Многие родители думают, что школа начинается с первого класса, однако настоящая учеба у их детей еще впереди. Во втором классе учителя начинают ставить оценки и задавать домашние задания, справиться с которыми бывает не под силу не только ребенку, но и родителям. Мамы и папы хватаются за головы: сидим заполночь, а получаем двойки. Сегодня мы нашли несколько родителей, у которых получается справляться с этой проблемой.
Начинаем с уборки на столе
Ижевчанка Елена Ахметзянова очень любила учиться. Ей нравилось узнавать новое, отвечать на уроках, готовить рефераты о вещах, которые могли удивить одноклассников. Ритуалом становился даже выбор письменных принадлежностей.
- Организовывать рабочее пространство и быть собранной, последовательной научила меня мама, - рассказывает Елена. - А природное упрямство заставляло возвращаться вновь и вновь к сложным заданиям, начинать все сначала и идти до победного.
Старшая дочь Елены Рушана легко адаптировалась к школе. Первый класс был успешно окончен, начался второй. И тут начались открытия.
- Я обнаружила, что дочь воспринимает домашние задания как посягательство на свое личное время, которым она хотела бы распорядиться иначе. Например, погулять с подружками или посмотреть телевизор, - вспоминает Елена. - В результате она решила делать все, что задано учителем на дом, как можно быстрее, без лишнего «трепета».
Пройденный материал давался Рушане легко, поэтому с «домашкой» поначалу проблем не было. Но этого было недостаточно. Появлялись помарки, мелкие ошибки, неточности в оформлении. Все это сразу снизило успеваемость девочки.
- Я поняла, что назревает серьезная проблема, - рассказывает мама. - Стала объяснять ребенку необходимость и важность домашнего задания. Это было непросто. Однако если бы мы запустили этот вопрос на первом этапе, то, возможно, не смогли бы ничего изменить в дальнейшем. Cтала внушать Рушане первое правило в учебе: порядок на столе - порядок и в голове. Отложи все лишнее, сосредоточься на главном. А для себя решила, что дочь сама должна решать сложные задачи, чтобы не терять уверенности в своих силах и почувствовать вкус победы. Поэтому, как только Рушана приходила за помощью, я помогала ей только сосредоточиться. Напоминала наше главное правило, мы наводили порядок и приступали к решению.
Весь второй класс Рушана училась относиться к домашнему заданию серьезно и сосредоточенно.
- Когда некоторые темы казались дочери неинтересными или ненужными, я объясняла ей, что все взаимосвязано, - рассказывает Елена. - Говорила ей: представь, ты работаешь на фабрике по производству таблеток и тебе нужно в точности выдержать формулу лекарства - тут ничего не может быть лишним.
А вот в черновике работать девочка так и не научилась, Рушане кажется, что это занимает слишком много времени.
Легкие задания - без родителей
Все зависит от дисциплины, считает мама второклассницы Лизы Татьяна. Ее дочь успешно справляется с большей частью домашнего задания самостоятельно.
- Меня удивляет, когда от родителей одноклассников своего ребенка я слышу: «Ой, опять столько уроков «назадавали». Опять до ночи сидеть будем!», - говорит Татьяна. - Я, может быть, и поверила бы, если бы у нас в дневнике не были записаны те же самые задания. Но наши «мучения» заканчиваются максимум часов в 8-9.
Родители приучили Лизу садиться за уроки без дополнительных уговоров. Ребенок сам знает, что пора, значит, пора.
- Положенные для ежедневного прочтения страницы художественной литературы дочь читает заранее, - комментирует Татьяна. - В первом классе эту повинность она еще пыталась отложить на потом. Но скоро мы поняли, что потом - это не вариант: потом ребенку вообще не хочется читать, а родителю - слушать.
Лизу приучили наиболее легкие задания - порисовать, почитать - выполнять до прихода родителей. Рисунки, иллюстрации к произведениям она делает, не дожидаясь напоминания. Только потом приносит показать, чтобы ее похвалили. Похвала для нее - самая большая награда.
- Бывают моменты, когда ребенок что-то не понимает, - признается мама. - Но я беру себя в руки, как бы ни хотелось все бросить или закричать (родители меня поймут), и продолжаю объяснять снова и снова. Ни в коем случае не подаем вида, что родителям это в тягость. Иначе и самому ребенку не захочется ничего делать.
Комментарий психолога
Определите уровень и не пытайтесь прыгнуть выше головы
- Ни в одной стране мира не задают столько заданий на дом, как это предусмотрено в нашей системе образования, - соглашается с проблемой школьный психолог Надежда Некрасова. - Родители вряд ли смогут изменить эту ситуацию, поэтому остается осознанно подходить к решению этого вопроса. Чтобы ребенок смог адаптироваться к выполнению домашних заданий, необходимо начинать работу с первого класса.
Что нужно делать?
- Правило «золотой середины». Возьмите на себя ответственность определить для ребенка тот уровень знаний, который будет для него достаточным. Поймите, что у него получается, а что не удается. Например, не идет с математикой. Не стремитесь прыгнуть выше головы, пусть у ребенка по математике будут средние результаты. Не давите на него. А чтобы ребенок не был ориентирован на достижение средних результатов в целом, найдите другие способы реализации. Например, спорт или музыка. Возможно, в этом ребенок добьется бОльших успехов.
- Что касается самих предметов - расставьте приоритеты, исходя из способностей, характера и темперамента ребенка. Сделайте осознанный выбор в пользу одних предметов, при необходимости жертвуя другими. Но постоянно анализируйте ситуацию и если нужно, меняйте акценты.
- Родители должны учить ребенка организовывать себя. Начать нужно с рабочего места. Затем переходите к самому рабочему процессу. Составьте с ребенком четкий план его работы над домашним заданием и пройдите его вместе несколько раз.
- Первые два-три месяца находитесь рядом с ребенком во время выполнения домашнего задания. Но после этого обязательно отойдите в сторону! Родителям необходимо разделять себя и ребенка. Не может быть фраз: «Мы сделали домашнее задание!».
- Тренируйте навыки самостоятельности и ответственного поведения. Ответственность формируется с помощью простых домашних поручений, которые ребенок делает самостоятельно для всей семьи.
Что делать не нужно
Полностью выполнять домашнее задание за своего ребенка. Иногда это происходит из-за простого желания быстрее закончить с уроками, чтобы дать ребенку отдохнуть или пообщаться с семьей. Иногда - из-за стремления родителей победить в соревновании «самых-самых».
Итог один - у ребенка вырабатывается комплекс беспомощности, желание в любой ситуации просить родителей сделать что-то за него. А также формируется умение манипулировать чувствами близких людей.
Опрос
Как ижевчане делают «домашку»?
27% - Зовем на помощь всю семью.
2% - Звоним другим родителям в классе, спрашиваем решение у них.
2% - Звоним учителям, уточняем задания у них.
11% - Помогаем ребенку делать уроки. Каждый день меняемся.
21% - Сижу с ребенком, подсказываю верное направление.
15% - Проверяю только готовность заданий.
11% - Родители не должны иметь дела с «домашкой». Это работа учителей.
11% - Если «домашка» отнимает все свободное время, некоторые вещи не делаем - ребенок должен отдыхать.
В опросе в группе сайта izhlife.ru «ВКонтакте» приняли участие 250 человек.
О том, почему мы принимаем плохие оценки детей на свой счет и как правильно на них реагировать - читайте в прошлом номере «Центра» за 31 октября или на нашем сайте izhlife.ru/r/4