12 августа 2025 17:00
Дети

От телевизора до ТикТока: как изменилось восприятие информации у детей

Почему короткий контент убивает аналитическое мышление и что с этим делать

Дети
Фото: Freepik
Фото: Freepik

Представьте: ваш ребенок делает уроки, параллельно листает ленту TikTok, отвечает на сообщения в чате и поглядывает в телевизор. Казалось бы — гениальная многозадачность. Но психологи отмечают: это не суперспособность, а признак клипового мышления — нового способа восприятия информации, который меняет сознание целого поколения. IZHLIFE попытался разобраться в этой теме вместе с детским психологом Натальей Половайкиной.

«Мозг не резиновый»: что такое клиповое мышление

Современные дети — представители поколений Z и Альфа — усваивают информацию иначе, чем их родители. Короткие ролики в TikTok, бесконечные сторис, мемы и инфографика формируют так называемое клиповое мышление. В прошлой статье мы подробнее говорили о том, как защитить детей от фейков и манипуляций.

«Мозг настроен так, что треть информации идет через короткие образы, через картинки, через визуал, — объясняет Наталья Половайкина. — Детям современного поколения тяжелее долго удерживать внимание на конкретных вещах. Им нужна короткая информация, но при этом они могут одновременно работать с разнородными данными: играть, смотреть видео и делать уроки».

MyCollages - 2025-08-12T151304.042.jpg
Многозадачность имеет и плюсы и минусы. Фото: Freepik

Однако за эту многозадачность приходится платить: снижается способность к глубокому анализу и концентрации.

«Это ведет к уменьшению внимания. То есть ребенку сложнее погрузиться, например, в домашнее задание, на 100%. Мозг не резиновый — он не может обрабатывать сразу много файлов», — добавляет эксперт.

Почему современным школьникам бессмысленно читать обычные лекции

Если у ребенка уже сформировано клиповое мышление (а таких детей сейчас большинство), классические приемы и форматы обучения попросту теряют эффективность. Если раньше ученики спокойно воспринимали длинные, а порой и монотонные объяснения учителя, то сегодня такой формат вызывает утомление. 

«Нашим родителям хватало учебника и преподавателя у доски. Современным детям в условиях цифровой эпохи физически тяжелее так учиться», — говорит детский психолог.

Мультисенсорная подача урока: звук, изображение и интерактив одновременно — лучший выход из ситуации. Наглядность и визуал помогают современным детям понять тему или предмет значительно лучше.

MyCollages - 2025-08-12T151414.329.jpg
Интерактивные доски, презентации с яркими картинками проще для восприятия. Фото: Freepik

«Они лучше усваивают информацию через анимацию, мемы и инфографику. У детей Z и альфа-поколения повышена чувствительность к мультисенсорной стимуляции», — комментирует Наталья Половайкина.

На самом деле, появление феномена клипового мышления — вполне закономерно. На создание любых новых нейронных связей мозг затрачивает большое количество усилий. Поэтому, например, видео на 30 секунд ему обработать куда проще, чем лекцию с профессором наук.

«Мозг, к сожалению, не любит развиваться», — добавляет психолог.

Клиповое мышление — это плохо или хорошо?

Как мы уже писали выше, несмотря на то, что поколения z и α с клиповым мышлением тяжело воспринимают большой объем информации, они многозадачны. 

«Они одновременно могут работать с разнородной информацией», — подчеркивает Наталья Половайкина. 

Это несомненный плюс. Например, прошлые поколения, у которых не было опыта с технологиями, с этой задачей справляются значительно хуже. 

Специалист по детским и семейным отношениям также прокомментировала, что дети их поколения, которые еще застали учителей без презентаций и медиа ресурсов, и современные z и α разительно разные. Их нет смысла сравнивать. Это тенденция развития мира.

«Будем реалистами, скорее всего, отказаться от клипового мышления в современных реалиях не получится, потому что гаджеты прочно засели в наш мир, — Наталья привела наглядный простой пример: — Это как с любыми другими изобретениями человека. Например, нож. Не значит, что от него нужно отказаться, так как можно порезаться. Нужно просто научиться им пользоваться. То же самое гаджет — это не плохо, нужно просто разобраться и понять, как его использовать правильно, особенно в обучении».

MyCollages - 2025-08-12T151532.837.jpg
Гаджет — это полезный инструмент, если его правильно использовать. Фото: Freepik

Психолог подчеркнула, что сейчас первое поколение держит в руках гаджеты с самого раннего детства. А гаджеты и технологии развиваются быстрее нас.

«Мы сами иногда задумываемся, как работать с ними. Что уж говорить о детях? Но иногда они лучше нас понимают в технологиях. Поэтому, можно сказать, что клиповое мышление неизбежно. Главное, научиться работать с ним правильно, направить развитие в нужное русло с учетом технологий».

Например, для того, чтобы ребенок мог получать как можно больше информации, неплохо использовать яркие образы: картинки, презентации, таблицы, инфографики.

Использование активных методов обучения — тоже хороший шаг к развитию. Обсуждение пройденного материала отлично закрепит его.

Не надо отбирать смартфон или насильно давать огромные тексты, которые ребенок не хочет читать. Лучше структурируйте, заинтересуйте юного школьника, покажите визуал: кино, видео, игры. Если человеку станет правда интересно, он сам будет искать информацию и больше изучать по предложенной теме.

Цифровой детокс

Несомненно, возникает закономерный вопрос: неужели современные дети уже не научатся концентрировать свое внимание дольше трех секунд и не смогут глубоко погружаться в сложные темы?

Скорее всего, эти навыки им предстоит осваивать уже в более старшем возрасте, когда появится необходимость в специализации.

MyCollages - 2025-08-12T151636.412.jpg
На время оторваться от смартфона входит в новый тренд. Фото: Freepik.

Кстати, уже сегодня среди молодежи развивается тренд, связанный с цифровым детоксом. Он заключается в том, что человек сознательно ограничивает связь с всемирной паутиной и уезжает отдыхать, например, на дачу, в огород или в деревню подышать свежим воздухом. Человек таким образом ограничивает себя от перегрузки информацией, пытается переключить внимание от бесконечного потока соцсетей и видео.

«Вполне возможно, что через 30-40 лет человечество вновь начнет ценить книги и длинные фильмы», — размышляет Наталья Половайкина.

Фото взято из нейросети Freepik.

Фото взято из нейросети Freepik.

Фото взято из нейросети Freepik.

Фото взято из нейросети Freepik.

Фото взято из нейросети Freepik.

Мы используем cookie

Во время посещения сайта izhlife.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее