Top.Mail.Ru
18 марта 2020 09:45
Дети

Родители мотогонщика из Ижевска: «Из мотоспорта по своей воле не уходят»

Как родители и тренеры школы «БелкамМОТОспорт» воспитывают чемпионов

Сегодня в рубрике «Мамы чемпионов» речь пойдет о бесстрашном юноше Власе Некрасове. Мотоспортом он занимается с четырех лет. Влас – воспитанник школы «БелкамМОТОспорт». Недавно ему исполнилось 18 лет. В свои годы он кандидат в мастера спорта по мотоспорту и многократный победитель первенств России. О том, каким был путь к успеху, расскажут родители и тренеры спортсмена.

Досье

  • Отец: Андрей Некрасов, дизайнер
  • Мать: Елена Некрасова, работает психологом
  • Ребенок: Влас Некрасов, кандидат в мастера спорта по мотоциклетному спорту

«В три года катался по дому»

Власу было чуть более четырех лет, когда мама привела его в школу «БелкамМОТОспорт».

Влас Некрасов со своим отцом Андреем  Фото: Сергей Грачев

– Раньше сама занималась спортом – я мастер спорта по пауэрлифтингу, – рассказывает мама Власа. – Мужа и старшего ребенка тоже приучила к активному отдыху. Раньше мы и на байдарках сплавлялись, и на горных лыжах катались, и на параплане летали. Младшего сына тоже захотелось отдать в спорт. Склонность к гонкам у ребенка обнаружилась рано: в полтора года Влас обожал свой маленький электрический мотоцикл, катался на нем по дому, причем так мастерски заходил в повороты, что мы не переставали удивляться! А еще при каждом удобном случае просился покататься на машинках на площади и гонял по двору на велосипеде.

Чтобы участвовать в соревнованиях, нужна страховка для экстремальных видов спорта и справка из врачебно-физкультурного диспансера

Тогда-то Елене и пришла идея отвести сына в мотошколу рядом с домом. На трассе Власа посадили на маленький учебный мотоцикл. Сделав под присмотром тренера круг, мальчик встал и… расплакался.

– Я сначала подумала, что он испугался, – вспоминает Елена. – А он, оказывается, не хотел слезать с мотоцикла. Тренеру (первый тренер Власа – мастер спорта СССР Виктор Кропотин) пришлось объяснить, что для того, чтобы заниматься, сначала нужно купить шлем, мотоботы, защиту. А мне он тихонько сказал: «Надо же, пяти лет нет, а так чувствует мотоцикл, ни разу не упал!».

В четыре года Влас уже уверенно стоял на горных лыжах, и первое время ему разрешили ездить на мотоцикле в горнолыжном шлеме – лишних денег на приобретение снаряжения не было. Затем выручили родители старших спортсменов – что-то подарили, что-то продали, что-то дали на время.

– Еще выручали старшие гонщики, – признается мама Власа. – Супруг – дизайнер, он хорошо шьет, вот и брали форму большего размера, а потом подгоняли.

Мужское дело

Первые полтора года Власа водила на тренировки мама, но затем на семейном совете было решено, что мотокросс – мужское дело, тем более начались первые соревнования.

Настоящий гонщик умеет чувствовать свой мотоцикл Фото: Сергей Грачев

– Тренировки у нас были три раза в неделю, и почти еженедельно мы на выходные куда-то выезжали на соревнования, – говорит Андрей, отец Власа. – Объездили с сыном пол-России: Екатеринбург, Уфа, Пермь, Подмосковье… В это время ты живешь с ребенком постоянно, причем по большей части в полевых условиях – в автобусе, палатке. Погода бывает разная, и трассы разные. Но почти всегда мотокросс – это пыль, грязь или все вместе. После гонки надо все отмывать: мотоцикл, комбинезон, ребенка.

Кстати, детей в школе «БелкамМОТОспорт» учат не только ездить, но и ухаживать за техникой, ремонтировать, чистить.

– Это у профессиональных гонщиков свои механики, а наши с детства начинают вместе с папой в мотоцикле ковыряться, – смеется Андрей. – У нас ведь папа и механик, и шофер, и лекарь – все в одном лице. Пока ребята маленькие, смотрят, помогают, потом сами что-то делать начинают.

«Мы с женой уже седые»

– Страшно? Да, очень страшно. Мы с женой давно уже оба седые, – в доказательство отец снимает шапку. – Они гоняют на бешеных скоростях. Но когда сын два года назад занялся ледовым спидвеем – гонками на ледовой трассе, – и я впервые увидел заезд, первая мысль была: «Уж лучше мотокросс».

Мотоциклы для спидвея отличаются тем, что не имеют тормозов, а на каждом их колесе по 200-300 металлических шипов длиной 28 мм для передвижения по льду. Даже выглядит страшновато.

Родители мотогонщика признаются: пока Влас был маленький и ездил на маломощном мотоцикле, не боялись, наоборот, гордились сыном. А полное осознание пришло, когда ближе к 12 годам у юного спортсмена начались серьезные заезды. Тогда же случились и первые травмы.

Влас, как и все, падал, синяков было не счесть. Однажды ломал ногу, в другой раз повредил спину. И всякий раз мы спрашивали: «Может быть, уже хватит? Может, лучше плаваньем заняться?». Только из мотоспорта по своей воле не уходят. А падения очень жуткие, особенно в спидвее. Если гонщик падает, то есть риск, что мотоцикл соперника проедет прямо по нему. Гонщики ведь еще на треке толкаются, каждый вперед хочет проехать. В первый же сезон перед сыном на развороте упал другой парень. Влас налетел на него, погнул мотоцикл. К счастью, защита у обоих парней хорошо отработала
Андрей Некрасов, отец Власа

– Мы сомневались, – вспоминает мама Власа, – но он сказал: «Я только разок попробую». А потом уже все, втянулся. И я своего сына понимаю, я ведь тоже спортсмен, знаю, что такое адреналин. Я бываю не на всех гонках, но когда бываю, то как будто чувствую все вместе с ним... Этот спорт самый адреналиновый, красивый, зрелищный, эмоциональный, жесткий. В мотоспорте есть все.

Несмотря на то что мотоциклетный спорт требует много времени, Влас успевает помогать родителям и хорошо учится, собирается поступать на отделение физической культуры и спорта в одном из институтов Москвы.

Колесо мотоцикла для ледового спидвея Фото: Сергей Грачев

– Мы переживаем за сына, но уж точно не жалеем, что привели его в мотоспорт, – признается Елена. – Благодаря спорту наш сын имеет самое главное – внутренний стержень, умение брать на себя ответственность. Он настоящий мужчина, у которого есть дело жизни.

Старт для чемпионов

Подробнее о том, как в Удмуртии готовят чемпионов, нам рассказала Елена Шишкина. С момента основания школы «БелкамМОТОспорт» она занимает пост директора и уже 18 лет живет победами, тревогами и стремлениями своих воспитанников.

– «БелкамМОТОспорт» – единственная в России детская школа мотоспорта, учредителем которой является коммерческое предприятие, – рассказывает Елена Владимировна. – Это АО «Белкамнефть» им. А. А. Волкова, дочернее предприятие НК «Нефтиса», входящее в промышленно-финансовую группу «САФМАР» Михаила Гуцериева. Это три «столпа», которые нас поддерживают. В Удмуртии действуют восемь филиалов школы: две площадки в Глазове и по одной в Игре, Якшур-Бодье, Воткинске, Каракулино, Хохряках, Ижевске. Всего у нас занимаются более 350 детей. В эксплуатации находится порядка 120-115 мотоциклов. Перед самым Новым годом «Белкамнефть» подарила нам 19 новых мотоциклов для мотокросса.

Среди воспитанников школы есть призеры и победители первенств России по мотоспорту. Например, бронзовый призер чемпионата мира-2019 по мотогонкам на льду, мастер спорта России международного класса Динар Валеев и 11-кратный чемпион России по мотокроссу, мастер спорта России Тимур Муратов.

Недавно я встречалась с Тимуром и сказала: «Как так? Тебя уже должны обогнать более молодые и сильные!». А его, и правда, никто не может обогнать. Это говорит о том, что дали нормальную первоначальную школу, нормальную практику, силу воли, технику, тактику. Это говорит о профессионализме наших тренеров
Елена Шишкина, директор школы «БелкамМОТОспорт»

Все начинают с мотокросса

– В нашей школе все начинают с мотокросса. Это классика, основа основ, – объясняет Елена Шишкина. – Из мотокросса можно уйти в любую дисциплину: шоссейно-кольцевые гонки, эндуро, мотогонки на льду. Так и Влас, достигнув высот в мотокроссе, занялся ледовым спидвеем.

Директор школы «БелкамМОТОспорт» Елена Шишкина и заслуженный тренер Удмуртии Александр Сизов со своими воспитанниками Фото: Сергей Грачев

На вопрос, какого ребенка лучше привести в школу мотоспорта, Елена Владимировна со смехом отвечает:

– Хулигана, который не боится! – но затем снова становится серьезной и объясняет. – Это правда. Занятия в школе «БелкамМОТОспорт» бесплатные благодаря тому, что нас поддерживают нефтяники. Поэтому посещать их действительно могут позволить себе дети из малообеспеченных семей. И у нас много таких. Мы помогаем им с одеждой, экипировкой, постоянно объявляем сборы вещей. Считаем, что это правильно: мальчишки, которые могли бы расти на улице, занимаются серьезным спортом, учатся достигать цели. А вот девочек у нас всего две. Все-таки мотоциклы тяжелые – не каждый мальчишка справится.

Три раза в год спортсмены ездят на сборы, которые длятся по месяцу, а с началом сезона могут вообще не приезжать домой – так много бывает соревнований

Елена Шишкина старается посещать все соревнования. Она вместе с родителями болеет и волнуется за своих воспитанников.

– В первые пять лет наши тренеры учат детей падать, прыгать, владеть мотоциклом, – говорит она. – От этого зависит успех и безопасность. Но я, конечно, за ребят переживаю. Бывают такие заезды, что руки сами закрывают глаза. Но в щелку я все равно смотрю!

Слово тренеру

У многих подростков интерес к мотоспорту просыпается в 12-13 лет. К сожалению, в таком возрасте уже поздно начинать. Научиться ездить «для себя» можно, и у нас есть такие дети, но если нужны спортивные результаты, начинать надо с пяти лет. Малышей мы учим постепенно. Сначала сажаем на специальный мотоцикл с объемом двигателя всего 50 кубических сантиметров, держим за веревку, учим давать газ и тормозить, даем привыкнуть. Про Власа можно сказать, что он пришел в самом подходящем возрасте. Ну и склонность у мальчишки явная была: он с самого начала как будто чувствовал мотоцикл. К шести годам он стал победителем первенства России по мотокроссу в своей возрастной группе!
Александр Сизов, тренер спортивной школы«БелкамМОТОспорт», мастер спорта СССР международного класса, заслуженный тренер УР по мотоспорту
Власа я помню еще 5-летним малышом, но заниматься с ним стал, когда он перешел в спидвей. Раньше я тоже ездил на льду, поэтому сейчас могу помочь, передать опыт. Влас только начал, но у него все получится. Хотя надо перестроиться. В спидвее нужна не только физическая подготовка, но и быстрая реакция, а также чувство равновесия
Вячеслав Токаев, инженер-механик спортивной школы «БелкамМОТОспорт», мастер спорта СССР, заслуженный тренер УР по мотоспорту

Смысл спидвея в том, что в течение всей гонки пилот управляет мотоциклом на грани срыва в занос или в скольжении. При этом скорость в поворотах достигает 70-80 км/ч, а на прямых – более 100 км/ч! До сотни мотоцикл разгоняется от 3 до 5 секунд. Когда мотоцикл несется по льду, он ложится в горизонтальную плоскость, практически касаясь трека рулем, а спортсмен «чертит» по льду коленом, закованным в специальную защиту.

Конечно, были страшные моменты, но адреналин победил, и я продолжил заниматься. Если падаешь, конечно, больно, но можешь встать – встаешь, поднимаешь мотоцикл, едешь дальше. Бояться постоянно нет смысла – бывают разные случаи, на улице тоже может кирпич на голову упасть, так что теперь, из дома не выходить? Но вообще при правильной технике езды ошибок, из-за которых можно получить травмы, практически не бывает. А без спорта я уже не могу. Он дает мне чувство собственной значимости, ощущение, что у меня в жизни есть любимое дело
Влас Некрасов, кандидат в мастера спорта по мотоспорту и многократный победитель первенств России

Кстати!

Любые мотогонки – тяжелый и опасный спорт. Не удивительно, что у гонщиков есть десятки примет на удачу. Например, заезд никогда нельзя называть «последним» – он может быть только заключительным. А новую экипировку обязательно нужно опробовать на тренировке – щеголять в ней на соревнованиях нельзя. Кроме того, шлема или мотоцикла ни в коем случае не должна касаться женская рука, особенно перед заездом.

Что почем

  • Занятия в школе «БелкамМОТОспорт» – бесплатно
  • Снаряжение для начинающего – около 50 тыс. рублей (шлем, мотоботы, наколенники – от 5000 рублей, панцирь, очки, перчатки, налокотники – от 3000 рублей)
  • Профессиональное снаряжение – 100-150 тыс. рублей.

Информация от партнера