До трех лет - иностранные нельзя
В возрасте от двух до трех ребенок учится правильно говорить. Он подсознательно наблюдает за мимикой героев, артикуляцией. Копирует их манеру говорить. Поэтому иностранные мультфильмы или отечественные, в которых мимика прорисована неверно, могут сделать ребенка пациентом логопеда.
Психологи советуют родителями больше общаться с ребенком до тех пор, пока он не научится говорить.
Все мультфильмы мы распределили по возрастам, когда смотреть их рекомендуют психологи. Но это идеальная ситуация, на деле границы размыты.
2-3 года
В этом возрасте ребенка учат ощущать себя частью большого мира, но в то же время быть отдельной личностью. Мультфильмы о добрых семейных отношениях, о дружбе и взаимовыручке - то, что нужно.
Советские мультфильмы про Муми-троллей, Винни Пуха, Кота Леопольда, Льва Бонифация и др.
Что хорошо:
- привлекают ассоциациями со взрослым миром, у которого ребенок больше всего учится (Леопольд и Бонифаций работают, Муми-тролли живут большой семьей),
- герои добры и справедливы (Муми-мама, Леопольд),
- пропагандируют принцип, что каждый должен что-то делать для близкого человека,
- учат бескорыстной дружбе.
Что плохо:
- хромает яркость анимации и спецэффектов, в чем они сразу уступают современным мультфильмам,
- присутствует ироничное и критичное изображение некоторых героев, которое не понятно детям (Муми-папа пишет мемуары, ослик Иа предпочитает жаловаться на жизнь и не прилагает усилий, чтобы ее изменить).
«Лунтик»
Что хорошо:
- действия героев похожи на поступки малышей, ребенок легко узнает себя,
- учит уважать желания друзей, делиться с ними,
- учит прощать обидчиков и не держать на них зла,
- несет познавательное начало.
Что плохо:
- сюжеты примитивны, не позволяют ребенку размышлять,
- герои статичны, не развиваются.
«Маша и медведь»
Что хорошо:
- воспитывает бесстрашие,
- привлекает ассоциациями с детским миром, в большеголовой Маше дети младшего возраста сразу узнают себя.
Что плохо:
- пропагандирует жестокое обращение со взрослыми, которое дети дошкольного возраста не могут воспринимать, как юмор,
- демонстрация вседозволенности, поощрение анти-подвигов.
4-6 лет
Интересны мультфильмы о взаимодействии в коллективе. Ребятам нравится узнавать себя среди героев-учеников, с которыми происходят необычные приключения.
Идеально подходят всевозможные интерактивные мультфильмы-игры, обучающие алфавиту и счету и провоцирующие на общение.
«Смешарики», «Маленькие Энштейны», «Приключения пчелы Майи»
Что хорошо:
- герои нарисованы с большими головами («Маленькие Энштейны») или полностью состоят из голов («Смешарики»), что помогает ребенку ассоциировать их с детьми,
- содержат познавательные моменты,
- учат дружбе, взаимоотношениям в коллективе,
- учат беречь природу и окружающий мир,
- учат безопасности поведения на дорогах,
- расширяют кругозор и эрудицию,
- развивают музыкальный слух и грамоту.
Что плохо:
- присутствует ирония, малопонятная детям («Смешарики»)
«Даша-путешественница», «Умелец Мэнни», «Доктор Плюшева»
Что хорошо:
- элементы интерактивной игры вовлекают ребенка в процесс создания сюжета,
- повторы помогают усваивать информацию,
- обучающие элементы,
- учат дружбе и взаимовыручке,
- учат уважать старших и помогать младшим,
- учат порядку и навыкам самоорганизации («Умелец Менни»),
Что плохо:
- дети воспринимают интерактивные мультики как реальность, а в мультиках нет боли, - это может быть опасно. Поэтому надо объяснять ребенку, что испытывает герой и смотреть мультфильмы дозировано.
«Тачки», «Самолеты»
Что хорошо:
- одушевление неживого мира вещей и игрушек, что и привлекает внимание детей,
- учат делать выбор в принятии решений, совершать обдуманные поступки,
- учат взаимовыручке,
- изображают эволюцию героя, его мировоззрение меняется.
Что плохо:
- демонстрируют идеалы легкой жизни
- идеализируют материальные ценности
«Трансформеры», «Клуб Винкс»
Что хорошо:
- привлекают детей противостоянием миров добра и зла, яркими спецэффектами и техническими изобретениями («Трансформеры»), магическими элементами («Клуб Винкс»).
Что плохо:
- демонстрируют неистребимое зло, действующее по замкнутому циклу, что плохо отражается на детской психике,
- дезориентируют в понятиях добра и зла - оба мира изображены одинаково привлекательно.
- пропагандируют культ силы.
- пропагандируют идеал «женщины-воина», демонстрирует агрессивные женские образы («Клуб Винкс»).
7-9 лет
В этом возрасте дети уже понимают иронию, не проецируют на себя жестокое поведение героев, им интересны мультфильмы о ловкости и смекалке, демонстрирующие реальные практические навыки.
«Шрек»
Что хорошо:
- яркий и красочный,
- изображает уникальных существ,
- показывает жизнь изгоев в целом ряде образов.
Что плохо:
- показывает агрессивные женские образы (героини часто дерутся, демонстрируют жестокое поведение),
- сюжет, когда красавица превращается в чудовище с замужеством, может закрепить стереотип: жизнь хороша и прекрасна до замужества, брак и дети все разрушают.
«Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ»
Что хорошо:
- оригинальная форма подачи,
- учат взаимодействию в коллективе,
- учат ловкости и смекалке.
Что плохо:
- уступают по яркости и актуальности сюжета.
«Ну, погоди!»
Что хорошо:
- окружающий мир похож на реальный, легко узнается,
- учит смекалке, ловкости,
- учит прощать.
Что плохо:
- демонстрирует образ притягательного хулигана,
- основан на роли случая в жизни, который зачастую помогает герою.
«Мадагаскар»
Что хорошо:
- привлекает яркими образами, красочностью, оживлением животного мира,
- учит взаимодействию в группе.
Что плохо:
- деморализирует образы пожилых людей (агрессивная старушка, появляющаяся во второй части),
- противопоставляет два вида обществ: западную демократию и туземный тоталитаризм, пропагандирует превосходство западного набора ценностей,
- показывает противостояние мира животных и мира людей, приводящее к дезориентации ребенка в мире природы.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
«Не знаете, какой мультфильм - посмотрите его вместе»
- Идеальным знакомством с мультфильмами будут совместные просмотры и обсуждения увиденного: сюжета, поступков героев, - говорит детский психолог Галина Тюрина. - Это станет прекрасным воспитательным процессом. Ребенок посмотрит на картинку глазами взрослого и таким образом научится чему-то новому.
Обсуждать нужно все: правильные и неправильные поступки. Даже самые глупые, на взгляд старшего поколения, мультфильмы можно обсудить вместе и сделать важные выводы. Например, почему феи Винкс воинственны, разве нельзя решать вопросы мирным путем, разве к лицу девочке воинственный образ? Или можно ли поднимать руку и бить других людей и животных, как делает дятел Вудди, Том и Джерри? А можно ли так безответственно себя вести, как Маша из сериала про «Машу и медведя»?
5 важных правил просмотра мультиков от Галины Тюриной:
- Не раньше трех лет.
- Не больше 15 минут в день для дошкольника.
- Не есть во время просмотра, чтобы не связывать прием пищи и просмотр мультиков.
- Начинать лучше с отечественной классики.
- Смотрите мультфильмы вместе и объясняйте сомнительные моменты в сюжете.
Поспорить с психологами и автором можно на нашем сайте izhlife.ru или высказать свое мнение по телефону 945-005.