В рубрике «Ижевск спортивный» продолжаем рассказывать о детских секциях и тренерах. Новый выпуск посвящаем плаванию.
Вместо физкультуры
Ради плавания ижевчанин Николай Чегодаев отказался от работы школьным учителем физкультуры. Там он не проработал и года – бассейн его затянул.
– Раньше я занимался плаванием, но высоких результатов в виде спорта не достиг – получил первый взрослый разряд. В 2012 году окончил спортфак и осенью пошел работать в школу. Параллельно ходил в бассейн и уже в марте перешел туда окончательно, – рассказывает инструктор.
Первое время у Николая не было учеников. А сейчас ему приходится строить график работы на недели вперед – свободного времени практически нет.
– Моей первой ученицей была 37-летняя женщина. Очень волновался, потому что при разговоре я понял, что она очень боится воды. Мы начинали с самого простого, как с детьми: лечь на воду, расслабиться, а через два дня она уже двигалась, лежа на воде. Потом я начал работать с малышами. Дети быстро привыкали ко мне, с этим мне, видимо, сильно повезло, – продолжает Николай.
«Мечтаю вырастить олимпийского чемпиона»
Сейчас у тренера занимаются не только дети, но и взрослые – ученикам ижевчанина от 5 до 60 лет. Однако детям он уделяет больше времени – ездит с ними на соревнования и помогает выполнить разряды.
– Всем нам нужна мотивация, чтобы что-то делать регулярно. Многие хотят не просто «научиться плавать кролем», а проплыть какую-то дистанцию на время, преодолеть себя, свой страх. Для некоторых ребят поначалу цель на соревнованиях – не встать на пьедестал, а выйти на старт и финишировать. Если он это сделал, это шаг вперед, – делится Николай. – Мы даже выстроили отношения со спортшколой, чтобы у ребят были разряды: я приношу им протокол соревнований, заверенный судьями, а они присваивают. Проблем сейчас с этим нет.
На вопрос, почему он выбрал тренерскую работу, а не собственную спортивную карьеру, Николай скромно отвечает: «У самого не получалось».
– Это заставило меня задуматься: а почему так? Я начал ездить на учебы, познакомился со спортивными учеными и тренером с большим опытом . Он мне объяснил, почему так происходит, раскрыл техники и дал главную мысль: из ребенка можно сделать олимпийского чемпиона и при этом сохранить ему здоровье. Это и стало моей целью, – говорит Николай. – Но сейчас я и сам тренируюсь в зале и в бассейне. Тренировка для меня – это, с одной стороны, способ понять, что чувствует мой ученик, с другой – самосовершенствование. Это не какое-то высокопарное стремление к недостижимому совершенству. Один тренер, у которого я учился, как-то сказал: «Ты можешь позволить себе быть физически в худшей форме, чем твои ученики. Они моложе и могут быть физически более талантливые, у них больше времени для тренировок. Но если ты технически хуже, чем 20-летние ребята, которые плавают на Олимпиаде – тебе есть чем заняться в бассейне сегодня!»
Свобода выбора
Во время интервью в фитнес-центре, к нам подошел мальчик лет пяти и радостно воскликнул: «Привет, Коля!».
– Я не требую обращаться ко мне по имени-отчеству. Кто-то называет меня просто тренер, кто-то – тренер Николай, кто-то – Николай Петрович. Мне совершенно все равно. Некоторые тренеры считают, что дети должны обращаться только по имени-отчеству, потому что тренер – авторитет. Мой авторитет в том, что мы достигаем с ними результат, а не в том, что ко мне обращаются официально, – делится тренер.
Свободу выбора Николай дает и на тренировках.
– Я спрашиваю, какой стиль им нравится, с чего им хочется начать. Даю им выбор. В отличие от спортивной школы, у меня нет строгого отбора, программы с жесткими требованиями. Но мои воспитанники вполне успешно прогрессируют. Мой ученик недавно на соревнованиях показал отличный результат – до КМС ему не хватило всего 0,85 секунды. При этом он не находился в бассейне с утра до вечера. Он занимался не более 5 часов в неделю. Большего и не требуется. Еще потренируемся, и он выполнит этот разряд.
Больше времени Николай уделяет детям: с ними тренер ездит на соревнования и добивается спортивных успехов Фото: личный архив |
«Не смотрите на результаты других детей»
– Когда ребенок приходит на тренировку, ты решаешь математическую задачу. Есть «дано»: физические данные, мышцы, техника, цели. Мы решаем эту задачу, и результат появляется. У каждого это «дано» разное, но результат все равно будет, только для одного это Олимпиада, а для другого – проплыть 100 метров, – размышляет Николай. – Я всегда призываю детей и родителей не смотреть на результаты других детей, а только на свои. Если они растут, значит, рано или поздно цель будет достигнута. Для одних – это занять пьедестал, для других – доплыть километр. Если нет, надо искать проблему и решать ее. Этот подход никогда меня не подводит.
Досье
Николай Чегодаев, 28 лет
- Образование: высшее педагогическое
- Стаж: 6 лет