Новогодние традиции своими корнями уходят глубоко в прошлое. Еще Петр I издал указ об обязательном праздновании Нового года. После этого в России появились елка и бенгальские огни, которые стали обязательными атрибутами праздника. Позже в стране стали устраивать балы-маскарады: женщины надевали мужские костюмы, и, наоборот, мужчины облачались в женские платья с корсетами. Еще позже к нам завезли мандарины, которые заворачивали в золотую и серебряную фольгу и вешали на елку. Так они стали главным символом новогоднего стола. Какие еще традиции празднования этого волшебного праздника есть в России и Удмуртии и как появились Дед Мороз со Снегурочкой и Тол Бабай, рассказываем в материале IZHLIFE.
Главный атрибут новогоднего стола – мандарины
Впервые традиция дарить мандарины на Новый год появилась еще в Китае. Из рукописей 1178 года известны упоминания лучших сортов этого фрукта. Местные жители дарили мандарины в знак счастья и финансового благополучия, ведь китайцы были уверены, что мандарины похожи на огромную золотую монету, которая может привлечь в дом богатство.
Но в Россию этот фрукт начали завозить из Германии только в XIX веке – в 1870-х годах. Тогда мандарины еще не были символом Нового года. Фрукты поспевали только к декабрю, и в нашей стране они оказывались уже после Нового года, в январе. Позже, через 20 лет, мандариновые плантации появились в Абхазии, и благодаря этому срок их поставки в Россию сильно сократился. Тогда в богатых семьях и появилась традиция – наряжать елку мандаринами, заворачивая их в золотую или серебряную фольгу. Но до 1960 года мандарины все же оставались дорогим удовольствием. В 1963 году в Россию прибыл первый сухогруз с марокканскими мандаринами. Эти цитрусовые стали регулярно поставлять в Советский Союз как раз к новогодним праздникам. Это был едва ли не единственный свежий фрукт, который можно было подать к праздничному столу. С этих пор именно мандарины стали ассоциироваться у советских людей, а позже у россиян – с Новым годом. Причем в советское время килограмм мандаринов стоил 1 руб. 30 коп.
Нарядные елки и бенгальские огни встречают Новый год с XVII века
Еще в эпоху правления Петра I в Россию пришли бенгальские огни, которые получили свое название от провинции Древней Индии Бенгалия. В XVII веке царь подписал указ «О праздновании Нового года». Обязательным элементом праздника царь ввел огненные потехи с фейерверками, стрельбой в воздух и бенгальскими огнями.
«Когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина, знаменитым людям, каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению, быть же», – Указ Петра I № 1736 «О праздновании Нового года».
Дед Мороз и его Снегурочка – не дед с внучкой?
На самом деле в России Дедов Морозов было несколько. И, как ни странно, все они появились в разное время и были совершенно разными. Еще в середине XIX века появился загадочный персонаж Мороз Иванович, который был хозяином времени и испытывал детей, давая им сложные поручения. Тогда Мороз Иванович еще не был символом Нового года, зато литераторы активно использовали его образ, чтобы реконструировать мифологию славянского народа. И только в 1937 году возник тот самый полюбившийся нам Дед Мороз, а в здании московского Дома Союзов была проведена первая новогодняя елка, которая празднуется в России до сих пор. Тогда дети хором зазывали дедушку Мороза, который вышел с маленькой девочкой – Снегурочкой.
Но почему Снегурочка – не дочка Деда Мороза, а внучка? Писатель Александр Афанасьев пытался восстановить древнюю мифологию славян и большое внимание уделял персонажам, которые были связаны с силами природы. Результатом стал труд «Поэтические воззрения славян на природу» 1860 года. Тогда Афанасьев нашел сказку о бездетной паре, которая сделала девочку Снегурочку из снега. Писатель считал ее осколком предания «о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега». Но у славян такого культа не было. Тем не менее та самая сказка о Снегурочке, которую на самом деле звали Снегуркой, тронула сердца людей.
Писателю Александру Островскому тоже запомнилась эта трогательная история. В 1873 году выходит его пьеса «Снегурочка». В ней Островский описывает, как нерадивый отец Мороз и его жена Весна зачали девочку, ту самую Снегурочку. Но славянского бога Ярило разозлило это безрассудство, и он зарекся сжить ее со света. Так от лучей Ярило погибает Снегурочка. На этом пьеса кончается. После выхода пьесы Островского его современник композитор Римский-Корсаков пишет одноименную оперу, в основе которой – этот странный сюжет. Снегурочка становится постоянной гостьей рождественских литературных произведений.
Но в 1937 году на первой новогодней елке в Советском Союзе Дед Мороз и Снегурочка еще не были провозглашены родственниками. Тогда девочка школьного возраста была посредником между детьми и волшебником – организаторы посчитали, что сверстница вызовет больше доверия у детей. И уже потом Снегурочку стали считать внучкой главного зимнего волшебника.
Новогодние маскарады
Первые маскарады прошли также при Петре I в Петербурге в 1721 году. Но только не в честь празднования Нового года, а в знак завершения Северной войны. Правила празднования император составлял сам, а иногда даже лично писал сценарии праздников. При дворе в маскараде могли участвовать только приближенные к Петру I. Остальных же пускали лишь в качестве зрителей.
Уже при Елизавете Петровне маскарады стали называть метаморфозами. Тогда женщины переодевались в мужчин, а мужчины, наоборот, в женские платья с корсетами. Но уже при Екатерине II маскарады стали устраивать в Новый год. Тогда придворные императрицы надевали костюмы героев комедии дель арте. Сама же императрица наряжалась в платье русского фасона. Оно состояло из двух частей: глухого неширокого нижнего платья с длинными рукавами и верхнего распашного платья без рукавов – молдавана. Пресса писала о том, что такой стиль приглянулся российским модницам.
«Для балов в торжественные дни и для выездов носят дамы русские платья из тафты и из разных как английских, так и французских материй; рукава бывают одинакового цвета с юбкой; пояса носят по корсету, шитые шелками или каменьями по приличию платья».
В XIX веке праздничные балы проводились с декабря до самой Масленицы. Костюмированные балы посвящали различным темам: Древний Египет, Китай (шинуазри), барокко. При Александре II в балах стали участвовать и дети, которые наряжались, как правило, феями, цыганками или принцессами. Писатель Валентин Катаев в своей книге «Белеет парус одинокий» пишет также о том, что дети любили наряжаться и в русалок.
После революции в России Новый год и Рождество перестали быть праздничными днями, все люди в этот день шли на работу. И только в 1935 году традиция с маскарадами вернулась. Спустя 12 лет после первой новогодней елки, уже в 1947 году, Новый год стал официальным выходным днем.
Тогда в новогодние костюмы, которые шили родители, одевались только дети, чтобы отметить в них новогодние утренники в ТЮЗах, детских садах, дворцах пионеров и школах. Одним из важнейших элементов в детском новогоднем костюме были маски. Их, как и костюмы, создавали из подручных материалов. Тогда, после войны, самые первые новогодние маски в виде животных мастерили выпускники художественных училищ. Из-за дефицита такие маски достать было довольно трудно – перед Новым годом люди подолгу ждали, пока изделие появится в магазине. И только лишь в 70-е годы XX века такой новогодний атрибут перестал быть дефицитным. На многих предприятиях маски делали уже из пластика, а не из папье-маше, как раньше. И практически каждая семья имела возможность купить маску и устроить свой новогодний маскарад. Сейчас многие до сих пор соблюдают эту интересную традицию, покупая маски и наряжаясь в забавные костюмы.
Как сейчас отмечают Новый год?
Для русских Новый год – особенный праздник, которого с нетерпением ждут как взрослые, так и дети. В новогоднюю ночь все собираются вместе – с семьей и друзьями – и вспоминают только самые лучшие события, произошедшие с нами за год.
Одна из традиций русских людей – готовиться к Новому году заранее. Покупать подарки, составлять праздничное меню, выбирать новогодние игрушки и наряжать елки. Так праздничное настроение охватывает всех уже в начале декабря. Люди озабочены тем, как проведут свои длинные выходные дни, планируя то, что обязательно нужно сделать. 31 декабря на кухне с самого утра готовят традиционные салаты – оливье, селедку под шубой, крабовый салат, «мимозу». Кто-то лепит собственные пельмени. По традиции праздничный стол должен быть полон еды, чтобы изобилие не покидало семью целый год.
Еще в 1976 году Леонидом Брежневым была введена традиция – слушать у телевизора поздравительную речь главы государства, когда ровно в полночь все собираются возле телевизора и зажигают бенгальские огни. Под бой курантов с шампанским в руках все поздравляют друг друга. А после выступления, радостные и заряженные новогодним настроением, идут гулять на улицу, чтобы отмечать этот чудесный и волшебный праздник в толпе таких же счастливых людей возле праздничной елки, под песни и танцы. Кто-то же предпочитает остаться дома, чтобы насладиться традиционным «Голубым огоньком». Еще одно условие – отмечать Новый год нужно в хорошем настроении, поскольку как его встретишь, так и проведешь.
А как удмурты отмечали Новый год и кто такой Тол Бабай?
Как и многие древние народы, удмурты отмечали Новый год весной. Но для каждой удмуртской деревни важными были и зимние праздники. Например, в день зимнего солнцестояния удмурты устраивали народные гулянья.
Тогда праздник у удмуртов растягивался аж на несколько дней. По очереди жители деревень одной стороны ходили в гости на другую сторону и наоборот. Конечно же, одной из обязательных традиций были ряжения, как колядки у русских. Люди надевали навыворот тулупы, мазали лица сажей.
Так они ходили по домам и пускались в пляс, не произнося ни единого звука. Только громко шумели. Тогда задачей хозяина дома было распознать, кто же скрывается под маской. Так ряженые пытались распугать банных духов и изгоняли болезни. А еще – способствовали большому урожаю.
Поэтому каждый, к кому приходили ряженые, обязательно впускал их в свой дом и подносил угощенья: перепечи, хлеб или горсть муки. Такой подарок отдавали скоту. У древних удмуртов ритуал перехода от старого года к новому считался очень опасным. Его божеством был Вожо. Так, например, железной утварью запрещалось издавать громкие звуки. А ряженые были представителями мира предков из потустороннего мира.
Удмуртский стол тоже был богат, как и сейчас. На новогоднем столе обязательно были пироги с мясом, рыбой, малиной, кашей, картошкой и даже пироги с калиной. Стол, конечно же, не обходился и без мяса. Обязательно на нем были говядина и баранина. Не обходилось и без пельнянь (пельменей) с рыбой, овощами, мясом, творогом и грибами.
В древности удмурты считали, что на просторах Прикамья жили недалекого ума великаны алангасары. С приходом в те окрестности людей алангасары перекочевали на север. У удмуртов существует поверье, что все же один самый маленький великан остался. Прежде чем укрыться в расщелине, алангасар оглянулся, чтобы еще хоть разочек взглянуть на родные места, но неожиданно расщелина исчезла.
Великан долго бродил по земле. Набравшись знаний и выучив язык птиц и зверей, узнав целебные свойства растений, алангасар принял облик мудрого старика. Но к людям старик не выходил, боялся их напугать. Как-то раз он тайком наблюдал за тем, как играют дети. Случайно они заметили алангасара и стали играть с ним в снежки. Детишки слушали рассказы великана и подружились с ним. Так алангасара прозвали Тол Бабаем – зимним дедом.
Ходит удмуртский Дед Мороз в фиолетовой, а не в красной шубке. У удмуртов фиолетовый цвет символизирует материальное благополучие. В руках у мудреца – согнутый посох, им он охраняет зверей и птиц. На плечах у дедушки – удмуртский берестяной короб, который называется пестерь. А еще у удмуртов есть свой аналог Снегурочки – Лымы Ныл (снежная девочка). Считается, что Тол Бабай очень много путешествует по своим владениям и творит чудеса.