг и работ, у каждого дома этот договор управления свой, но существует обязательный минимум, установленный законом для всех:
-
Уборка территории: УК следит за чистотой во дворе, на тротуарах и дорогах, входящих в придомовую территорию.
-
Чистота в подъездах: чистота полов, лифтов и входных групп.
-
Обслуживание коммуникаций: управляйка следит за состоянием электрики, а также систем отопления, водоснабжения и канализации. Минимум дважды в год проводит осмотры и составляет планы ремонтных работ. Сами работы оплачивают жильцы из средств, предусмотренных на текущий ремонт.
-
Газовое оборудование: организует регулярные проверки.
-
Лифты: заключает договоры со специализированными организациями для обслуживания лифтов.
-
Аварийная служба: обеспечивает круглосуточную работу диспетчерской службы для оперативного реагирования на аварийные ситуации.
-
Управление домом: готовит предложения по проведению общих собраний собственников, выставляет платежные документы и работает с должниками.
Поставщики коммунальных услуг
Поставщиками коммунальных услуг называют организации, которые поставляют в дом ресурсы: воду (холодную и горячую), электроэнергию, тепло, газ, занимаются водоотведением и вывозом мусора.
Есть два варианта взаимодействия с поставщиками коммунальных услуг.
Первый случай: когда управляйка сама является поставщиком коммунальных услуг. В этом случае жильцы платят напрямую УК за отопление, воду и т. д. Все вопросы, в том числе по начислениям и качеству услуг, решаются через управляющую компанию.
Второй: когда жильцы заключили прямые договоры с поставщиками ресурсов. Тогда оплата происходит напрямую поставщику.
Если появились проблемы с качеством услуг (например, батареи стали холодными или горячая вода потеряла прозрачность), нужно обращаться в управляющую компанию. Она вызывает представителей поставщика ресурсов для составления акта и выявления причин проблемы.
Единственное, с чем управляющая компания не сможет помочь, – с вопросами по начислениям в платежке, если у вас прямой договор с поставщиком. В этом случае нужно обращаться напрямую в ресурсоснабжающую организацию.
Как проверить работу управляющей компании?
УК обязана ежегодно отчитываться о проделанной работе и потраченных средствах. Отчет размещается на том же сайте, где и договор управления - ГИС ЖКХ (dom.gosuslugi.ru), а также в мобильном приложении «Госуслуги.Дом». Там можно увидеть, сколько денег было собрано и на что они были потрачены.
Если кажется, что управляющая компания не выполняет свои обязанности, сперва нужно заглянуть в договор управления и убедиться, какие работы входят в их перечень. Если работы прописаны в договоре, но не выполняются, нужно обратиться в диспетчерскую службу управляющей компании, чтобы составить заявку на выполнение работ, предусмотренных договором.
Когда заявка зарегистрирована, но проблема не решается, можно жаловаться в надзорные органы – в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Ижевска.
Постоянного контроля за работой управляющей компании нет. Контроль осуществляется через обращения жильцов.
Сами собственники контролируют работу управляйки через Совет дома. Можно сказать, что жильцы нанимают управляющую компанию для обслуживания дома. Государство вмешивается только в случае жалоб и нерешенных проблем.