Top.Mail.Ru
29 сентября 2014 17:16
Город

Город под микроскопом: Ижевский аэропорт глазами пилота

Журналист портала izhlife.ru побывал там, куда посторонним вход воспрещен. <фото+инфографика>

Город
автора
автора

Самое сложное - взлет, а не посадка

Григорий Бредов,
заместитель генерального директора по организации летной работы, начальник летной службы ОАО «Ижавиа», командир воздушного судна:
Многие думают, что самый сложный этап полета - это посадка. В действительности куда сложнее взлет - все двигатели работают на максимальной мощности, заправлены топливные баки, соответственно, самолет тяжелее.

Все ключевые моменты взлета и посадки происходят на четко определенных скоростях - пилоты должны знать все до десятых долей. Скорости рассчитываются «на месте». На это влияет множество факторов - погодные условия, ветер, давление, тип воздушного судна и т. д.

Город под микроскопом: Ижевский аэропорт глазами пилота

В кабине пилота

Это «святая святых» для обывателя, оказавшегося в самолете. Кабина пилота рассчитана на двух человек - первого и второго пилотов. Слева сидит командир воздушного судна, глава экипажа. Второй пилот - как правило, выпускник авиационного училища, который набирается опыта. Он отвечает за самолетовождение по трассе, загрузку воздушного судна, а также подстраховывает первого пилота. Чтобы «набить руку» и стать командиром, второму пилоту нужно отлетать как минимум 1500 часов.

 
 Справа - второй штурвал, место второго пилота. На фото там наш журналист
Бортмеханик - еще один необходимый человек в экипаже. В полете своевременно докладывает командиру воздушного судна обо всех отклонениях и неисправностях и дает предложения по их устранению. Также в его обязанности входит осмотр воздушного судна после посадки и сообщение замечаний командиру.

В кабине пилота - два штурвала, они совершенно одинаковые и двигаются синхронно. Например, когда первый пилот нажимает на педаль, то у второго пилота она также нажимается. Так второй пилот на уровне ощущений запоминает управление самолетом.

«Черный ящик»

На самом деле он вовсе не черный, и даже не «ящик», а представляет собой крайне ударопрочную ярко-оранжевую сферу - при авиакатастрофе такая окраска помогает сразу его обнаружить.

«Черный ящик» содержит в себе множество записанных параметров полета, а запись разговоров в кабине пилотов фиксируется на специальный магнитофон: по записям можно воссоздать весь полет.

В «Ижавиа» расшифровкой «черных ящиков» занимается участок эксплуатации средств сбора и обработки полетной информации. Их расшифровывают всегда: не только после аварий, но и после каждого полета, чтобы проверить на возможные нарушения в работе систем самолета или в технике пилотирования.

Эвакуироваться за 90 секунд

Именно столько времени дается экипажу, чтобы покинуть самолет в случае аварии. За эти полторы минуты экипаж должен успеть эвакуировать всех пассажиров. «Прыгайте, съезжайте, убегайте!» - такие слова постоянно звучат на тренировках - отработках внештатных ситуаций. Бортпроводники должны произносить их громко и резко, чтобы любой из пассажиров, не мешкая, знал, как ему спасаться. Командир воздушного судна всегда должен выходить к пассажирам в фуражке - в ситуации паники сразу должно быть видно, кто руководит самолетом.

Чем бизнес-класс отличается от обычного

Пассажиры, купившие соответствующий билет, ожидают своего рейса в специальном зале ожидания повышенной комфортности. В отличие от общего зала ожидания (или накопителя, как его называют профессионалы), здесь имеются кондиционеры, мягкие кожаные диваны, закуски, конфеты в вазочках и чай, отдельный туалет. В самолете пассажирам бизнес-класса предлагают дополнительно еще несколько видов закусок, алкогольные напитки. В их распоряжении - подушки, тапочки, очки для сна.

 
 Зал ожидания повышенной комфортности

А что в меню?

Обед для пассажиров готовят в специальном цехе бортпитания в аэропорту. На каждый сезон составляется свое неизменное меню. На каждые 50 человек идет одна дополнительная порция, так что если кому-то из пассажиров очень захочется добавки, то можно успеть и попросить оставшуюся.

Весь обед помещается в пищевые контейнеры. Пассажирам предлагается горячее блюдо на выбор - обычно рис или паста, курица или рыба. Сюда также входит овощная нарезка, сыр, колбаса, булочка, соусы, масло. К чаю предлагается маленькая плитка шоколада или вафли. В наборе также имеются бумажные и влажные салфетки, одноразовые столовые приборы.

Как самолеты готовят к вылету

«Забавные маленькие машинки», которые «возятся» вокруг самолета - так пассажиры часто называют специальную аэродромную технику, которую видят на летном поле. На самом деле это не просто автомобили, а очень дорогостоящие средства наземного обслуживания воздушных судов, среди которых есть электрокары, машины для заправки воздушного судна водой, установка для противообледенительной обработки, автомобили для перевозки узлов и агрегатов самолета.

Город под микроскопом: Ижевский аэропорт глазами пилота   Город под микроскопом: Ижевский аэропорт глазами пилота
 

Только цифры

  • 2000 пассажиров в сутки в среднем вылетают из столицы Удмуртии.
  • 700 человек в общей сложности трудятся в аэропорту Ижевска.
  • 26 подразделений обеспечивают бесперебойную работу и готовность «воздушных ворот» города к любым нестандартным ситуациям.
  • 62 опытных профессиональных пилота работают в летной службе «Ижавиа».
  • 53 человека - численность службы бортпроводников «Ижавиа».
  • Более 100 высококвалифицированных работников в штате авиационно-технической базы, важнейшей службы аэропорта, которая обслуживает авиатехнику.
  • 80 минут до вылета, не позднее - начало предполетной подготовки.
  • 28 000 футов (8,53 км) - средняя высота регулярного полета.
  • 750 км/ч - средняя скорость полета рейсового самолета.