Top.Mail.Ru
12 февраля 2024 10:53
Автомобили

Более 70% взятых в Удмуртии автокредитов идут на покупку китайских машин

Обсудили вместе с экспертами, что произошло на рынке автокредитования в прошлом году и какие прогнозы на 2024 год

За прошлый год в Удмуртии продажи автомобилей в кредит резко возросли
За прошлый год в Удмуртии продажи автомобилей в кредит резко возросли

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в Удмуртии за 2023 год было выдано автокредитов на сумму 17,4 млрд руб. Это почти на 100%  больше, чем годом ранее (8,8 млрд руб.). Среди регионов ПФО по объему выданных автокредитов лидируют: 

  • Татарстан – 59,6 млрд руб. (+116% за год)

  • Башкортостан – 48,8 млрд руб. (+111,8%)

  • Нижегородская область – 30,1 млрд руб. (+95,9%)

Всего по России в прошедшем году выдано автокредитов на 1,32 трлн руб. Это почти на 100% больше, чем в 2022. При этом в 2021 году данная сумма составила 1,13 трлн руб., что меньше на 17,5% в сравнении с 2023 годом. 

Резкий рост выдачи автокредитов объясняется эффектом низкой базы. В 2022 г. объемы кредитования на покупку машин радикально снизились, – объясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. «Кроме того, в 2023 году возобновились госпрограммы льготного автокредитования, а также увеличилось предложение новых автомобилей. Что также повлияло на рост количества займов. Что касается объемов кредитования, то они выросли настолько существенно из-за роста среднего чека автокредита. Который, в свою очередь, увеличился из-за повышения цен на автомобили», – пояснил эксперт. 

rearview-car-parked-in-luxury-showroom-car-dealer-2023-11-27-05-16-03-utc.jpg
В 2024 году китайские производители и дилеры планируют продать в России 1,2 млн машин

В пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» IZHLIFE подтвердили, что увеличение объемов кредитования связано с ростом стоимости автомобилей на российском рынке и наличием доступных кредитных программ, в том числе государственных. В прошедшем году чаще всего брали кредиты на срок от 5 до 10 лет, а средний чек составил 1,2-1,5 млн руб. Минимальный размер кредита на авто постепенно увеличивается, так как в прошлом году ключевая ставка выросла до 16%.

Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом) Дмитрий Матвеев отмечает, что с августа-сентября 2023 года повсеместно наблюдалось снижение выдачи автокредитов. Это было связано с тем, что из-за ужесточения политики Центробанка (ограничения выдачи кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой и т. д.) ставки начали расти. А спрос – снижаться. 

Эксперты также говорят, что растет количество автокредитов на машины из Поднебесной. В ГК «АвтоСпецЦентр» рассказали, что в декабре 2023 года доля китайских автомобилей в общем объеме кредитования составила 77%, а отечественных – всего 13%. Дмитрий Матвеев добавил, что в 2024 году китайские производители и дилеры планируют продать в России 1,2 млн машин. По его наблюдениям, в 2023 году из-за дефицита новых авто и высоких цен на них, а также на фоне снижения покупательской способности россиян большая часть выданных кредитов пришлась на б/у автомобили. В этом году они могут быть в дефиците, потому что автовладельцы все чаще откладывают продажу старого и покупку нового авто. А это значит, что рынок хороших и относительно новых б/у машин будет сжиматься. Также авто с пробегом по-прежнему невыгодно завозить в страну по параллельному импорту (нереально высокая цена для конечного потребителя получается). Причины: таможенные пошлины и другие сборы. Падение рынка б/у авто в 2024 году – хороший шанс для китайских производителей, которые уже сейчас начали давать акционные цены, считает эксперт. 

the-car-dealer-provides-advice-on-loans-insurance-2023-11-27-05-30-15-utc.jpg
В 2023 году возобновились госпрограммы льготного автокредитования

«Кроме того, за рынок России активно борются многие китайские производители. Автосалоны уже сейчас предлагают на китайские модели специальные скидки, которых нет на европейские марки. Доля китайского автопрома в общем объеме продаж в 2024 году имеет все шансы превысить 60%», – подчеркнул Дмитрий Матвеев. 

По продажам била и бьет рекорды Lada за счет более низкой цены, – отмечает эксперт. Также «АвтоВАЗ» поддерживает государство (с января возобновилась госпрограмма льготного автокредитования на покупку новых отечественных машин). Говорят даже о «возрождении» модели «Ока». По мнению Дмитрия Матвеева, это хорошая идея, потому что сегмент доступных городских малолитражек сейчас свободен. «Главным преимуществом отечественных авто всегда была относительно низкая цена. Поэтому производителю нужно постараться сохранить это преимущество, чтобы продажа авто более-менее велась на уровне РРЦ. Наши соотечественники крайне редко готовы купить российский товар по цене дороже, чем его зарубежные аналоги, – это подтверждают опросы, которые проводились в последние месяцы», – сказал эксперт. 

В ГК «АвтоСпецЦентр» считают, что в 2024 году количество и объем выданных кредитов будет увеличиваться, так как средняя цена автомобиля на российском рынке растет, а в бюджетном сегменте сохраняется дефицит авто. Схожего мнения придерживается Дмитрий Матвеев. «Нас вряд ли ждет падение рынка автокредитов в 2024 году, и автокредитование как было, так и будет востребованным. Потому что, как показывает практика, если человеку нужна машина здесь и сейчас, высокая ставка по кредиту его не остановит. И он не станет ждать лучших времен, когда ставка снизится,  приобретет авто на невыгодных условиях, а со временем рефинансирует кредит», – заключил эксперт.