Top.Mail.Ru
12 мая 2011 08:57
Автомобили

Облегчат ли жизнь ижевским водителям изменения в процедуре техосмотра?

Идею отмены или пересмотра процедуры прохождения государственного технического осмотра автомобилей (ГТО) высказал Президент России. «Если машина новая, современная, то такая бумажка ей не требуется, а если это «ведро с гайками», так она все равно бумажку получит, но уже другим путем», - намекнул Медведев.

Президент сказал: «Отменить»

Идею отмены или пересмотра процедуры прохождения государственного технического осмотра автомобилей (ГТО) высказал Президент России. «Если машина новая, современная, то такая бумажка ей не требуется, а если это «ведро с гайками», так она все равно бумажку получит, но уже другим путем», - намекнул Медведев. И попросил предложений.

Уже через неделю в федеральных СМИ уже появились выдержки из законопроекта, вносящего изменения в процедуру техосмотра. Самое ощутимое нововведение – отмена ГТО для новых машин. После покупки автомобиля на станции технического осмотра не придется появляться 3 года.

Другие перемены пока неочевидны. Судя по всему, техосмотр все же отдадут частникам, однако право на проведение ТО будет утверждаться «контрольным органом», где коммерческим организациям придется проходить аккредитацию или лицензирование.

Законопроект об обязательном техническом осмотре будет рассмотрен Госдумой во втором чтении 13 мая и при быстром прохождении всех согласований может вступить в силу уже с 1 января 2012 года. А в полную силу он может заработать еще через два года - именно такой переходный период предполагается отвести на то, чтобы желающие проводить ГТО прошли аккредитацию.

Видимость изменений

В Удмуртии, как и в большинстве регионов России, предлагаемая схема действует уже сейчас. Частная структура или индивидуальный предприниматель может получить право проводить техосмотр – это прописано в постановлениях и приказах МВД России. В Удмуртии конкурс уже много лет подряд выигрывает единственная компания «Техконтроль» с единственной площадкой на улице Маяковского, где автомобилистам в «пиковые дни» приходится выстраиваться в очереди. У кого на это нет времени, ищут обходные пути.

На вопрос об «эксклюзивности» услуг «Техконтроля» директор компании Марат Ахметзянов лишь разводит руками - проверки антимонопольных органов подтвердили, что других компаний, желающих проводить техосмотр в Ижевске, нет. В конкурсе в 2009 году кроме его компании участвовала всего одна фирма, которая не располагала ни техникой, ни площадкой, ни персоналом - действовала по принципу: «вы нам техосмотр отдайте, а мы уж разберемся». В Балезино и Сарапуле в этой сфере работают по две компании.

Предполагается, что предстоящие процедуре ГТО изменения приведут к развитию конкуренции среди компаний, предоставляющих эту услугу. Если станций ГТО много, очередей не станет и незачем будет искать «обходные пути». Но какой «контрольный орган» в новой схеме будет заниматься аккредитацией «ГТО-шников» - пока не ясно. Какие требования он к ним предъявит - тоже. Поэтому наверняка говорить о том, что очередей не будет, пока рано.

В другой карман

Продавцы автомобилей с нетерпением ждут прояснения новых условий проведения ГТО. В автосалонах говорят, что готовы составить конкуренцию «Техконтролю».

- Мы постоянно улучшаем сервис, вводим новые услуги и правила работы, например ту же интерактивную приемку, когда владелец авто может неотступно следить, что именно делают с его машиной, - рассказывает Сергей Виленский, директор автотехцентра Mazda в Ижевске. - Возможность выдавать талоны государственного техосмотра станет еще одной сервисной услугой. Владельцы все равно приезжают на положенное регулярное техническое обслуживание. И если мы снимем у них «головную боль» и тут же будем переоформлять талон ГТО, все будут только рады.

Правда, у некоторых автомобилистов возникают опасения, что проведение ГТО дилерами, которые зарабатывают на техобслуживании, приведет к выявлению большого количества неполадок, которые тут же предложат исправить за дополнительную плату. Но директор «Техконтроля» Марат Ахметзянов против конкуренции не возражает. Лишь бы, говорит, она пошла на пользу автовладельцам.

- Недавно разговаривал с коллегами из Перми, - рассказывает он, - там у них 18 пунктов работает, жестко между собой конкурируют, порой доходит до полного хаоса и отсутствия контроля. В пылу конкурентной борьбы предлагают, например, провести ГТО с выездом на место. Как можно провести техосмотр в вашем гараже или на вашей стоянке, без специальных техсредств? Для примера, в Финляндии техосмотр проводит одна- единственная жестко контролируемая властями структура на регион (образно, аналог российских краев и областей).

В условиях острой конкуренции между частными организациями техосмотр, по мнению экспертов, может свестись к торговле талонами. Вопрос только в том, что это меняет для автовладельцев, многие из которых и сейчас находят способ их купить…

Кстати!

«Коррупционная емкость» техосмотра в Ижевске - 10 млн рублей в год!

Президент не зря намекнул о «получении талона другими путями» - процесс ГТО так или иначе сталкивается с коррупционной составляющий. Причем брать теоретически могут на любом уровне - от простого мастера до представителя Госавтоинспекции. Так, Марат Ахметзянов отметил, что каждый месяц из «Техконтроля» по подозрению в «договоренности с водителями» увольняют по 4 человека. А в конце апреля 2011 года в Сарапуле поймали сотрудника ГИБДД, торговавшего талонами, - доказали 10 фактов «закрытия глаз» на состояние машин.

Сколько гипотетически могут «отжимать» у водителей? Давайте прикинем. В Ижевске около 100 000 автомобилей. Допустим, что половина из этих машин должна раз в год показаться на ГТО. Понятно, что за деньги пройти проверку могут не все, скорее всего, речь идет о 10 процентах действительно обеспеченных господ, которым не нужна потеря времени. При стоимости «левого» ТО даже в 2000 рублей получается, что ежегодно в чьи-то карманы в Ижевске утекает около 10 миллионов рублей.

Особое мнение

Водители не дадут соврать. Что в машине проверяют во время ГТО? Токсичность выхлопов. По ней срезают уж совсем старые машины, которые за год «проредили» с помощью разрекламированной утилизации автохлама. Уровень фар. Моя хорошая знакомая на днях чуть не «зарезалась» на этом показателе - забыла привести гидрокорректор на крутой иномарке в положение «0». Работу тормозной системы? Выехал ты за ворота, попал в колдобину, перебил шланг тормозной системы. Кто узнает об этом за предстоящие два года свободной езды? Да и все самые страшные аварии происходят у нас по причине выезда на встречную полосу, а не из-за отказавших тормозов.

А коррупция? В этом ключе наиболее логичной как раз и видится передача прохождения ТО на места продаж машин. Зафиксированные случаи мздоимства будут наносить прямой репутационный вред марке или предприятию. Кому нужен такой пиар?

Понятно, что стоит оставить ТО для автобусов, большегрузов, таксистов, наматывающих за год по 150-200 тыс. км и прочих теоретически опасных для простого водителя машин с большими колесами. Но во всем остальном – ей- богу - проще отменить, чем мучиться.

ГТО по-старому и по-новому

Как сейчас

Авто - станция ГТО + осмотр ГИБДД номерных агрегатов - талон ГТО на 2 года для новых авто и 1 год для авто старше 7 лет.

Как будет

Авто - аккредитованные станции ГТО (при автосалоне, в своем районе, передвижные пункты) - талон ГТО на 2 года для новых авто и 1 год для авто старше 7 лет.

!Для автомобилей до 3 лет ГТО отменяется.