– Нормальные люди сидят дома с детьми в субботу. Здравствуйте, ненормальные! – приветствовала собравшихся ижевских родителей одна из спикеров конференции Нина Ерофеева.
Зал шутку принял и разразился хохотом.
Спикерам с залом вообще повезло.
– Я очень волновалась, – делилась своими впечатлениями Ася Абовян, педагог-психолог, автор и ведущая тренингов по детско-родительским отношениям, руководитель детской школы радио «Говорун FM». – Мое выступление было первым, думала, народ еще не проснется. Но публика собралась благодарная. И настолько было радостно, что зрители и вопросы задавали, и комментировали, и на сцену выходили. Видно, что это активные продвинутые родители.
Кто выступал перед ижевчанами
А родителям, в свою очередь, повезло со спикерами. В программе родительской конференции «МамаПапаФест» выступали:
Ася Абовян на тему «Трудно быть Богом родителем».
Нина Ерофеева, доктор педагогических наук, профессор, директор Академии образования для родителей с темой «Мальчики и девочки нового поколения».
Татьяна Темникова, врач педиатр, неонатолог, заведующая детским отделением многопрофильного медицинского центра «Медицея» – «Самое важное о здоровье детей, или Что должен знать каждый родитель».
О своем, о личном, рассказывали Дмитрий и Марианна Даниловы, родители пятерых детей, основатели компании «Острова», и Максим Коновалов, отец троих сыновей, соучредитель компании Welcome-group.
Кандидат педагогических наук, автор книг о детях, основатель школы неформального образования «Апельсин» (Санкт-Петербург), автор программы «Любить нельзя воспитывать» Дима Зицер.
Самый важный вопрос для родителей
На конференцию «МамаПапаФест» зрители приходили и парами. Как, например, чета Садаковых. У них уже есть один ребенок. Сейчас ждут второго.
– Случайно увидела в интернете рекламу конференции «МамаПапаФест». Один из спикеров – Дима Зицер, – рассказывает Вера Садакова. – А я часто смотрю видео с его выступлениями. Такой человек у нас в Ижевске – это круто. Решила, что нужно обязательно сходить и послушать его вживую. Муж сначала сопротивлялся, когда я его агитировала сюда прийти, но недолго.
Пожалуй, вопросы к известному современному педагогу были у каждого из присутствующих. Сразу же поднялся лес рук:
– Ребенку 5 лет, у него нет привязанности к вещам. Как с этим бороться?
– Меня бьет ребенок! Что с этим делать?
– Подросток в 13 лет учиться не хочет, потому что школа тупая, учителя тупые и все одноклассники тупые. Как с ним быть?
– Как распознать талант в ребенке?
И много-много других.
Дима виртуозно владеет аудиторией. Зал то взрывается от хохота, то молчит в напряжении.
– Я не знаю правильных ответов, – не устает повторять Зицер. – Но я умею задавать правильные вопросы. Мы занимаемся рефлексией. Вопрос «А зачем» очень важный. Он разворачивает диалог с любым человеком в нужное русло. «Я перевел бабушку через дорогу». «А зачем?».
Вот мама мальчика 15 лет из зала жалуется, что у ее сына вообще нет друзей. Вскоре выясняется, что иногда сын просит отпустить его ночевать к кому-нибудь.
– Он называет их друзьями. Но я же их совершенно не знаю! – вдруг вспыхивает мама, в момент разговора понимая, в чем ее ошибка.
Почему не все дела нужно доводить до конца
Дима Зицер в своем выступлении приводит множество примеров. И постепенно ведет аудиторию от частного к общему. От одной проблемы маленького человечка к общим проблемам взаимоотношений отцов и детей.
Легкий пример: приходит ребенок 5 лет и говорит: «Мама, я хочу петь». И лучшая ижевская мама находит лучшую ижевскую студию пения. Ребенок сходил в эту студию пения пару раз. Приходит: «Мама, я не хочу больше петь, я хочу рисовать». И тут лучшая ижевская мама оказывается в педагогическом припадке. Потому что понятно не до конца, как ей себя вести. Но в большинстве случаев мама говорит: «Не, ну ты же сам хотел петь». Или «Ну мы же договорились». Или «Ну мы же заплатили за год вперед!».
Чему мама учит ребенка в этот момент?
Она считает, что учит его решительности, твердости, умении стоять на своем. На деле она учит, что его мнение ничего не значит, что решает сильный, что рефлексия и сомнения – это не очень хорошо.
– И что делать? – задают из зала.
– А вот сейчас мы зададим себе главный педагогический вопрос: «А что мы хотим?».
– Научить доводить дело до конца.
– А зачем доводить дело до конца? Зачем? Весь мой опыт показывает, что успешные люди умеют бросать. Когда мы произносим на автомате «Дело надо доводить до конца», мы не задаем вопросы: «Любое дело надо доводить до конца? Даже плохое?».
И как его удовольствие петь превратилось вдруг в дело? В какой момент это произошло? Он всего лишь хотел попробовать петь. И вдруг натыкается, что это дело, которое надо довести до конца. До какого конца можно довести пение?
Поднимите руки те, кого учили музыке в детстве (в зале множество рук). А теперь те, кто сможет подойти к роялю и что-нибудь сыграть (подняли всего три человека). Вы ничего не хотите мне сказать? Вы не довели дело до конца? У меня есть предположение, что вы как раз довели дело до конца. И нафига вас учили? Вам нечем было заняться? Нельзя было рисовать, танцевать, играть в хоккей, модели собирать, романы крутить? Зачем?
И что происходит, если этот ребенок идет в следующую секцию. Мне кажется, он в этот момент учится выбирать. Мы же этого хотим от него?
Выбор – это одна из самых сложных категорий 21 века, на мой взгляд. Почему он из пения уходит? Есть 1000 причин: от учительницы исходит плохой запах, рядом сидит мальчик и колет его иголкой в попу, девочка рядом задавака… Прикольно было бы сначала узнать эти причины. Он не обязан оставаться на пении. Но я рядом для того, чтобы это осознание выбора произошло. И тогда происходит чудо. Ребенок учится рефлексировать и выбирать.
Нас часто заносит, потому что на нас столько разного давления. И находясь в таком поле напряжения, мы начинаем делать глупости. Довольно часто. Легко ли из этого выйти? Для начала надо задавать вот эти самые вопросы: «Что мы хотим? Зачем мне нужно, чтобы он ел этот суп?».
«Я поняла, что проблемы решаемы», – говорят ижевчане
– Сегодня на конференции все разложили по полочкам. Становится понятным, почему в определенной ситуации твой ребенок так поступил. Поняла, что надо себя пересилить и разрешить мальчику испытывать границы дозволенности, а не кричать «Осторожно, упадешь, осторожно, сломаешь!». Чтобы потом с гордостью сказать: «Я воспитала достойного сына, а не маменькиного сынка», – Анастасия Ахгалина (мама одного ребенка).
– У меня есть ребенок и есть работа, связанная с людьми. «Лишним это точно не станет», – подумала я перед тем, как прийти сюда. И не пожалела нисколько. Если я до этого варилась в своем котле, думала так или не так, то теперь понимаю, что не одна такая. Это не только мои личные проблемы, с которыми нужно идти к психиатру с ребенком. Это обычные семейные отношения, с которыми все семьи каким-то образом справляются или не справляются. Но они решаемы. Меня это немного успокоило, – Татьяна Кудрявцева (мама одного ребенка).
– Родительство – это бесконечный путь совершенствования. И сегодня я услышал очередное подтверждение этому. Прозвучала фраза, что педагогика – это реакция на поведение. А сколько может быть вариантов поведения? Бесконечное множество. Значит, можно бесконечно учиться, – Дмитрий Данилов.
Кстати, среди гостей конференции разыгрывались призы: сертификаты от партнеров конференции – детской школы радио «Говорун FM», школы скорочтения и развития интеллекта IQ 007, Центра международного образования «Ветер перемен», клиники семейной медицины «Медицея», семейного занимательного парка KIDO.
Организатор – агентство маркетинговых решений «Центр» – обещает провести этой осенью следующую конференцию «МамаПапаФест» с новыми такими же крутыми спикерами.
Реклама
0+