Когда аккумулятор пора менять:
- Батарея прослужила 5 лет и более - для нашего климата это средний срок службы.
- Еще не холодно, но при запуске аккумулятор плохо «крутит» двигатель.
- Батарея не реагирует на зарядку, заряжается слишком быстро или быстро разряжается.
Можно пойти по самому простому пути и купить новый аккумулятор, идентичный по своим параметрам старому, но в некоторых случаях это не лучший выбор. Например, в «Тойоте» RAV4 второго поколения производитель использовал аккумулятор емкостью 40 ампер-часов, что мало для двухлитрового двигателя. Или владельцы автомобилей «Киа» и «Хёнде», подбирая аккумулятор по характеристикам оригинального, рискуют получить батарею, которую просто невозможно будет закрепить.
По этой же причине купить аккумулятор у дилера — не всегда оптимальный способ. Так, например, один известный японский бренд рекомендует батарею одной и той же емкости для 2-х и 5-литрового двигателей.
1. Емкость аккумулятора не так важна, как...
У аккумулятора есть два основных «электрических» параметра: емкость (измеряется в ампер-часах, Ah) и пусковой ток (измеряется в амперах, A). Водители, как правило, смотрят на первый, хотя второе значение даже более важно.
Оно определяет тот крутящий момент, с которым стартер будет вращать коленвал, преодолевая сопротивление загустевшего масла. Это особенно критично для дизельных двигателей, но также играет существенную роль в запуске бензиновых моторов. Чем выше оба показателя, тем лучше.
Но большие показатели — большие размеры. Несмотря на прогресс, емкость аккумулятора все еще напрямую зависит от его физических размеров, так что для более крупной батареи может просто не оказаться места… И не хватить кошелька.
2. От даты изготовления зависит срок службы
Со временем характеристики аккумуляторов падают, поэтому очень рекомендую посмотреть дату производства изделия и не покупать аккумуляторы старше одного года. Дата производства не указана в явном виде и, как правило, зашифрована в виде цифрового кода. Каждый производитель использует свои обозначения, поэтому лучше воспользоваться поиском в Интернете для выяснения даты производства конкретной батареи. То, что аккумуляторы «только со склада» — не аргумент, портятся они не только будучи установленными на автомобиль, срок жизни батареи начинается с момента ее выхода с конвейера завода.
3. В размерах главное - длина
Измерьте длину площадки для установки или ниши аккумулятора. Новая батарея не должна превышать это значение. Именно от длины в основном зависит емкость аккумулятора, так как высота и ширина, чаще всего, стандартны. Аккумуляторы на большинство современных автомобилей имеют ширину 175 мм, высоту 190 мм (основная часть машин) или 175 мм (в основном Форды). Высота меряется не по клеммам, а по самой высокой точке пластикового корпуса.
Исключения: «Хонды», некоторые праворукие японцы и «Матизы». Их аккумуляторы выбиваются из стандартов. Также «нестандартные» аккумуляторы иногда оборудуются тонкими клеммами (примерно 12 мм, стандартные — 18 - 19 мм).
4. Прямая или обратная полярность
Полярность аккумулятора — крайне важный параметр. Он обозначает стороны расположения плюсовой и минусовой клемм на корпусе. Для определения полярности расположите аккумулятор клеммами к себе и посмотрите, с какой стороны находится каждая из клемм. Слева направо, как мы читаем: плюс-минус — прямая полярность; минус-плюс — обратная.
На большинстве современных машин аккумуляторы имеют обратную полярность, однако исключений достаточно: весь российский автопром, легковые «Лексусы», «СанЁнг»… Аккумулятор противоположной полярности ставить не стоит, а во многих случаях это сделать не получится: не хватит длины проводов.
5. «Европейские» или «азиатские» клеммы
«Европейские» расположены в углублениях по углам аккумулятора и не выступают над корпусом; «азиатские», наоборот, возвышаются над верхней крышкой аккумулятора. На европейские автомобили крайне не рекомендуется ставить аккумуляторы с азиатскими клеммами, так как общая высота батареи получается больше и может не дать закрыться крышке аккумуляторного отсека, капоту; и даже стать причиной замыкания или повреждения других элементов. Аккумуляторы с европейскими клеммами практически всегда нормально встают на «японцев» и «корейцев».
6. Есть ли выступ под крепление?
Аккумуляторы имеют два варианта крепления: поперечная планка сверху (практически все «японцы») и продольная планка снизу. Если батарея в вашей машине удерживается планкой снизу, убедитесь, что новый аккумулятор имеет соответствующий выступ на корпусе. Особое внимание стоит обратить владельцам автомобилей «Киа» и «Хёндэ».
7. Если два аккумулятора…
Если в вашей машине два аккумулятора, то менять их нужно только парами. Также обратите внимание, что парные аккумуляторы бывают как одной, так и разных полярностей.
8. Для системы «Старт-стоп» нужен специальный аккумулятор
Если ваша машина оснащена системой «Старт-стоп», то для нее, как правило, требуется аккумулятор специальной серии. Обратите на это внимание!
Также информация для владельцев BMW 2004 года и младше: очень вероятно, вам потребуется аккумулятор той же емкости, что и предыдущий; иначе придется вносить изменения в настройки электронного блока управления автомобиля.
Есть вопрос: Стоит ли ставить гелевые аккумуляторы?
Ориентируясь на климатические условия Ижевска советую использовать гелиевые АКБ только в тех случаях, когда это рекомендовано производителем автомобиля (например, для системы «Старт-стоп» на «Ауди»). В остальном обычные кислотные аккумуляторы при должном обслуживании вполне справляются со своими задачами.
Принцип действия гелевого аккумулятора идентичен кислотному, разница лишь в электролите. В гелевых аккумуляторах в электролит добавлены химические элементы, которые обеспечивают ему состояние геля. То есть электролит находится в желеобразном состоянии.
Положительными отличиями являются долгий срок службы (до 10 лет), низкий саморазряд при долгом простое (20-30% за год). Отрицательными - гелевый электролит не любит очень низких температур, такие аккумуляторы очень боятся короткого замыкания (даже кратковременного) и требуют аккуратности при обращении с ними, установке.