
Представьте: ваш ребенок делает уроки, параллельно листает ленту TikTok, отвечает на сообщения в чате и поглядывает в телевизор. Казалось бы — гениальная многозадачность. Но психологи отмечают: это не суперспособность, а признак клипового мышления — нового способа восприятия информации, который меняет сознание целого поколения. IZHLIFE попытался разобраться в этой теме вместе с детским психологом Натальей Половайкиной.
«Мозг не резиновый»: что такое клиповое мышление
Современные дети — представители поколений Z и Альфа — усваивают информацию иначе, чем их родители. Короткие ролики в TikTok, бесконечные сторис, мемы и инфографика формируют так называемое клиповое мышление. В прошлой статье мы подробнее говорили о том, как защитить детей от фейков и манипуляций.
«Мозг настроен так, что треть информации идет через короткие образы, через картинки, через визуал, — объясняет Наталья Половайкина. — Детям современного поколения тяжелее долго удерживать внимание на конкретных вещах. Им нужна короткая информация, но при этом они могут одновременно работать с разнородными данными: играть, смотреть видео и делать уроки».

Однако за эту многозадачность приходится платить: снижается способность к глубокому анализу и концентрации.
«Это ведет к уменьшению внимания. То есть ребенку сложнее погрузиться, например, в домашнее задание, на 100%. Мозг не резиновый — он не может обрабатывать сразу много файлов», — добавляет эксперт.
Почему современным школьникам бессмысленно читать обычные лекции
Если у ребенка уже сформировано клиповое мышление (а таких детей сейчас большинство), классические приемы и форматы обучения попросту теряют эффективность. Если раньше ученики спокойно воспринимали длинные, а порой и монотонные объяснения учителя, то сегодня такой формат вызывает утомление.
«Нашим родителям хватало учебника и преподавателя у доски. Современным детям в условиях цифровой эпохи физически тяжелее так учиться», — говорит детский психолог.
Мультисенсорная подача урока: звук, изображение и интерактив одновременно — лучший выход из ситуации. Наглядность и визуал помогают современным детям понять тему или предмет значительно лучше.

«Они лучше усваивают информацию через анимацию, мемы и инфографику. У детей Z и альфа-поколения повышена чувствительность к мультисенсорной стимуляции», — комментирует Наталья Половайкина.
На самом деле, появление феномена клипового мышления — вполне закономерно. На создание любых новых нейронных связей мозг затрачивает большое количество усилий. Поэтому, например, видео на 30 секунд ему обработать куда проще, чем лекцию с профессором наук.
«Мозг, к сожалению, не любит развиваться», — добавляет психолог.
Клиповое мышление — это плохо или хорошо?
Как мы уже писали выше, несмотря на то, что поколения z и α с клиповым мышлением тяжело воспринимают большой объем информации, они многозадачны.
«Они одновременно могут работать с разнородной информацией», — подчеркивает Наталья Половайкина.
Это несомненный плюс. Например, прошлые поколения, у которых не было опыта с технологиями, с этой задачей справляются значительно хуже.
Специалист по детским и семейным отношениям также прокомментировала, что дети их поколения, которые еще застали учителей без презентаций и медиа ресурсов, и современные z и α разительно разные. Их нет смысла сравнивать. Это тенденция развития мира.
«Будем реалистами, скорее всего, отказаться от клипового мышления в современных реалиях не получится, потому что гаджеты прочно засели в наш мир, — Наталья привела наглядный простой пример: — Это как с любыми другими изобретениями человека. Например, нож. Не значит, что от него нужно отказаться, так как можно порезаться. Нужно просто научиться им пользоваться. То же самое гаджет — это не плохо, нужно просто разобраться и понять, как его использовать правильно, особенно в обучении».

Психолог подчеркнула, что сейчас первое поколение держит в руках гаджеты с самого раннего детства. А гаджеты и технологии развиваются быстрее нас.
«Мы сами иногда задумываемся, как работать с ними. Что уж говорить о детях? Но иногда они лучше нас понимают в технологиях. Поэтому, можно сказать, что клиповое мышление неизбежно. Главное, научиться работать с ним правильно, направить развитие в нужное русло с учетом технологий».
Например, для того, чтобы ребенок мог получать как можно больше информации, неплохо использовать яркие образы: картинки, презентации, таблицы, инфографики.
Использование активных методов обучения — тоже хороший шаг к развитию. Обсуждение пройденного материала отлично закрепит его.
Не надо отбирать смартфон или насильно давать огромные тексты, которые ребенок не хочет читать. Лучше структурируйте, заинтересуйте юного школьника, покажите визуал: кино, видео, игры. Если человеку станет правда интересно, он сам будет искать информацию и больше изучать по предложенной теме.
Цифровой детокс
Несомненно, возникает закономерный вопрос: неужели современные дети уже не научатся концентрировать свое внимание дольше трех секунд и не смогут глубоко погружаться в сложные темы?
Скорее всего, эти навыки им предстоит осваивать уже в более старшем возрасте, когда появится необходимость в специализации.

Кстати, уже сегодня среди молодежи развивается тренд, связанный с цифровым детоксом. Он заключается в том, что человек сознательно ограничивает связь с всемирной паутиной и уезжает отдыхать, например, на дачу, в огород или в деревню подышать свежим воздухом. Человек таким образом ограничивает себя от перегрузки информацией, пытается переключить внимание от бесконечного потока соцсетей и видео.
«Вполне возможно, что через 30-40 лет человечество вновь начнет ценить книги и длинные фильмы», — размышляет Наталья Половайкина.
Фото взято из нейросети Freepik.
Фото взято из нейросети Freepik.
Фото взято из нейросети Freepik.
Фото взято из нейросети Freepik.
Фото взято из нейросети Freepik.