Top.Mail.Ru
4 апреля 2022 09:14
Дети

Почему мой ребенок молчит: откровения мамы особенного малыша

Причины задержки речевого развития и методы лечения

Чем раньше начнется лечение, тем больше шансов на нормальное развитие речи. Фото автора Josh Willink: Pexels
Чем раньше начнется лечение, тем больше шансов на нормальное развитие речи. Фото автора Josh Willink: Pexels

Тимофей был подвижным и энергичным с самого рождения. Родители тревогу не били, считая, что не все дети должны быть тихими и спокойными. Когда мальчику исполнилось три года, мама и папа начали волноваться, что их сын до сих пор не разговаривает, но соседка успокаивала, что всему свое время, заговорит еще.

Через год обеспокоенная мать все же привела ребенка на прием к неврологу, который выписал ноотропные препараты на целый год. Все предписания тщательно выполнялись, вот только лучше малышу так и не стало. В 5 лет Тимофей впервые оказался у психиатра, который поставил неутешительный диагноз: «задержка психоречевого развития». Ребенка сначала перевели в речевой детский сад, а потом в специализированную школу.

«Я слишком долго закрывала глаза на проблему. Сначала надеялась, что ребенок начнет ходить в садик и, общаясь со сверстниками, разговорится. Потом рассчитывала на помощь логопеда. И лишь в пять лет мне объяснили, что мой сын не разговаривает из-за проблем с нервной системой. Нужно было обращаться к специалистам гораздо раньше», – поделилась ижевчанка.

Почему же он не разговаривает?

Малыш молчит не просто так! Это нужно четко понимать. И если специалист утверждает, что в молчании ребенка виноваты родители, которые неправильно его воспитывали и слишком опекали, обратитесь к психологу с медицинским образованием.

Воспитание и занятия, безусловно, важны в развитии малышей, но если речь отсутствует, то с большой вероятностью есть проблемы с нервной системой и речевыми центрами головного мозга. Любой профессионал скажет вам, что причин задержки речевого развития у ребенка может быть несколько:

  • нехватка кислорода для головного мозга ребенка во время развития плода в утробе матери;
  • тяжелые или преждевременные роды, которые привели к повреждению нервной системы;
  • повышенное внутричерепное давление, которое давит на речевые зоны, мешая им работать.

Последствия такого молчания

Речь – основа интеллекта ребенка. Именно с помощью общения со сверстниками и взрослыми дети познают мир, расширяют кругозор, учатся формулировать свои мысли. И если до 4 лет отсутствие речи – это задержка речевого развития, то с пяти лет – это уже психоречевое отставание в развитии. Страдают память и внимание, появляются трудности в усвоении материала. Такие дети с трудом читают, пересказывают материал, пишут и формулируют свои мысли.

Чем быстрее родители обратятся к специалистам, тем раньше начинается коррекция и больше шансов, что в развитии ребенок догонит сверстников.

Улучшить работу головного мозга можно даже в самых запущенных случаях, когда речь идет уже о психоречевой задержке

Нормы развития речи

В год малыш должен произносить до 10 простых слов: «мама», «папа», «дай», «би-би», «гав-гав» и т.д. В два года словарный запас расширяется до 50 и более слов. Ребенок соединяет слова в фразы и может уже задавать вопрос «Что это?».

В три года появляются предложения и новые слова, ребенка уже понимают посторонние люди. Он может сказать свое имя, пол, возраст и имена родителей. Еще через год дети соединяют между собой слова по смыслу и в небольшой рассказ, и все чаще задают вопросы «Зачем?» и «Почему?». В пять лет ребенок уже может описать произошедшие с ним события и выговаривает все звуки кроме «р».

Куда обращаться, если малыш молчит?

Сеанс микротоковой терапии

В Ижевске с 2010 года успешно работает филиал федеральной сети клиник «Реацентр». В детском отделении неврологии и рефлексотерапии для восстановления речи применяется новая медицинская технология - микротоковая рефлексотерапия, - позволяющая улучшить работу речевых зон мозга.

Как это работает? Технология позволяет проводить активизацию лобных долей головного мозга и речевых зон коры, которые отвечают за понимание речи, словарный запас, навык построения предложений, рефлекторную стабилизацию тонуса мышц артикуляционного аппарата при дизартрии.

В результате у прошедших курс лечения детей наблюдается улучшение понимания обращенной к ребенку речи и пополнение пассивного словарного запаса ребенка. Речь развивается, и, что крайне важно, происходит это в физиологическом порядке.

То есть сначала, как и положено, появляется тот самый умильный лепет и подражание различным звукам, а затем простые слова. Активный словарный запас пополняется, и вот уже ребенок выстраивает фразы и предложения, участвует в диалоге и беседе. И только после этого появляется навык пересказа и описания событий. Улучшается дикция. Всему свое время и черед. 

Еще один новый эффективный метод

В составе комплексного подхода к лечению как при легких нарушениях, так и при различных формах аутизма используется биоакустическая коррекция головного мозга (БАК).

Во время процедуры головной мозг стимулируется при помощи особого музыкального ряда. БАК развивает способности ребенка к концентрации внимания, запоминанию и анализа информации, а еще способствует увеличению интереса к окружающей среде, активизирует познавательную и игровую деятельность. Кроме уже перечисленного, процедура снижает уровень невротизации и улучшает сон малыша.

Логопед тоже участвует в процессе

Логопед на своих занятиях использует специальные упражнения для мышц языка и губ, которые помогут ребенку научиться правильно выговаривать звуки. При нарушении дикции специалист проведет курс логопедического массажа, что позволит привести мышцы речевого аппарата в нормальный тонус.

Дополнительно предусмотрены занятия на аудиотренажере, во время которых малыш отчетливо слышит свой голос и голос логопеда, не отвлекаясь во время занятия на посторонние звуки.

Кроме этого, во время лечения маленьким пациентам индивидуально подбираются современные ноотропные препараты, питающие нервную систему и улучшающие работу мозга.

Чем раньше начнется лечение в клинике «Реацентр», тем больше вероятность, что ребенок сможет догнать своих сверстников в развитии и обучаться в нормальной школе.

  • Детское отделение неврологии и рефлексотерапии «Реацентра» в Ижевске находится по адресу: улица Пушкинская, 222.
  • Телефон: +7 (3412) 333-032, 8 (912) 441-81-17 (Viber, WhatsApp). 

Ежегодно в ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЕТИ КЛИНИК «РЕАЦЕНТР» в различных регионах России проходят комплексное лечение более 7000 пациентов.

Микротоковая рефлексотерапия разрешена и рекомендована к применению у детей министерством здравоохранения РФ.

Реклама.