15 мая 2025 17:17
Дети

Искусственный интеллект на уроках: как школьники Удмуртии используют нейросети для домашних заданий

Учителя и психологи объяснили, где ИИ помогает, а где вредит развитию ребенка

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

По данным ВЦИОМ, почти половина россиян (46%) не разрешила бы своему ребенку использовать искусственный интеллект (ИИ) для выполнения домашних заданий. При этом отношение к технологиям зависит от возраста: среди поколения «цифры» и младших миллениалов противников меньше – 31% и 38% соответственно, тогда как среди старшего поколения доля скептиков достигает 53%. Полностью одобряют использование ИИ во всех школьных предметах лишь 16% респондентов, еще 30% поддерживают применение ИИ выборочно – только в отдельных дисциплинах.

IZHLIFE тоже провел опрос среди родителей школьников, разрешают ли они своему ребенку использовать нейросети при подготовке домашки. Мнения разделились.

диагг.jpg
Диаграмма составлена по данным опроса IZHLIFE в Telegram (проводился 23.04.2025, участие приняли 145 человек)

IZHLIFE узнал у школьных учителей и психологов, понимают ли они, когда дети используют ИИ при подготовке домашних заданий, есть ли польза в использовании ИИ, при подготовке каких предметов лучше обращаться к нему, а также на что следует обратить внимание родителям. 

Мнение учителей

Учителя однозначно замечают использование ИИ в домашних заданиях. Это подтвердила Светлана Шмакова, заместитель директора ижевского лицея № 41, руководитель проекта лучшийцифровойурок.рф, учитель информатики высшей квалификационной категории. Маркерами служат «шаблонные фразы, неестественно сложные формулировки для возраста ученика, отсутствие логических ошибок при непонимании темы на уроке». 

По ее мнению, ИИ может быть полезен как инструмент для поиска информации или тренировки навыков, но, подменяя самостоятельную работу, мешает развитию критического мышления и глубокого понимания материала.

«ИИ полезен в точных науках для разбора примеров, в языках – для тренировки. Вреден: в творческих заданиях (сочинения, проекты), где важны индивидуальность и анализ», – подчеркнула Светлана Шмакова. 

Учитель английского языка из средней школы №74 города Ижевска, Елена Бубекова также рассказала, что замечает, когда ученики используют ИИ. 

«Любой опытный педагог видит резкие изменения в стиле письма и уровне языка. Появляются неестественные формулировки, грамматика становится идеальной, резко меняется к лучшему словарный запас. Несоответствие уровня подготовленных домашних заданий и устных ответов на уроке в школе. Количество ошибок в устных ответах значительно превосходит количество ошибок в письменных (домашних работах), выполненных с помощью ИИ», – поделилась она. 

gruppa-druzei-srednego-razmera-na-telefonah.jpg
Фото: freepik.com

Вместе с тем, Елена Бубекова отмечает, что ИИ – это инструмент, и его влияние зависит от того, как его применять. Он помогает, если используется для поиска идей, проверки грамматики и подбора лексики. С его помощью можно проанализировать ошибки и разобрать сложные конструкции. 

«В то же время ИИ и вредит, если ученик просто копирует ответ без понимания, обработки, анализа. Он полностью перестает думать самостоятельно. У ученика формируется некая иллюзия относительно собственных знаний», – сказала Елена Бубекова. 

Несколько раз бывало, что Елена Бубекова снижала оценки за домашние работы, выполненные с ИИ.  Если ученик не может продемонстрировать уверенного владения материалом, оцениваются знания, а не результат. 

«Устно обязательно поясняю, что отметку снижаю не за "использование ИИ", а за несамостоятельность и "слепое" списывание. Эту же идею при необходимости стараюсь донести и до родителей ученика», – добавила Елена Бубекова. 

Наталья Семенова, учитель английского языка школы №74 рассказала, что в ее практике ученики использовали ИИ для создания презентаций к урокам: 

«Визуально такие презентации сразу выделяются: они более стильные, лаконичные. Что касается содержания, то учитель замечает погрешности, если представленная информация не отвечает требованиям задания. Очень часто ИИ выдает много лишней информации по теме». 

При этом Наталья Семенова как учитель сама периодически обращается к обширному функционалу ИИ. Она генерирует задания для учеников по темам и задания к видео, которые использует на занятиях. 

«Но, конечно, прежде чем выдавать такие задания ученикам, я проверяю их на погрешности», – подчеркнула Наталья Семенова. 

Где можно использовать ИИ

Елена Бубекова считает, что ИИ может быть полезен для языковой практики на уроках английского языка – чат-боты для диалогов, исправление ошибок в текстах, подбор синонимов или необходимой  лексики.

«ИИ полезен для  обработки информации, построение гипотез, "мозгового штурма" при решении проектных задач, написании сочинений, рефератов и др. Вредным же использование ИИ может оказаться при выполнении творческих заданий, написании эссе и стихов, подготовки к  дебатам – слишком велик риск полного уничтожения индивидуальности и уникальности каждого ученика. Велик и риск полного уничтожения способности критического мышления, когда ученик не учится рассуждать самостоятельно. Делая вывод: ИИ не должен заменять процесс обучения, а  должен именно  дополнять его», – подчеркнула Елена Бубекова. 

deti-imeusie-klass-tehnologiceskogo-obrazovania.jpg
Фото: freepik.com

По мнению Натальи Семеновой, если ребенок не умеет критически мыслить, размышлять, фантазировать, то использование ИИ принесет больше вреда, чем пользы. 

«На мой взгляд, ИИ может быть полезен, если учитель поставил задачу ученикам выполнить работу с использованием ИИ. Например, сгенерировать изображение и найти ошибки в работе ИИ», – сказала Наталья Семенова. 

Нужен ли регламент по использованию ИИ в школах

Светлана Шмакова отметила, что четкие правила необходимы: обозначить допустимые формы помощи (например, объяснение сложных тем), запретить прямое копирование решений. Важно не ограждать детей от технологий, а учить этичному их использованию.

Такого же мнения придерживается Елена Бубекова. По ее мнению, пока что многие ученики не понимают границ допустимого и всех необратимых негативных эффектов, к которым приводит чрезмерное злоупотребление ИИ.

«Если ИИ это инструмент, то ученику необходимо дать к нему инструкцию, когда  можно использовать ИИ (например, для черновиков, поиска синонимов, тренировки) и когда нельзя (контрольные, творческие задания, где важна самостоятельность). При этом особую важность приобретает единство подходов и требований к решению  данного вопроса всего педагогического сообщества», – прокомментировала Елена Бубекова. 

Мнение психологов

Мария Тодорова, нейропедагог, коррекционный педагог, детский психолог, считает, что использование ИИ может поддержать учебную мотивацию, если применяется грамотно: например, когда ребенок через ИИ получает обратную связь, идеи для дальнейшего поиска или подсказки, не заменяющие мышление. Однако такое бывает очень редко. Мало кто умеет грамотно пользоваться ИИ даже из взрослых, не говоря уж о незрелых людях. 

«При постоянном обращении к готовым ответам мотивация к собственным усилиям снижается. По теории привязанности Гордона Ньюфелда, формирование внутренней мотивации связано с отношениями, а не с внешними инструментами. Если у ребенка нет связи с взрослым, который вдохновляет его учиться, технологии не заменят этот процесс, а могут наоборот увести его в сторону пассивного потребления», – рассказала Мария Тодорова. 

Эксперт отмечает, что мозг ребенка в раннем возрасте особенно пластичен, и привычка к немедленному получению ответов формирует поверхностный стиль мышления. Вместо развития памяти, внимания и логики ребенок учится быстро получать готовую информацию. Это мешает тренировке базовых когнитивных функций. Домашние задания, которые ребенок выполняет сам, необходимы для развития мозга – это своего рода «тренажер». Как физические упражнения укрепляют тело, так регулярное самостоятельное решение задач укрепляет интеллект.

koncentrirovannaa-devuska-ispol-zua-noutbuk-doma.jpg
Фото: freepik.com

«С одной стороны, ИИ может снизить тревожность, если ребенок воспринимает его как помощника, а не как замену своим усилиям: например, получает подсказку или поддержку в поиске решения. С другой стороны, если у ребенка не развита устойчивая уверенность в себе, постоянное обращение к ИИ усиливает внутреннюю неуверенность: "я сам не справлюсь без помощи". Для здорового преодоления тревожности ребенку нужна опора на взрослого, который верит в его способности, а не на технологию, которая нивелирует усилия», – подчеркнула Мария Тодорова. 

Младшие школьники воспринимают ИИ скорее как волшебного помощника («Алиса, включи свет») и склонны безусловно ему доверять, добавила Мария Тодорова. Подростки могут использовать его более критично, но при этом – в зависимости от характера – либо для обогащения своих идей, либо для избегания усилий. 

Школьный психолог Юлия Рогачева также отметила, что ИИ может повышать заинтересованность в учебе, предоставляя персонализированные задания, немедленную обратную связь и игровой формат обучения. Однако чрезмерная зависимость от ИИ может снижать внутреннюю мотивацию.

«Частое использование ИИ может привести к привычке полагаться на технологии для решения задач, что снижает инициативность и самостоятельность. У детей до 10–12 лет, чья саморегуляция еще формируется, это может проявляться в трудностях с концентрацией без гаджетов», – пояснила Юлия Рогачева. 

С одной стороны, ИИ может снижать тревожность, предлагая пошаговые инструкции, разъяснения или упрощенные версии задач, что создает ощущение контроля, говорит Юлия Рогачева. Но если ребенок привыкает к постоянной помощи ИИ, у него может развиться страх перед самостоятельной работой и ответственностью.

По мнению Юлии Рогачевой, родителям стоит:  

  • Устанавливать четкие границы использования ИИ (например, только для проверки или разъяснений).  

  • Обсуждать с ребенком, как он использует ИИ, и учить анализировать, а не просто принимать ответы.  

  • Следить за балансом между технологической помощью и самостоятельной работой.

Мнение экспертов

Доцент Финансового университета Елена Воронова отметила, что современные учащиеся не всегда умеют эффективно использовать новые технологии в учебе. По ее словам, интернет упростил подготовку домашних заданий, избавив от необходимости ходить в библиотеки. Однако с появлением ИИ школьники все реже сами отбирают материал и часто даже не вникают в суть работы, что ослабляет развитие критического мышления. Учащийся не может выделить объект, цели, задачи своей работы, не усваивает логических связей между отдельными ее частями.

zensina-i-dvoe-studentov-smotrat-na-planset.jpg
Фото: freepik.com

«В университете я стараюсь донести до студентов, что грамотно составленное текстовое сообщение, с помощью которых мы общаемся ежедневно, – это залог успешности общения. И чтобы оставаться интересным другим и быть грамотным специалистом, нужно уметь критически мыслить, обобщать информацию, вычленять главное и продолжать самосовершенствоваться», – подчеркнула эксперт. 

Екатерина Мыцких, методист по русскому языку «Онлайн-школы №1», подчеркивает, что нельзя игнорировать прогресс такого уровня, как ИИ. 

«Мир не стоит на месте. Про ИИ и нейросети сейчас знают даже маленькие дети. Им, а особенно подросткам, очень интересна эта область человеческих знаний, и взрослым нельзя отставать. С каждым годом педагогам все сложнее удержать внимание школьников, поэтому ИИ может стать отличным помощником в этом деле. Главное, все сделать грамотно», – отметила Екатерина Мыцких. 

С помощью искусственного разума можно «разгрузить» учителей, помочь им с рутинными задачами: составлять программы, писать планы – то есть делать все то, что отнимает у учителя много времени. Кроме того, ИИ мог бы существенно облегчить работу по проверке домашних заданий, контрольных работ. 

«Отказываясь от ИИ в образовании, мы лишаем детей потенциальных сверхполезных возможностей: начиная с виртуального помощника для каждого ученика, заканчивая способностью ИИ разработать индивидуальный план обучения», – добавила эксперт. 

Роман Шеренков, методист по истории и обществознанию «Онлайн-школы №1», считает, что «ИИ – полон противоречий». С одной стороны, он ускоряет поиск информации, с другой, – упрощает процессы настолько, что ребенку не надо прикладывать даже минимальные усилия в учебе. Ведь для решения большинства типовых задач достаточно ввести условие в чат и получить ответ. Все, чему учится ребенок, – это составлять запрос. Он теряет самое ценное, что может дать ему образование, – умение планировать работу, мыслить, находить решение и анализировать его. 

«ИИ – это прогрессивное изобретение, от которого ни в коем случае нельзя отказываться, но им нужно научиться пользоваться с умом, чтобы он приносил только пользу. И тут все упирается в инициативу и квалификацию учителя: хочет и может ли он научить учеников корректно использовать ИИ или продолжает игнорировать изобретение будущего?» – заключил Роман Шеренков. 

А Михаил Шмырев, директор по digital-проектам Centre digital & media, отмечает еще одну немаловажную деталь:

«Умение пользоваться нейросетями уже сейчас становится очень востребованным навыком для многих специальностей. И в скором времени формулировка «уверенное использование ИИ» станет такой же привычной для резюме, как раньше «уверенный пользователь ПК». Но составлению промптов для ИИ тоже нужно учиться. Нейросеть – это инструмент, который полезен лишь тогда, когда им правильно и эффективно пользуются. Поэтому мало дать школьникам и студентам доступ к ИИ. Очень хорошо, если на уроках информатики будут давать хотя бы азы использования этого инструмента, давать понимание, как и где его можно применять, в том числе и в рамках профориентации».

Изображение от freepik
Изображение от rawpixel.com на Freepik
Изображение от freepik
Изображение от freepik
Изображение от zinkevych на Freepik
Мы используем cookie

Во время посещения сайта izhlife.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее