Правительство России утвердило повышение утильсбора на машины. С 1 октября 2024 года он единоразово увеличился на 70-85%. Помимо этого ставка сбора будет ежегодно индексироваться на 10-20% вплоть до 2030 года. По мнению экспертов, из-за этого стоимость машин уже в ближайшее время вырастет в среднем на 15%. Вместе с тем ожидается и рост ключевой банковской ставки, что также повлияет на конечную стоимость авто, поскольку основная форма покупки – это кредит. В Удмуртии объемы автокредитования выросли на 26,3%, что является одним из самых высоких показателей по стране. Эксперты рассказали каналу «Ижевский бизON», как повешение утилизационного сбора повлияет на рынок и за счет чего растут темпы автокредитования.
Как повышение утильсбора повлияет на авторынок
Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев уверен, что в связи с увеличением утильсбора повышение цен на машины составит до 15%. В том числе и на марки из Китая - до 10%. Хотя есть надежда, что китайцы будут удерживать цены даже себе в убыток, чтобы обеспечить объем продаж, который позволит им выполнить изначально завышенные планы на 2024 год.
«Резкого повышения цен с 1 октября ожидать не стоит – дилерские и дистрибьюторские склады заполнены машинами, которые еще нужно реализовать. Да и цены, которые начнут постепенно подниматься, скорректирует падение спроса на автомобили», – подчеркнул эксперт.
Повышение стоимости новых авто подстегнет спрос на подержанные машины, и цены на них тоже поползут вверх. Но как поведут себя владельцы б/у авто и начнут ли они массово продавать машины – неизвестно, говорит Дмитрий Матвеев. А самым недоступным по цене станет представительский сегмент иномарок, который сейчас завозят в основном по параллельному импорту. Подорожание бюджетных авто, по прогнозам, будет не таким большим.
«В салоны уже потянулись даже те, кто в ближайшей перспективе не планировал покупку нового автомобиля. И результатом такого спроса стало то, что автосалоны потихоньку начали отменять специальные предложения. Поэтому, если здесь и сейчас есть необходимость в личном транспорте, тянуть с покупкой не стоит, дешевле точно не будет», – считает Дмитрий Матвеев.
Руководитель отдела продаж и маркетинга ООО «Мотор-плейс» Максим Железняк отмечает, что начиная с 1 октября средняя цена автомобиля постепенно будет повышена минимум на 300 тыс. руб. К 2030 году средняя цена автомобиля только за счет увеличения утильсбора вырастет минимум на 1 млн. руб.
«В первую очередь пропорционально постепенному увеличению повысятся цены на новые импортные автомобили. Во вторую очередь будет повышение цен на локально произведенные автомобили, но в меньшем объеме, так как утильсбор на них возмещается в конце года в виде государственных субсидий», – поделился Максим Железняк.
Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК Альфа-Лизинг Анастасия Байбароша отмечает, что на формирование текущего спроса на авторынке также влияет растущая ключевая ставка ЦБ. Ожидается, что осенью она снова прибавит 2 п.п. до 20%. Это также вносит корректировку в конечную стоимость авто для клиентов, поскольку основная форма покупки – это кредит или лизинг.
«Автопроизводители всерьез обеспокоены этим фактором и готовят различного рода «специальные программы поддержки» как для дилеров, так и для клиентов. Если ключевая ставка в 2025 году снизится, то ожидаем, что покупательская способность оживет. При этом уже с весны формируется отложенный спрос, который может «выстрелить» при изменении ключевой ставки в следующем году», – заключила Анастасия Байбароша.
Рост объемов кредитования
В Удмуртии, за январь-июль 2024 года было выдано автокредитов на сумму 19,03 млрд руб., что на 26,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это один из самых высоких показателей по стране, сообщает Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).
Директор по контенту и аналитике финансового маркетплейса «Выберу.ру» Ирина Андриевская рассказала IZHLIFE, что влияет на рост автокредитования: «Во-первых, покупатели реализовали отложенный спрос на фоне восстановления цепочек поставок и объема предложений. Здесь также сказался эффект низкой базы по объемам продаж на авторынке годом ранее. Только в начале 2023 года началось возобновление массовых поставок автомобилей из-за рубежа и, прежде всего, китайских марок. Кроме того, к текущим непростым условиям в 2024 году отчасти адаптировался отечественный автопром».
Также влияет растущая инфляция. Многие люди рассматривают автомобили как способ защитить деньги от обесценивания. Понимая, что цены растут, автолюбители стремятся купить машины до подорожания, даже в кредит. Еще один фактор – дистрибьюторы автомарок и их банки-партнеры предлагают покупателям акции и скидки, чтобы наращивать продажи.
Средний чек и средний срок автокредита
По оценкам НБКИ, средний чек автокредита держится на стабильном уровне – 1,40 - 1,48 млн руб. В «Выберу.ру» полагают, что средний размер кредита немного растет, следуя за динамикой цен авторынка. Причем наибольший рост идет в сегменте автомобилей с пробегом.
Продолжает расти и средний срок автокредитования. Так, согласно аналитике Объединенного кредитного бюро (ОКБ) за август, он увеличился на 7 месяцев к показателю годом ранее до 71 месяца или 5 лет 11 месяцев. В Удмуртии средний срок автозайма к началу осени достиг 72 месяцев.
Сами банки продолжали повышать максимальный «потолок» по срокам автокредитов. У ведущих игроков его средний уровень составляет: ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк - до 7 лет, Банк Зенит, АТБ — до 8 лет, Банк Уралсиб, УБРиР — до 10 лет. Тенденция на удлинение сроков объясняется тем, что темпы роста реальных зарплат заемщиков отстают от динамики увеличения цен на автомобили. Поэтому людям приходится брать больше денег в кредит на максимальный срок.
Какие машины берут в кредит
Большинство кредитов по-прежнему берут на подержанные автомобили. По оценкам «Выберу.ру», на их долю в первом полугодии приходилось два из трех выданных кредитов. Однако на рынке уже наметилась тенденция перетока заемщиков в сегмент новых автомобилей.
Структура рынка автокредитования постепенно восстанавливается к докризисной модели. Драйверами продаж новых автомобилей выступает госпрограмма на отечественные марки и дальнейшая экспансия китайского автопрома, который продолжает усиливать свои позиции в России.
«На покупку новых отечественных автомобилей действует госпрограмма. Воспользоваться кредитом со скидкой 20% могут медработники, представители сферы образования, а также мобилизованные, добровольцы и военнослужащие по контракту, принимающие участие в СВО, и члены их семей. По правилам госпрограммы у заемщика должен быть первый взнос 10%, а кредитный автомобиль необходимо обязательно застраховать по КАСКО. Срок кредитования ограничен пятью годами, но на деле банки выдают льготный кредит в среднем на срок 3 года, что дополнительно сужает число желающих его оформить», – пояснила Ирина Андриевская.
Прогноз
Растущие кредитные ставки, ограничения ЦБ и неизбежный взлет цен на автомобили после 1 октября из-за новой прогрессивной шкалы утильсбора немного «охладят» пыл заемщиков, считают в «Выберу.ру». Эксперты полагают, что в IV квартале будет незначительное «торможение» темпов автокредитования. Но в сегменте залоговых кредитов он будет меньшим, чем в потребительском. Для банков риск выдачи автоссуд ниже, чем в сегменте потребительских займов. Поэтому кредиторы и дальше смогут стимулировать заемщиков ставками и гибкими условиями. В свою очередь покупатели рассматривают приобретение кредитного авто как актив, который со временем не потеряет в цене, так как санкции с нами явно надолго.
Доля кредитования подержанных автомобилей с большой вероятностью будет снижаться. Потому что в линейках автодилеров растет число предложений новых китайских и отечественных авто. А для многих россиян лучший автомобиль — новый. Кроме того, рынок сейчас наводнен китайским автопромом, доля импорта которого в прошлом году увеличилась с 16% до 70%.
«Полагаем, что до конца 2024 года развитие авторынка будет по-прежнему напрямую зависеть от сегмента автокредитования. Высокая неопределенность в экономике и санкции вряд ли кардинально поменяют ситуацию с доходами автолюбителей, а значит, люди будут вынуждены обращаться за деньгами на покупку машин в банки», – заключила Ирина Андриевская.