![Участники соревновались в решении шахматных задач. Фото: Ильяс Бекмансуров](/upload/resize_cache/iblock/f8e/pqll1c2337opvlznpu7rqe7kdn4sz4km/830_520_1/Foto1_1_.jpg)
В спортивной школе по шахматам имени Сергея Ощепкова прошла церемония награждения победителей и призеров Республиканской олимпиады по шахматам. Попробовать свои силы смогли как профессионалы, так и любители. Но не за шахматной доской, а в решении специальных заданий.
Привычный формат школьных олимпиад по русскому языку или математике получил развитие в мире шахмат. И вот уже шестой год в Ижевске проходит мероприятие, которое объединяет учеников, родителей, педагогов и тренеров по шахматам. Организатор олимпиады – Ресурсный центр при спортивной школе по шахматам имени С.Ф. Ощепкова совместно с Федерацией шахмат Удмуртии.
Кто принял участие в олимпиаде
Участниками олимпиады в этом году стали ученики начальной школы с 1 по 4 классы. Ребята, по традиции, были поделены на группы А и Б: любители и профессионалы. Кроме того, была подготовлена дополнительная программа для детей из сельской местности.
На олимпиаду в Ижевск приехали шахматисты из Завьяловского, Шарканского, Якшур-Бодьинского, Селтинского районов, Каракулинского района, а также из Сарапула и Можги. Общее количество участников вместе с ижевскими школьниками составило 352 человека.
![Фото2-(1).jpg](/upload/medialibrary/cee/94kmzv89gq0t3up8nbu5qxh8shel87i2/Foto2_1_.jpg)
«Мы проводим олимпиаду не только для профессиональных шахматистов, у которых есть рейтинги и разряды, но и для любителей. Это дети, которые только знакомятся с миром шахмат и, может быть, не всегда готовы играть», – отмечает Светлана Дерябина, руководитель Ресурсного шахматного центра Ижевска.
Так, ученик 2 «А» класса 41 лицея Ибрахим Мухаметов не проявляет особого рвения к шахматным состязаниям. А на олимпиаде, между прочим, выигрывает. В этом году он занял второе место в группе А среди мальчиков в своей возрастной категории.
«Участвую в олимпиаде второй год. В шахматы я пока играю не очень хорошо, а задачи решать люблю. Для меня лучше решить одну конкретную задачу, чем продумывать ходы в игре. Поэтому мне нравится участвовать в олимпиаде», – делится Ибрахим.
![Фото3-(1).jpg](/upload/medialibrary/2a6/dr9h0ixg5pc0pi10hrz436jzj42tzt3g/Foto3_1_.jpg)
Какие задачи решают юные шахматисты
Олимпиада – это не про игру в шахматы. Здесь шахматистам не нужно разыгрывать партию от начала до конца. Суть олимпиады заключается в выполнении заданий и головоломок на шахматную тему. Их разработкой занимаются методисты и профессиональные тренеры. В этом году задачи составлял тренер высшей категории Рустем Курбанский.
«Есть базовые задания, которые повторяются из года в год. Мы их видоизменяем, но смысл остается прежним. Конечно, создаем и новые задачи, – рассказывает Рустем. – Считаю одним из самых интересных задание, где нужно найти ошибки в позиции. То есть определить, чего не могло произойти на доске. Например, когда два короля стоят под шахом. Такого не может быть в принципе. Но это простой пример. В олимпиаде все не так очевидно, и ребятам приходится ломать голову».
![Фото4-(1).jpg](/upload/medialibrary/bf5/6k4ldvy00wda4j66rvr85volkw7lc1q3/Foto4_1_.jpg)
При выполнении заданий главное – включить внимание и воображение. Встречаются вопросы, на которые можно дать несколько вариантов ответа и таким образом заработать дополнительные баллы.
Алексей Морозов из 34 школы занял первое место в группе А среди третьеклассников. Он узнал о таких вопросах-сокровищах от своего преподавателя Юрия Федорова. Как пояснил Юрий, на одном вопросе можно заработать много баллов.
«Можно дать несколько вариантов, а сколько – не сказано. Допустим, ученик дает один верный вариант, но тогда он заработает только один балл. И, по сути, правильный ответ оказывается неполным. Моя задача как тренера – объяснить это ребенку, показать ему, как использовать все возможности».
Ижевский ресурсный центр по шахматам ежегодно перед олимпиадой проводит для преподавателей и тренеров вебинары и лекции. Организаторы объясняют, какие будут задания и как подготовить учеников. А после подведения итогов соревнований проходит еще одна онлайн-встреча для разбора всех заданий, ошибок и достижений.
![Фото5.jpg](/upload/medialibrary/920/7psn40pi4smh3hbzjf2atuc2o6dm3rvp/Foto5.jpg)
«Есть очень простые, на наш взгляд, задания, и мы каждый раз думаем их исключить из программы, – рассказывает Светлана Дерябина. – Но по результатам мы видим, что дети пока не справляются с ними. Даже те, кто участвует в олимпиаде третий или четвертый год. Тогда мы прорабатываем с педагогами, на что обратить внимание. В плане содержания мы пока не торопимся к усложнению задач. Сейчас наша цель – привлечь больше иногородних шахматистов».
![Фото6-(1).jpg](/upload/medialibrary/cd4/5v721qby9rsl96qh9pj22afo17vxc9p0/Foto6_1_.jpg)
Чем наградили победителей
Победителям и призерам олимпиады вручили медали, грамоты, шахматные журналы и памятные призы от партнеров. Одним из ярких сюрпризов для ребят, занявших первые места, стала экскурсия в парк «Динополис». Она состоится в эти выходные.
Организаторы выразили благодарность педагогам и родителям, а также партнерам мероприятия: компании Centre digital & media и администрации лицея № 41. Кроме того, были отмечены и спонсоры: семейное кафе «Мама Пицца», парк динозавров «Динополис» и компания «Ника».
![Фото7-(1).jpg](/upload/medialibrary/af0/hd39v38bjgxk5fk4xq92vezek2pu9atp/Foto7_1_.jpg)
А мы предлагаем вам испытать на себе, с чем столкнулись младшие школьники на олимпиаде, и решить задачи по шахматам. Свои ответы присылайте на электронную почту: svetl06-11@yandex.ru. Решение можно записать. А можно нарисовать на картинке в задании, а затем сфотографировать и прикрепить к письму.
Тот, кто первый справится с заданиями, получит памятный шахматный сувенир.
Желаем вам удачи!
1. Заберите белой ладьей клубничку. По дороге ладья не должна попасть под бой вражеских фигур.
Внимание: забирать другие фигуры нельзя!
Нарисуйте или запишите маршрут ладьи.
![1.png](/upload/medialibrary/2e1/nww7bqemcyvkhsjzt170543xmxkmh8qm/1.png)
2. На каких полях должен стоять ферзь, чтобы напасть на фигуры, обозначенные кружками?
![2.png](/upload/medialibrary/dc4/za2wievjd216tutm0qfjdb9vsv0clz45/2.png)
3. Конь должен добраться до звездочки. При этом нельзя брать вражеские фигуры и попадать под нападение.
Внимание: черные фигуры неподвижны!
Напишите или нарисуйте путь коня.
![3.jpeg](/upload/medialibrary/f87/sprjqofcv1kezy4g7bwq025l67ktwq8x/3.jpeg)
4. Найдите позиции фигур, противоречащие правилам шахмат. Запишите свой ответ.
![4.png](/upload/medialibrary/1c0/mhba8zrjblgzxti5qk4s0fw0u1no4jty/4.png)