Начнем со статистики – по сравнению с мотоциклами или авто, самокат кажется гораздо более безопасным средством передвижения. Но это ощущение обманчиво – статистика ДТП с их участием стремительно растет. Причем зачастую жертвами таких аварий становятся подростки. Так, по данным МВД, за 2023 год в России в ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ – к ним относятся электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, моноколеса, сигвеи и иные аналогичные средства) погибло 43 человека, включая 7 несовершеннолетних. Три тысячи человек получили ранения, трети из которых еще не исполнилось 18 лет. Согласно отчету МВД «Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации в 2023 году» количество ДТП, где фигурируют СИМ, за последние годы выросло на 229%. В список с наибольшим количеством ДТП попали не только Москва и Петербург, но и Удмуртская республика.
Почему от СИМов и, в частности, самокатов страдают так много людей? Журналист IZHLIFE решил проверить это на собственном опыте и понять, как работает система безопасности в кикшеринге.
От ненависти до первой поездки…
Я, как и многие горожане, до определенного момента ненавидел самокаты. И людей, которые на них гоняют с огромной скоростью. Хотя в числе этих людей оказывалось все больше и больше моих друзей. Которые не просто катались, но и часто звали меня присоединиться. Конечно, я отказывался, ведь хочу жить долго и счастливо, и что-то мне подсказывало, что самокаты это не тот транспорт, с которым это возможно.
Так я думал вплоть до одного солнечного утра. Когда я проспал и уже не успевал добраться на транспорте, а опаздывать было нельзя ни при каких обстоятельствах. И такси, как назло, поблизости тоже не было. В этот миг я и заметил у остановки самокаты…
Сообразив, что другого выхода нет, я оперативно установил приложение, взял самокат и… поехал. В тот день я прибыл на встречу вовремя и чувствовал странный эмоциональный подъем.
После того дня мое отношения к самокатам слегка изменилось: с одной стороны, я до сих пор их ненавидел, но с другой – я не мог не думать о той поездке. О том, какими были бы ощущения, если бы я не торопился, а просто наслаждался дорогой. Может быть, это было бы… приятно?
Так и началась моя история с самокатами. В ближайший выходной я вышел из дома и уже целенаправленно нашел поблизости самокат. Из-за собственной упрямости и стереотипов о самокатчиках, я хотел доказать себе, что ничего интересного в этом нет.
Но вот я встал за руль, поехал и ощутил легкий ветер. Скорость оказалась приятной. Только прохожие провожали меня не очень дружелюбными взглядами: ЗАЧЕМ ТАК ГОНЯТЬ-ТО?
Но стоит понимать, что я гонял не из-за желания сбить все живое. Мы, самокатчики, быстро едем потому, что берем самокаты в аренду. И за каждую минуту езды с твоего счета снимается денежка. Поэтому намного дешевле ездить быстро. К тому же некоторым людям просто приятно ощущение скорости, ибо даже велосипед не может дать такого разгона за короткий промежуток времени с минимальными усилиями.
Можно ли ездить на самокате, не нарушая правила?
Отвечу сразу: да. Но, только если у вас много денег, которые не жалко потратить на то время, пока вы все эти правила соблюдаете. Но, судя по статистике выше, правила соблюдать однозначно стоит.
Встав на самокат, вы становитесь равноправным участником дорожного движения и на вас начинает распространяться целый ряд ПДД:
-
Движение на самокате разрешено по велосипедной или велопешеходной дорожке, проезжей части, велосипедной зоне или полосе для велосипедистов;
-
Запрещено ездить по автомагистралям и превышать скорость в 25 км/час. Если двигаетесь по проезжей части, то обязательно по крайней правой полосе (по ходу движения транспортных средств), а если вам меньше 14 лет (или у вас есть дети, которым нет 14-ти), то даже не думайте о проезжей части! Только тротуар, пешеходные или велосипедные дорожки;
-
Запрещено перевозить груз, который мешает управлять или выступает за габариты транспорта больше чем на полметра по длине или ширине;
-
Запрещено перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией, детей до 7 лет без специально оборудованных мест.
-
Запрещено поворачивать налево или разворачиваться, если на дороге больше одной полосы в одну сторону или есть трамвайное движение;
-
Нельзя пересекать дорогу по пешеходным переходам, не спешиваясь.
Несколько рекомендаций, если вы только начинаете или уже давно катаетесь на самокатах:
-
Обязательно надевайте шлем;
-
Помните, что пешеход всегда прав. Но это не значит, что он умен и будет двигаться так, как вы этого от него ожидаете. Лучше всегда держать дистанцию и ожидать самых странных пируэтов от обычных людей. Кто знает, что у них в голове;
-
Если встали на самокат, то автоматически становитесь самым опасным участником движения – как для себя, так и для остальных. Вы можете быть уверены в своих навыках и рассудительности, но никто и никогда не уверен в адекватности окружающих его людей. Самокат – это не игрушка. Чем больше скорость – тем больше и ответственность. Поэтому совершайте каждое маневр с умом и не нарушайте правил.
Какие меры безопасности принимают кикшеринговые компании?
Мы решили узнать, как следят за безопасностью своих клиентов сами компании, предоставляющие самокаты в аренду. Как рассказали в компании «МТС Юрент», самокаты их сервиса могут сами замедлять скорость на особо опасных участках, где большой пешеходный трафик. Также регулярно проводятся тестирования на знания правил езды на самокате, которые прошли уже 35 тысяч человек. По городу в местах для парковки наносится соответствующая разметка. Есть и велодорожки, на которых самокаты могут беспрепятственно ездить. Да, не все дорожки в хорошем качестве, и пока они есть далеко не во всех районах. Но уже в ближайшие годы в Ижевске планируется разработка проекта велокаркаса, и количество дорожек для индивидуального транспорта должно возрасти.
В отношении нарушителей у компаний-прокатчиков действуют и штрафы. Так, за езду в нетрезвом виде предусмотрен штраф в 100 тысяч рублей и вечная блокировка в приложении «МТС Юрент» (раньше блокировка была только на 14 дней).
Другой кикшеринговый сервис «Whoosh» предлагает бонусы за прохождение заданий в «Школе вождения». Там собрана вся необходимая самокатчикам информация. От того, как управлять самокатом, до правил дорожного движения и разбора неприятных ситуаций (ДТП, как их предотвратить и проч. и проч.).
Кстати, если вы видите, как кто-то грубо нарушает правила на самокате (например, едет нетрезвый), не нужно гнаться за нарушителем и устраивать скандал. Снимите все происходящее на видео и отправьте его в службу поддержки сервиса, которому принадлежит самокат. Это очень помогает в блокировке виновных, которым после этого будет гораздо сложнее воспользоваться прокатом.
Так стоит ли начинать, если страшно и вообще «мне это не интересно»? Да! Как минимум разок прокатиться. Просто чтобы почувствовать скорость и ветер. Если понравится, то можно продолжать. Не понравится – ничего страшного, вы жили без самокатов всю жизнь, спокойно проживете и дальше. Важно понимать, что это всего лишь транспорт. Сами по себе они не являются злом. Зло – это безответственные люди, которые ездят на них и нарушают ПДД. А попробовать покататься – стоит. Главное – не терять голову.
Изображение от freepik