«Тесты на профориентацию не помогут!»
Стоит ли верить результатам тестов на профориентацию?
– Большинство бесплатных тестов сочинили за пару часов. Как думаете, эффективны ли они? Практически все хорошее психологическое тестирование платное или доступно через научную литературу. Средняя цена - 2 500 руб.
Для принятия серьезного и осознанного решения одного теста недостаточно. Ведь по итогу вы получите просто список подходящих профессий без учета их востребованности или условия обучения.
После таких тестов клиенты говорят мне: «Мы уже были у психолога. По итогам сын должен быть технологом. Вот только технолог чего? Как этому учиться? Вроде сын производством совсем не интересуется…».
Именно поэтому на курсе «Профессии будущего» мы знакомим ребят с тем, что такое рынок труда, какие профессии будут востребованы через 10-20 лет и делаем упражнения, помогающие ребенку выбирать направление осознанно.
«Для ЕГЭ можно вызубрить любой предмет»
Выбор профессии в первую очередь зависит от оценок?
– Если у ребенка пятерки только по истории, то почему бы и нет? Другой вопрос, найдет ли он работу и будет ли она ему нравится.
Родители должны наблюдать и стараться понять, почему по этому предмету у ребенка пятерка. Может, в школе хороший учитель, который интересно проводит занятия? Или наоборот, ребенок получает двойки по любимым предметам не потому, что не хочет заниматься, а из-за слабого или неприятного педагога.
Конечно, при выборе вуза нужно учитывать оценки. Но помните, что для поступления нужны результаты ЕГЭ. И при желании можно вызубрить и подтянуться по любому предмету самому или с репетитором. Главное понимать - для чего ты учишь именно этот предмет.
«Отличники должны выбирать интеллектуальную работу»
Что делать отличникам – получается многое, а что выбрать, непонятно?
– С отличниками ситуация такая же – важно определить причины отличных оценок. Они связаны с интересом к обучению или страхом получить двойку, потому что рядом всегда находятся контролирующая мама?
Я знаю много историй, когда отличники поступают в хорошие вузы в других городах и перестают учиться, потому что рядом нет этого контролирующего взрослого.
Но если отличник старается из-за личной потребности развития и жажды знаний, то профессиональное направление должно быть связано с интеллектуальной работой. Для поступления ему лучше рассмотреть более крупный вуз. О том, по каким критериям выбирать вуз и на каких сайтах искать подходящие программы, мы также говорим на курсе. И выбирать специальности на основе личностных качеств, увлечений, ценностей (что им важно и где они хотят оказаться через 5-10 лет) и интересов к предметам (если ребенок получает 5 по предмету, это не значит, что он ему интересен).
«Нужно быть готовым к работе на фрилансе»
Говорят, что многие специальности, в том числе бухгалтера, юристы и журналисты исчезнут через несколько лет? Как быть, если ребенок хочет развиваться в этих направлениях?
– Такие специальности исчезнут в привычном для многих варианте офисного сотрудника и перейдут за пределы штата. Уже сейчас в большинстве компаний нет юристов, которые сидят в офисе. При этом частные адвокаты, которые смогли организовать поток клиентов, очень хорошо зарабатывают.
Также на рынке труда уменьшается спрос на бухгалтеров, которые работают с первичной документацией. При этом сохраняется большой спрос на бухгалтеров, которые умеют решать сложные нестандартные задачи.
Тем, кто хочет развиваться в подобных профессиях, нужно готовиться к работе на фрилансе или в консалтинговых компаниях. Для этого нужно не только базовое образование. Важно развивать надпрофессиональные навыки, которые помогут стать уникальными специалистами.
В определении того, что нужно развивать в том или ином профессиональном направлении, помогает игра «Реклама профессии», которая входит в программу курса «Профессии будущего». После нее ребенок понимает, какие перспективы роста есть у той или иной специальности и что нужно сделать, чтобы его добиться.
Кстати, сейчас я бы больше переживала за сотрудников супермаркетов и водителей. В этих сферах часто работают люди без профильного образования, у них не так много альтернатив на рынке труда. Автоматизированные кассы самообслуживания в магазинах и автопилоты в грузоперевозках и такси, это уже наш завтрашний день.
«Выбор профессии - это ответственность ребенка»
Стоит ли навязывать ребенку профессию, которая ему не нравится?
– Конечно, вы можете надавить. Но у большинства из нас есть знакомые, которые получили образование по специальности, которую выбрали родители. И в большинстве случаев из этого ничего хорошего не получилось.
Помните, что выбор профессии – это ответственность ребенка, родитель должен занимать роль помогающего взрослого, который будет всегда рядом.
«Не задавайте вопрос: «Кем ты хочешь стать?»
Как тогда помочь ребенку?
– Не задавайте ему вопрос: «Кем ты хочешь стать?». А расскажите о себе, о том, как вы выбирали специальность, какие ошибки совершили, кем работают знакомые. Спрашивайте ребенка, что ему интересно, и будьте готовы отвести на различные дополнительные занятия, поддержать его, запланируйте походы на выставки: от художественных галерей до современных роботов.
Чем больше подросток знает и видит, тем легче ему сделать осознанный выбор профессии. К тому же, сейчас очень много дополнительных курсов по профориентации, на которых вам не просто выдадут тест.
Чем поможет курс «Профессии будущего»?
- На курсе мы объясняем детям, что важнее выбрать не профессию, а профессиональное направление! «Профессии будущего» включает новые знания о рынках труда, индивидуальные и групповые задания, деловые игры. Все это поможет подросткам задуматься о том, что им интересно и чего они хотят.
В программе курса 4 модуля:
1. «Рынок труда будущего», на котором разбирают самые перспективные и востребованные профессии и то, какие профессии исчезнут через 3, 5, 10 лет.
2. «Как выбрать профессию». Ребята определяются с тем, какие профессии им нравятся и обсуждают требования к ним, выявляют сильные качества, которые могут помочь им в профессии, изучают, как оставаться востребованным на рынке труда, что такое надпрофессиональные навыки и как их развивать.
3. «Престиж – ничто: как выбрать вуз правильно». На этом модуле проводят занятие с родителями, на котором объясняют, на какие критерии при выборе вуза стоит обращать внимание прежде всего и почему самое главное – база для практики, а не престиж учебного заведения. Ребята узнают, на каких сайтах лучше подбирать программу обучения и как сделать образование настоящей инвестицией в себя.
4. Как развиваться в профессии. В рамках этого модуля в игровой форме ребята изучают профессиональный путь и карьерный рост, трудности, с которыми сталкиваются во время обучения и в работе. А еще пробуют себя в роли соискателей и работодателей на собеседованиях, делают упражнения с родителями, которые делятся своим опытом и играют с ними в «Специалиста будущего», чтобы понять, можно ли планировать жизнь на 20 лет вперед.
Подробнее о курсе Профессии будущего на сайте образовательного проекта ЯШКОЛА.
Курс стартует уже 5 октября. Остались вопросы? Звоните: (3412) 945-026 или пишите куратору курса Марии Беловой mbelova@mgcentr.ru.
12+
АНО «Источник»
ОГРН 1171832011779
Реклама