Top.Mail.Ru
30 января 2015 10:23
Дети

Какие мультики смотреть юным ижевчанам: «Шрека» с 11 лет, а «Маша и медведь» - вообще для взрослых?

Чему учат разные мультфильмы, и как правильно их подобрать по возрасту, помогла разобраться детский психолог Галина Тюрина.

www.kinopoisk.ru
www.kinopoisk.ru

До трех лет - иностранные нельзя

В возрасте от двух до трех ребенок учится правильно говорить. Он подсознательно наблюдает за мимикой героев, артикуляцией. Копирует их манеру говорить. Поэтому иностранные мультфильмы или отечественные, в которых мимика прорисована неверно, могут сделать ребенка пациентом логопеда.

Психологи советуют родителями больше общаться с ребенком до тех пор, пока он не научится говорить.

Все мультфильмы мы распределили по возрастам, когда смотреть их рекомендуют психологи. Но это идеальная ситуация, на деле границы размыты.

2-3 года

В этом возрасте ребенка учат ощущать себя частью большого мира, но в то же время быть отдельной личностью. Мультфильмы о добрых семейных отношениях, о дружбе и взаимовыручке - то, что нужно.

Советские мультфильмы про Муми-троллей, Винни Пуха, Кота Леопольда, Льва Бонифация и др.

Что хорошо:

  • привлекают ассоциациями со взрослым миром, у которого ребенок больше всего учится (Леопольд и Бонифаций работают, Муми-тролли живут большой семьей),
  • герои добры и справедливы (Муми-мама, Леопольд),
  • пропагандируют принцип, что каждый должен что-то делать для близкого человека,
  • учат бескорыстной дружбе.

Что плохо:

  • хромает яркость анимации и спецэффектов, в чем они сразу уступают современным мультфильмам,
  • присутствует ироничное и критичное изображение некоторых героев, которое не понятно детям (Муми-папа пишет мемуары, ослик Иа предпочитает жаловаться на жизнь и не прилагает усилий, чтобы ее изменить).

«Лунтик»

Что хорошо:

  • действия героев похожи на поступки малышей, ребенок легко узнает себя,
  • учит уважать желания друзей, делиться с ними,
  • учит прощать обидчиков и не держать на них зла,
  • несет познавательное начало.

Что плохо:

  • сюжеты примитивны, не позволяют ребенку размышлять,
  • герои статичны, не развиваются.

«Маша и медведь»

Что хорошо:

  • воспитывает бесстрашие,
  • привлекает ассоциациями с детским миром, в большеголовой Маше дети младшего возраста сразу узнают себя.

Что плохо:

  • пропагандирует жестокое обращение со взрослыми, которое дети дошкольного возраста не могут воспринимать, как юмор,
  • демонстрация вседозволенности, поощрение анти-подвигов.

4-6 лет

Интересны мультфильмы о взаимодействии в коллективе. Ребятам нравится узнавать себя среди героев-учеников, с которыми происходят необычные приключения.

Идеально подходят всевозможные интерактивные мультфильмы-игры, обучающие алфавиту и счету и провоцирующие на общение.

«Смешарики», «Маленькие Энштейны», «Приключения пчелы Майи»

Что хорошо:

  • герои нарисованы с большими головами («Маленькие Энштейны») или полностью состоят из голов («Смешарики»), что помогает ребенку ассоциировать их с детьми,
  • содержат познавательные моменты,
  • учат дружбе, взаимоотношениям в коллективе,
  • учат беречь природу и окружающий мир,
  • учат безопасности поведения на дорогах,
  • расширяют кругозор и эрудицию,
  • развивают музыкальный слух и грамоту.

Что плохо:

  • присутствует ирония, малопонятная детям («Смешарики»)

 

«Даша-путешественница», «Умелец Мэнни», «Доктор Плюшева»

Что хорошо:

  • элементы интерактивной игры вовлекают ребенка в процесс создания сюжета,
  • повторы помогают усваивать информацию,
  • обучающие элементы,
  • учат дружбе и взаимовыручке,
  • учат уважать старших и помогать младшим,
  • учат порядку и навыкам самоорганизации («Умелец Менни»),

Что плохо:

  • дети воспринимают интерактивные мультики как реальность, а в мультиках нет боли, - это может быть опасно. Поэтому надо объяснять ребенку, что испытывает герой и смотреть мультфильмы дозировано.

«Тачки», «Самолеты»

Что хорошо:

  • одушевление неживого мира вещей и игрушек, что и привлекает внимание детей,
  • учат делать выбор в принятии решений, совершать обдуманные поступки,
  • учат взаимовыручке,
  • изображают эволюцию героя, его мировоззрение меняется.

Что плохо:

  • демонстрируют идеалы легкой жизни
  • идеализируют материальные ценности

«Трансформеры», «Клуб Винкс»

Что хорошо:

  • привлекают детей противостоянием миров добра и зла, яркими спецэффектами и техническими изобретениями («Трансформеры»), магическими элементами («Клуб Винкс»).

Что плохо:

  • демонстрируют неистребимое зло, действующее по замкнутому циклу, что плохо отражается на детской психике,
  • дезориентируют в понятиях добра и зла - оба мира изображены одинаково привлекательно.
  • пропагандируют культ силы.
  • пропагандируют идеал «женщины-воина», демонстрирует агрессивные женские образы («Клуб Винкс»).

7-9 лет

В этом возрасте дети уже понимают иронию, не проецируют на себя жестокое поведение героев, им интересны мультфильмы о ловкости и смекалке, демонстрирующие реальные практические навыки.

«Шрек»

Что хорошо:

  • яркий и красочный,
  • изображает уникальных существ,
  • показывает жизнь изгоев в целом ряде образов.

Что плохо:

  • показывает агрессивные женские образы (героини часто дерутся, демонстрируют жестокое поведение),
  • сюжет, когда красавица превращается в чудовище с замужеством, может закрепить стереотип: жизнь хороша и прекрасна до замужества, брак и дети все разрушают.
 

«Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ»

Что хорошо:

  • оригинальная форма подачи,
  • учат взаимодействию в коллективе,
  • учат ловкости и смекалке.

Что плохо:

  • уступают по яркости и актуальности сюжета.

«Ну, погоди!»

Что хорошо:

  • окружающий мир похож на реальный, легко узнается,
  • учит смекалке, ловкости,
  • учит прощать.

Что плохо:

  • демонстрирует образ притягательного хулигана,
  • основан на роли случая в жизни, который зачастую помогает герою.

«Мадагаскар»

Что хорошо:

  • привлекает яркими образами, красочностью, оживлением животного мира,
  • учит взаимодействию в группе.

Что плохо:

  • деморализирует образы пожилых людей (агрессивная старушка, появляющаяся во второй части),
  • противопоставляет два вида обществ: западную демократию и туземный тоталитаризм, пропагандирует превосходство западного набора ценностей,
  • показывает противостояние мира животных и мира людей, приводящее к дезориентации ребенка в мире природы.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

«Не знаете, какой мультфильм - посмотрите его вместе»

- Идеальным знакомством с мультфильмами будут совместные просмотры и обсуждения увиденного: сюжета, поступков героев, - говорит детский психолог Галина Тюрина. - Это станет прекрасным воспитательным процессом. Ребенок посмотрит на картинку глазами взрослого и таким образом научится чему-то новому.

Обсуждать нужно все: правильные и неправильные поступки. Даже самые глупые, на взгляд старшего поколения, мультфильмы можно обсудить вместе и сделать важные выводы. Например, почему феи Винкс воинственны, разве нельзя решать вопросы мирным путем, разве к лицу девочке воинственный образ? Или можно ли поднимать руку и бить других людей и животных, как делает дятел Вудди, Том и Джерри? А можно ли так безответственно себя вести, как Маша из сериала про «Машу и медведя»?

5 важных правил просмотра мультиков от Галины Тюриной:

  1. Не раньше трех лет.
  2. Не больше 15 минут в день для дошкольника.
  3. Не есть во время просмотра, чтобы не связывать прием пищи и просмотр мультиков.
  4. Начинать лучше с отечественной классики.
  5. Смотрите мультфильмы вместе и объясняйте сомнительные моменты в сюжете.

Поспорить с психологами и автором можно на нашем сайте izhlife.ru или высказать свое мнение по телефону 945-005.