Все родители мечтают, чтобы их ребенок учился в хорошей школе, но далеко не всегда получается с первого класса устроить чадо туда, куда хочется. Тем не менее никто не запрещает перевестись в среднем или даже старшем звене. Это, конечно, непростой шаг, поэтому родители часто переживают о том, что будет с успеваемостью. Но на самом деле переживать нужно немного о другом.
О том, как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе, IZHLIFE поговорил с детским психологом, специалистом по семейным и детско-родительским отношениям Натальей Половайкиной.
Как упростить ребенку адаптацию в новом коллективе
Школу меняют по разным причинам. Нередко это банальный переезд, хотя в последнее время родители стали переводить детей в новое учреждение, если в старом что-то не устраивает. Такой шаг обычно не вызывает протеста школьника, если плохо было самому ребенку, например, произошел конфликт с учителем или имел место буллинг. Но если старая школа чем-то не угодила родителям, а ребенку все нравилось и у него там было много друзей, то смена коллектива может стать весьма болезненной.
Главным образом это, конечно, касается подростков. В 1-2 классе ребята довольно редко заводят крепкую дружбу. Конечно, бывают и исключения, но чаще всего после каникул ребенок бывает готов забыть о старых приятелях и завести новых. С подростками все куда сложнее. Для них расставание с одноклассниками может стать настоящей трагедией. Несмотря на это, ситуация встречается довольно часто.
«Встретить ребенка, который 11 лет проучился в одной школе, сейчас можно все реже. Тем не менее, смена школы – это достаточно серьезный стресс. Как правило, когда ребенок приходит в новый коллектив, особенно в средней школе, там уже существует определенный сложившийся костяк и есть свои правила, то есть новичку, конечно же, бывает трудно. И первые два-три месяца основной задачей школьника будет не учеба, а адаптация», – говорит Наталья Половайкина.
По словам психолога, в этот период подростку очень нужна помощь и поддержка родителей. Во-первых, не следует требовать от него хороших отметок. Даже если в старой школе ребенок учился на пятерки, а в новой скатился до троек, давить на него ни в коем случае нельзя. Это может быть как реакцией на смену учителя и учебного плана, так и простым свидетельством того, что сейчас все силы ученика перенаправлены на выбор новой стратегии поведения и образование новых социальных связей. Особенно сложно приходится новичкам, которых перевели посреди учебного года.
«Если уж возникла необходимость сменить школу, делать это лучше либо в начале учебного года, либо хотя бы в начале четверти, а не как снег на голову 20 апреля. Тогда и коллектив воспримет новичка проще, так как в этой ситуации все дети будут чувствовать себя начинающими. Кстати, есть вероятность, что 1 сентября придут еще новенькие, и тогда ваш ребенок точно не будет один», – объясняет эксперт.
Больше стабильности
Если ребенок меняет школу, в первое время также очень важно сохранить стабильность в остальных сферах его жизни.
«Не меняйте в этот период никаких семейных традиций. Привыкли гулять по вечерам или ходить по выходным в кино? Все это нужно постараться перенести в новую жизнь, даже если произошел переезд. И уже, конечно, нежелательно в это время разводиться или рожать еще одного ребенка», – советует Наталья Половайкина.
К сожалению, довольно часто взрослые, поддаваясь эмоциям или попадая под влияние кризиса среднего возраста, пытаются сразу изменить все в своей жизни, забывая о том, что ребенок полностью от них зависит.
«Бывает, что взрослые люди не видят причинно-следственную связь. Как рассуждает мама? Она же развелась? Развелась. И далее все по цепочке. Разменяли с бывшим мужем квартиру – переехали. Ребенка стало неудобно возить в школу через весь город – сменили школу. Появился новый мужчина – поженились и, разумеется, стал нужен общий ребенок. Это сколько сразу у подростка изменений? Но он еще не в силах справляться с подобным шквалом, и его просто «накрывает». А взрослые потом задаются вопросом, что происходит? Почему ребенок закрывается в комнате и не хочет идти в новую школу? Наверное, его там обижают! А давайте посмотрим, что происходило у него за последние полгода. И оказывается, что обалдеть, сколько всего происходило. Но родители даже не понимают, сколько они сами на него обрушили», – говорит Наталья Половайкина.
Помогать, но не навязывать
Это все советы из области «не мешать», а могут ли родители оказать какую-то помощь? Несомненно, считает детский психолог. Конечно, не следует впадать в крайности и самим начинать диалог с одноклассниками ребенка. И уж тем более не нужно указывать, с кем ему дружить, а с кем нет. Но предложить позвать ребят в гости – отличная мысль.
«Если у родителей будут какие-то идеи, как можно сплотить детей, то это нужно обязательно попробовать. Сейчас, между прочим, культура хождения в гости для детей из одного класса несколько осложнена, потому что они уже не живут все в одном дворе, как раньше, когда учились только по прописке. Сейчас в школу едут со всего города, и чтобы один ребенок мог побывать в гостях у другого, родителям порой требуется составить целый план. И на самом деле это очень здорово – помочь детям все организовать. Можно собрать ребят и на сторонней площадке, не дома, а в парке развлечений или кафе. Кроме того, не стоит забывать, что друзья могут быть не только в классе, друзья могут быть на секциях и во дворе. Подскажите это ребенку», – советует Наталья Половайкина.
Если чадо начинает упрямиться и говорит, что не хочет проводить время со сверстниками, следует аккуратно выяснить почему. Возможно, в новом коллективе есть проблемы, а возможно, ваш ребенок просто интроверт и не любит большие компании. Тогда предложите позвать в гости одного или двух ребят. В конце концов, настоящих друзей много не бывает.
Нужно ли объяснять?
При разговоре с малышом можно ограничиться рассказом о том, что скоро он пойдет в новую чудесную школу, но с ребенком постарше нужно строить разговор на равных. Честно объясните, почему вам пришлось поменять школу. Например: «Мы переехали в новую большую квартиру, у тебя теперь будет своя отдельная комната, но мы не будем успевать отвозить тебя в школу с утра, чтобы все успеть, нам придется вставать каждый день в пять часов». Если проблемы касаются работы и финансов – тоже объясните все как есть.
Старшекласснику можно больше рассказать о перспективах, например: «Мы переехали в другой город, и нам многое пришлось в своей жизни поменять, зато здесь у тебя больше возможностей поступить в хороший вуз и найти интересную, высокооплачиваемую работу».
Но бывает так, что родители хотят отдать ребенка в школу с углубленным изучением определенных предметов. И здесь настораживает уже сама формулировка. «Отдать» – как вещь, как сумку или книгу. Поэтому, если родители замечают за собой подобное, это уже повод сказать себе «стоп» и вспомнить, что речь идет вообще-то о живом человеке. Причем о самом близком.
«Если говорить о малышах, то им вообще никакое углубленное изучение чего-либо не требуется. Все, что нужно в младшей школе – это нормальный педагог – веселый, интересный, не давящий – и здоровая атмосфера в коллективе. Чтобы к пятому классу ребенка не начало от школы тошнить. Дальше идет подростковый период, когда учеба отступает на второй план, и друзья становятся важнее всего остального. И это нормально. В возрасте 11-14 лет подростку нужно осваиваться в этом мире и понимать, кто он такой. Поэтому мы его обязательно спрашиваем, насколько он хочет перейти в другую школу, спрашиваем, хотел бы он учиться по более интересной программе или ему слишком дороги и важны те связи, которые он уже сформировал здесь», – объясняет Наталья Половайкина.
Лучше строить разговор таким образом: «Я вижу, что ты крутой, что у тебя хорошо идет математика, и тебе нравится этот предмет. У нас есть два пути: ты можешь развиваться еще больше, если мы поменяем школу, или можешь остаться в старой школе и ходить на дополнительные курсы и участвовать в олимпиадах». Пусть подросток сам выберет. Но важно соблюдать тонкую грань между «у тебя получается, вот тебе возможности для развития» и «у тебя получается, поэтому ты должен вкалывать еще больше». Иначе любовь к предмету превратится в ненависть.
«Опять-таки в старших классах нужно рисовать перспективы. Сейчас в большинстве школ с 7-8 класса так или иначе идет деление на естественнонаучные и гуманитарные направления. Как раз это повод поговорить с ребенком о том, чем он хочет заниматься в жизни. Только не стоит общаться в ключе «не будешь учиться – станешь дворником». Расскажите ему, что если выбрать свой путь уже сейчас, то развиваться и затем поступить в вуз будет проще. Не хочется сейчас? Можно и не выбирать, а просто пойти после школы в техникум и уже там получить рабочую специальность. Но это не будет топовая должность», – говорит эксперт.
Сберечь дружбу
Если ребенок не против учиться по углубленной программе, но расстраивается, что все друзья остались в прежней школе, ни в коем случае нельзя обесценивать его чувства и говорить, что это ерунда и он еще сотню таких же друзей найдет. Представьте переход в новую школу как возможность расширить круг общения. Это вовсе не означает, что от старых друзей придется отказаться.
«К счастью, сейчас можно общаться онлайн – это как раз один из примеров, когда соцсетям стоит сказать «спасибо». Объясните ребенку, что можно переписываться и созваниваться, гулять вместе в свободное от уроков время. Общение даже может стать более интересным, так как у каждого появятся свои новости», – рассказывает Наталья Половайкина.
А еще смена школы – это своеобразная проба взрослой жизни. Расскажите ребенку о том, что каждый человек в течение жизни меняет несколько коллективов. После школы будет колледж или университет, затем работа и, скорее всего, не одна. И смена коллектива – это всегда возможность научиться чему-то новому, вырасти. Да, каждый раз какие-то люди будут оставаться при этом в прошлом, но дружба с некоторыми сохранится на долгие годы.
«Особенно хорошо воспринимают такой подход подростки 13-14 лет, в этом возрасте они любят примерять на себя взрослые роли. Расскажите ребенку о том, как меняли работу и сколько раз, приведите в пример условную тетю Дашу, с которой вы работали вместе 10 лет назад, но до сих пор поздравляете друг друга со всеми праздниками и зовете друг друга в гости. Общение не обрывается только по причине того, что люди перестают вместе учиться или работать. Оно может сохраниться в тех же объемах, просто для подростка это не всегда очевидно. Подростки очень прямолинейны, для них переход в новую школу – это конец всему. И задача родителей объяснить, что жизнь на этом не заканчивается, она становится чуть-чуть другой, но это не значит, что она будет хуже», – советует психолог.
Следует быть готовыми и к тому, что друзья из старой школы сами перестанут общаться. Ребенок испытает разочарование, и с этим ничего нельзя сделать – только помочь пережить. Скажите: «Да, я понимаю, что эта дружба много для тебя значила, но, судя по всему, это был не настоящий друг. В жизни так случается. Но у тебе есть (или будут) и настоящие друзья, и это прекрасно».
Изображение от freepikИзображение от freepik
Изображение от master1305 на Freepik
Изображение от freepik
Изображение от freepik
Изображение от freepik