Семья из поселка Машиностроителей в Ижевске уже более 20 лет живет буквально в «карточном домике», который в любой момент может сложиться: от пола отходят доски, на стенах – грибок и плесень, а по квартире ползают слизни. А в мае прошлого года в комнате Светланы Веретенниковой и вовсе обвалился потолок. Через некоторое время администрация Ленинского района поставила деревянные подпорки, но на капитальный ремонт денег нет. Почему люди живут в таких нечеловеческих условиях, выяснил IZHLIFE.
«Собираем в банку слизней»
Двухэтажные дома в поселке Машиностроителей построили примерно 60 лет назад. Поначалу здесь были общежития для работников завода. Позже вместо комнат для рабочих здесь сделали коммунальные квартиры.
В доме № 95 нет домофона, дверь подъезда открыта нараспашку. Мы сразу попадаем на лестницу: промежуточной двери в подъезде нет, когда-то стена просто рухнула.
Светлана Веретенникова с мужем поселилась в доме 22 года назад. Семье предложили жилье по соцнайму: других вариантов не было, поэтому семья въехала в уже разваливающуюся коммуналку.
– Раньше было получше, но дома все равно на стенах была плесень. А что делать? Жить негде было, – делится Светлана.
Сейчас женщина живет здесь с сыном, его женой и внучкой. Сама Светлана – пенсионерка, сын Дмитрий работает в телекоммуникационной компании, невестка в декрете. Семья занимает две комнаты в коммуналке, их предоставили по соцнайму. Остальные комнаты приватизированы другими жильцами.
По двору сами по себе гуляют кошки. Они спокойно выпрыгивают из окон и, нагулявшись, возвращаются обратно. Говорят, что раньше в доме жили мыши и крысы. Теперь благодаря кошкам грызуны исчезли. Остались только слизни.
– Когда-то слизни атаковали весь район, я видела следы от них на улице. Мой сосед на ночь собирал полную литровую банку слизней. Раньше посыпали солью, и они растворялись. Но от растаявших слизней образуются пятна, поэтому теперь в унитаз сливаем, – рассказывает Светлана.
– В доме топит подвал. После ливня вода доходит до лестницы, поэтому тут благотворная среда для слизней. Ночью они ползают по стенам, по полу, по телу, – добавляет сын Светланы Дмитрий.
Потолок чуть не рухнул на голову
История достигла кульминации в мае прошлого года. Светлана с подругой затеяли ремонт в комнате и... едва увернулись от рухнувшего потолка.
– Раньше у нас висели потолочные обои. Начали их отдирать, и потолок упал единым куском. Мы с подругой едва успели отскочить к стене, – говорит женщина.
Дыру заделали досками. Потолок прогнил настолько, что саморезы вкручивали руками. Но и доски тоже гниют от влаги и шелушатся.
Семья обратилась во временную управляющую компанию. Там дело передали в УК «Горсервис», а оттуда – в администрацию города. Два месяца назад в комнате поставили временные деревянные опоры. Однако сам потолок не ремонтируют.
– Нам сказали, что это вина комнаты над нами и что потолок должны делать соседи сверху. Но ведь у них пол нормальный! Я их прошу ходить аккуратнее, чтобы не свалились ко мне. Но с какой стати они должны делать ремонт в нашей квартире? – недоумевает Светлана.
Семье предложили переехать в маневренный фонд, но сначала они отказались, потому что там состояние помещений не лучше. Впрочем, теперь женщина все-таки подумывает о смене места жительства.
– Я сплю с внучкой по ночам. Слышу скрипы и думаю, что в любой момент дом может рухнуть. Ощущение, что ждут, пока кого-нибудь пришибет, – говорит Светлана.
Дом без управляющей компании
У дома в поселке Машиностроителей нет управляющей компании. Обслуживанием дома временно занимается «Горсервис» по распоряжению администрации города.
– Жильцы не выбрали тип управления. Каждый год дом выставляют на торги, но ни одна управляющая компания не хочет его брать. Мы как обслуживающая организация капремонтом не занимаемся, – рассказали в «Горсервисе».
В администрации города подтвердили, что дом не признан аварийным. Чтобы его признали таковым, жильцы должны подать заявление на экспертизу, которая определит, что степень износа не менее 65%. Но скооперироваться с соседями не получается, большинство из них ведут маргинальный образ жизни.
Управление ЖКХ решает вопрос с ремонтом потолка. Расчетная стоимость работ – 74,1 тыс. рублей.
– Проведение работ возможно только с привлечением собственника, расположенного на втором этаже. В настоящее время виды работ и объемы финансирования с собственником согласовываются. В случае отказа собственника от участия в ремонтных работах управление ЖКХ обратится в суд о понуждении в проведении ремонта, – сообщили в администрации города.
В Фонде капремонта Удмуртии заявили, что в 2021 году в доме отремонтируют внутридомовые системы газо-, тепло-, водо- и электроснабжения, а также водоотведения. Цоколь фасада, отмосток фундамента и крышу сделают только в 2025-2027 годах.
– Ремонт перекрытий потолка не может производиться за счет взносов на капитальный ремонт. Ремонт жилых помещений производит собственник или наниматель жилья, – сообщили в фонде.
В ведомстве добавили, что собственники могут провести капитальный ремонт раньше, если на счете достаточно средств. Собираемость взносов с дома в поселке Машиностроителей – 36%.
Что делать?
Председатель «Объединения советов домов Удмуртии» Александр Евсеев говорит, что жильцам пока могут предложить переехать в маневренный фонд. Переселиться из домов, которые не признаны аварийными можно, но только если в район придет застройщик и снесет старые дома. Такой прецедент был в домах между улицами Пушкинской и Карла Маркса.