17 февраля 2025 18:00
Автомобили

Колесами кверху, без лобового: как прошел второй этап Чемпионата России по трековым гонкам

Истории фанатов – в материале IZHLIFE  

В день гонок установилась прохладная, снежная погода. Фото: Данил Иванов
В день гонок установилась прохладная, снежная погода. Фото: Данил Иванов

В день гонок установилась прохладная, снежная погода. Фото: Данил Иванов

15 февраля на ипподроме Ижевска состоялся второй этап Чемпионата России по трековым гонкам. Что гонщики думают о трассе, какие сувениры можно было унести с ярмарки и как выглядит настоящий фанат ледового автотрека – расскажем в нашем материале, а про первый этап читайте по ссылке.  

Территория впечатлений 

В субботу весь город говорил о гонках. Даже водитель такси сразу понял, для чего нам понадобилось на ипподром в субботу к 11 утра. И поделился, что пару лет назад тоже ходил на гонки с женой.  

Мы уже ехали по улице Ленина, когда за окном образовалась внушительная пробка. Вереница автомобилей тянулись от Карлутки до поворота на ипподром. Как позже выяснилось, на этом поток болельщиков не заканчивался и билеты скупали даже после открытия – 600 рублей за место. У ворот на ипподром фанатов встречали охранники сурового вида и милые волонтеры возрастом от мала до велика. 

image-_206.jpg
Валентина (слева) и Нурья (справа) – «Серебряные» волонтеры. Валентина помогает организовывать мероприятия уже семь лет. Спорт она полюбила, выйдя на пенсию. Нурья волонтерит второй год, до этого занималась лыжами. Фото: Данил Иванов

А сразу после – за трибунами, по старой доброй традиции спортивных мероприятий, – раскинулась пестрая ярмарка. Шашлыки, вязаные игрушки, перепечи, пастила с палитрой вкусов вплоть до тыквенного и многое, многое другое – голодными и без сувениров никто бы точно не остался.  

image-_198.jpg

Ярмарки – это традиция для спортивных мероприятий, подобные лавки можно было увидеть и на «Ижевской винтовке». Фото: Данил Иванов 

А вот чего в продаже точно не было, так это алкоголя. Ледовый автотрек – территория трезвости и впечатлений, полученных на светлую голову. 

Территория традиций

Илья – ответственный болельщик, пришел с биноклем, чтобы уж точно разглядеть всех гонщиков с трибун. Разглядеть сквозь шлейф снега, который машины поднимали на поворотах. Разглядеть все в деталях, например, как пилот Александр Орлов подчистую разбил лобовое стекло, когда перевернулся, пытаясь вырвать первое место на пьедестале. А болел Илья вместе с мамой Дарьей – потомственной фанаткой. 

image-_197.jpg
Илья и Дарья – яркое доказательство того, что любовь к спорту передается по наследству. Фото: Данил Иванов

«Мы смотрели гонки еще с моим папой. Тогда все наблюдали еще с гаражей. Теперь вот с сыном пришли. Ему, как и дедушке, все нравится. Так что это – уже семейная традиция», – рассказала Дарья. 

Первые гонки проходили еще в начале 70-х, и многие фанаты «со стажем» вспоминают, как стояли на тех знаменитых гаражах или снежных горках вдоль трассы.

image-_200.jpg
Те, кто не смог попасть на стадион, как в старые добрые времена, штурмуют снежные горки. Фото: Данил Иванов

Один из болельщиков Дмитрий, который застал ледовый автотрек еще мальчишкой, до сих пор хорошо помнит ощущения из прошлого: 

«Сегодня собралось много людей. Но, если правильно помню, тогда было еще больше. Вы представьте – люди стояли вдоль всей трассы. А я смотрел на трибуны со снежной горки и думал: как, наверное, оттуда хорошо все видно. Ну, видно и вправду больше, потому что выше можно забраться. Но я смотрю теперь вдаль, примерно на то место, где стоял цать лет тому назад и понимаю, что вообще будто не поменялся. Радуюсь машинкам. Радуюсь!»

image-_201.jpg
Архивное фото 80-х гг. в подтверждение слов Дмитрия. Фото: сообщество «Ледовый Автотрек Удмуртии»   

А теперь представьте картину, как сегодняшний Дмитрий переглядывается с Дмитрием из прошлого. Чувствуете, как что-то екает внутри? Ледовый автотрек – территория традиций. 

Территория драйва 

Ледовые гонки проходят по системе заездов. Они подразделяются на тренировочные, квалификационные и основные. Всего их 12 по четыре круга. В каждом заезде стартуют по шесть гонщиков. Количество основных и запасных спортсменов определяется по результатам квалификационных заездов, исходя из числа заявленных и допущенных к соревнованиям спортсменов. Пилот получает очки за места, которые он занял. Побеждает тот, кто набрал больше очков.

image-_202.jpg
Два участника газуют изо всех сил, но никто не может вырваться вперед. Фото: Данил Иванов

Никто из участников не желал уступать. К победе часто до последнего ехали бок о бок с соперником, и лишь последние метры определяли исход гонки. Один из них – тот самый Орлов, которого на награждении назвали «пилотом без страха и упрека», – отдался драйву настолько, что его машина оказалась колесами кверху.   

перевер1.jpg
Пилот Александр Орлов рядом со своим авто. Фото: скриншот с трансляции «Автоспорт Удмуртии»

После этого он все равно продолжил. Без лобового и заднего стекла. И завоевал ценой своих стараний почетное второе место.
image-_199.jpg
Здесь должна бы быть шутка о системе вентиляции в авто для трековых гонок, но ее не будет. Фото: Данил Иванов 

Но как бы красиво и впечатляюще не выглядела эта история, нужно понимать, что пилот в момент заезда подвергается нешуточной опасности. Чтобы снизить риск, каждый участник надевает защитный шлем и как следует пристегивается. Кроме того, переоборудуется сам гоночный автомобиль – внутри он совсем не такой, как привычные нам машины. 

image-_196.jpg
Примерно так и выглядел процесс пит-стопа. Фото: Данил Иванов

Во-первых, машину делают одноместной. Во-вторых, убирают все лишнее в салоне (ну, почти все) и заменяют каркасом безопасности. Подобное можно увидеть в фильме «Доказательство смерти» (18+) Квентина Тарантино. В кино автомобиль каскадера Майка предназначается для трюков, поэтому его максимально облегчают ради свободы передвижения. Здесь тот же принцип.

image-_204.jpg
Снег от колес легко мог долететь до трибун, но болельщики были только рады. Фото: Данил Иванов

Территория победителей 

Теперь пройдемся по итогам. Места в зачетной категории «Лада»:

Владимир Трегубов – 1 место 

Александр Орлов – 2 место

Виталий Шилов – 3 место

image-_203.jpg

В качестве призов выдавали статуэтки, ресторанные сертификаты (от 1000 рублей), озонаторы. Фото: Данил Иванов

Места в дисциплине «N-1600» (класс, в котором участвуют «почти серийные» иномарки с моторами до 1,6 л):

Дмитрий Брагин – 1 место

Александр Савченко – 2 место 

Роман Янкун – 3 место 

image-_205.jpg
Пилот Терехин (номер 96). Фото: Данил Иванов

15 февраля выдалось довольно морозным, поэтому сразу после гонок стадион быстро пустел: пилоты спешили греться. Хотя многим не дали замерзнуть адреналин и зашкаливающие эмоции. «Трасса – класс, впечатления – огонь», – делились участники, уходя с трека.
image-_194.jpg
В этот раз аудитория собралась разношерстная: дети и взрослые, женщины и мужчины, и много кто приходил даже с колясками. Фото: Данил Иванов
И несмотря на холодную погоду, трибуны были забиты. И снежная горка за пределами стадиона – тоже, прямо как в детстве болельщика Дмитрия. А кто-то вполне мог вылезть на крышу гаража, как было в воспоминаниях Дарьи. И все они, затаив дыхание, смотрели на ледовый автотрек – территорию драйва и настоящих смельчаков.