Принятие концессионного соглашения отгремело еще в декабре прошлого года: 19 декабря «Удмуртские коммунальные системы» и Администрация Ижевска подписали бумаги, согласно которым за 16 лет концессионер обязуется вложить в содержание теплосетей города 5 млрд 164,2 млн рублей с учетом инфляции. Однако с концессионером, как и самой ситуацией в целом, не согласны некоторые общественники. Есть мнение, что распоряжаться сетями может только город в лице муниципального предприятия и ремонтировать трубы за свой счет. На что руководство УКС приводит довод в свою пользу – сети требуют огромных вложений каждый год.
На что идут деньги?
Следует понимать, что деньги на текущий ремонт, а также на реконструкцию и техническое перевооружение УКС и ПАО «Т Плюс» (в составе которого работает УКС) берут из тарифов. То есть, из тех денег, которые мы ежемесячно платим за коммунальные услуги. Однако полностью покрыть расходы тарифы не позволяют. Компания вынуждена вкладывать собственные средства. И это немалые инвестиции.
– В 2017 году только на текущий ремонт и устранение повреждений в тарифе заложено 309 млн рублей. Но уже сейчас сумма направляемых средств по этой статье расходов составляет 399 млн рублей. То есть эти 90 миллионов компания возьмет из собственных средств. Но это минимум, потому что в 2016 году на ремонтную программу мы потратили сверх тарифа более 140 млн рублей, – рассказал директор УКС Ярослав Балобанов.
Не стоит забывать, что помимо текущего ремонта, призванного поддерживать сети в работоспособном состоянии, на коммуникациях проходят работы по реконструкции и техническому перевооружению. В 2017 году на эти цели потратят порядка 500 млн рублей.
Еще 30 млн рублей ежегодно составляют убытки, которые компания несет за содержание 25 котельных, расположенных в зоне ЕТО (единой теплоснабжающей организации). Речь о котельных имущественного комплекса бывшего МУП «Горкоммунтеплосеть». Компания вправе выставить экономически обоснованный тариф на потребление тепла от этих котельных, и он будет выше, чем для других абонентов, получающих услуги теплоснабжения от ТЭЦ. Но энергетики «усредняют» тариф по данным котельным, чтобы жители каждого из районов города получали примерно одинаковые платежки. Разница в тарифах в данном случае – это дополнительное финансовое бремя для ПАО «Т Плюс», которое компания несет на себе за счет собственных средств.
– Кроме того, компания в этом году за свой счет, без привлечения тарифных денег, строит новый участок тепловой магистрали от ТЭЦ-2 для обеспечения теплом микрорайонов Буммаш и «Столичный». Это перемычка длиной более километра, диаметром 800 мм, стоимостью 200 миллионов рублей. Она нужна для того, чтобы обеспечить жителей этих микрорайонов теплом и горячей водой в отопительный период, поскольку котельная завода «Ижметмаш», которая ранее исполняла эту функцию, будет выведена из схемы теплоснабжения в 2017 году. Строительство перемычки и ввод в эксплуатацию запланирован на январь 2018 года, до этого времени котельная «Буммаш» должна исполнять свои функции, как и в прошлые годы. Но это уже вопрос к Администрации Ижевска, – добавил Ярослав Балобанов.
Больше 300 миллионов вложений
Таким образом, мы получаем внушительную сумму инвестиций, которая в этом году превышает 300 миллионов рублей. Эти деньги «Т Плюс» «Удмуртские коммунальные системы» вложат в теплосети, что называется, из «собственного кармана».
– Концессия для нас – это не только соответствующий договор с Ижевском сроком на 16 лет, это целый комплекс социально-экономических решений, связанных с инфраструктурой города, с дополнительными инвестиционными вложениями. Не будет «Т Плюс» – труба, которую они сделают, останется. Не будет УКСа – отремонтированные трубы останутся. Но что делать с остальными расходами, которые необходимы, но которые не предусмотрены тарифом! Другого инвестора, способного вкладывать такие деньги из собственных средств, в Ижевске нет. Вот когда он появится, тогда и будем разговаривать. Надо понимать, что «Т Плюс» – это крупный инвестор региона, который приходит сюда надолго, имеет долгосрочные перспективы, – рассказал Ярослав Балобанов.
Директор УКС также добавил, что ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе рентабельности не будет. По плану на точку безубыточности компания выйдет только в 2027 году. Срок окупаемости той же перемычки на Буммаше – 7 лет.
Весь «сыр-бор» из-за тарифов
Но больше всего людей волнует тот факт, что из-за концессии уже с 1 июля 2017 года ожидается рост тарифов на тепло. В Администрации города приводят максимальный процент повышения – 11,23 (сюда входят также все прочие услуги, в том числе холодная вода и водоотведение). Но, как пояснил Ярослав Балобанов, такое повышение получит минимальное количество домов.
– Речь идет о квартирах в 30 квадратных метров в многоэтажном доме, без газа, без приборов учета и с 5 проживающими на данной жилплощади. Для них рост тарифа составит 200 рублей, только 56 из которых – наши (то есть за тепло). Это и есть те 11,23% максимального повышения тарифов. Для домов, где есть хотя бы приборы учета, рост составит 28 рублей. Вы готовы каждый месяц тратить всего 28 рублей, чтобы через 4 года в Ижевске не было проблем с теплом и горячей водой? Я готов. Думаю, что многие готовы, – рассказал директор УКС Ярослав Балобанов.
Кстати, тарифы на тепло в 2017 году вырастут на 6,5% в 2017 году, на 6,2% в 2018 и 2019 годах.
Интересно
Стоит также отметить, что группа «Т Плюс», куда входит ООО «УКС», в этом году запустила пилотный проект «Re:конструкция-2017». Суть проекта – повышение качества предоставляемых услуг, особое внимание к безопасности на объектах и дополнительные работы по благоустройству.
Рассказывая о проекте «Re:конструкция-2017», Я. Балобанов сообщил, что в микрорайоне улицы Родниковой, где сейчас идет техперевооружение сетей, благоустройство будет проведено в дополнительном объеме – помимо положенных мероприятий энергетики берут на себя обязательства сделать для жителей новые газоны и высадить деревья возле дома №64.
Помимо этого в проект попали еще два объекта: на ул. 9 Января, где перекладывают сети от ЦТП 5 мкр «Буммаш», и на ул. Нижней, 32, где идет реконструкция тепломагистрали.