- Помогу водителям, оказавшимся в беде, есть провода, лопата и трос, - подобные сообщения оставляют в Интернете ижевские водители-«спасители».
Днем они - обычные ижевчане. Едут на работу, трудятся, общаются с коллегами, получают задания от начальства или раздают их сами, возвращаются домой, кто-то по дороге забирает ребенка из детсада. Зато после работы вместо того, чтобы лежать на диване перед телевизором, они колесят по заснеженным ижевским улицам и помогают водителям, попавшим в беду. Просто так. Без денег. Ради интереса и желания помочь.
«Тягачи» и «прикуриватели»
Всего водителей, готовых помочь хоть сейчас, около полсотни. Их мобильные телефоны выложены на городском форуме в специальной теме «Зимняя помощь 2011 - 2012».
Кроме телефонов водители пишут время, когда они могут помочь, район, в котором «работают» и какую помощь могут оказать (трос, канистра, лопата, провода). Помощники делятся на «тягачей» (вытаскивают из снежной каши или буксируют до стоянки/автосервиса) и «прикуривателей» (помогают завестись - «прикуриться»).
В будни - вечером, в выходные - круглосуточно
29-летний ижевчанин Алексей Меркулов - «тягач». Личный УАЗ - «Патриот» позволяет «толкнуть» хоть кого.
- Однажды даже фуру вытащил, - гордо рассказывает Алексей. - Она, конечно, неглубоко засела, но все же.
В движении «Зимняя помощь» Алексей - ветеран. Первый раз телефон выложил три года назад. Днем он работает водителем нескольких известных персон (каких - просит не писать). Свою помощь предлагает в будни после восьми вечера, а по выходным - круглые сутки. Это все его свободное время. Его мобильный стоит первым на форуме.
- Отвечаю каждому, помогать стараюсь тоже всем, в сезон приходится выезжать по два раза за день, - рассказывает Алексей.
Молодой человек не женат, но есть подруга.
- Вот уж, наверное, намаялась с таким хобби? - спрашиваем мы Алексея.
- Она дуется, когда я с собой ее не беру, ведь выезжать и ночью приходится, а для нее это приключение.
«Денег не берем, даже если предлагают»
- Как-то раз вытаскивал из снежной каши «ниву», водитель предложил свой трос, а тот возьми и порвись, да так, что его конец ударил по моей машине. В итоге пришлось потратить на ремонт около 7 тыс. рублей, - рассказывает Алексей Меркулов. - Водитель «нивы» растерялся. Но денег с него я все равно не взял, все за свой счет сделал. Я же сам приехал! А сейчас просто взял за правило - вожу с собой свой трос.
И все же однажды деньги Алексею пришлось взять.
- Водитель Nissan X-Trail накрепко засел в снегу на своем огороде под Ижевском, провозились с ним несколько часов, в итоге, когда вытащили, он насильно всучил мне 500-рублевку. Настолько был поражен, что я приехал к нему в «тьмутаракань», - вспоминает Алексей.
«Последняя надежда»
Встречают «спасителей» по-разному. Для одних это последняя надежда, для других повод проверить - приедут или нет.
- Но конечный результат всегда один - в телефонной книге становится больше на один контакт, - говорит один из команды водителей-«спасителей» 21-летний Максим Смышляев. - Но особенно удивляются те, кто не позвонил, к кому подъезжаешь, увидев на обочине. Люди просто отвыкли, что кто-то может остановиться, предложить помощь и действительно помочь. В прошлом году помог завестись девушке, у которой сел аккумулятор, она была так удивлена, что несколько минут подряд повторяла: «Спасибо-спасибо-спасибо!».
«Сначала помогли мне, теперь помогаю сам»
Многие нынешние участники неформального клуба в прошлом сами обращались за помощью.
- В прошлом году не смог завестись, морозы стояли страшные, я сильно замерз и в последнюю минуту вспомнил про зимнюю помощь, позвонил, быстро приехали, «прикурили», в этом году свой телефон выложил на форум и сам помогаю, - рассказывает 30-летний специалист по информационной безопасности одной из ижевских компаний Константин Перевозчиков. - Если я где-то рядом, обязательно подъезжаю. В этом году еще не звонили, потому что по-настоящему сильных снегопадов пока не было.
Народная помощь на дорогах в цифрах
- 46 человек в этом году предлагают свою помощь («запись в добровольцы» идет полным ходом, число помогающих увеличится).
- 20-35 лет - возраст водителей-«спасителей».
-
1-2 вызова в будни приходится в среднем на одного водителя.
3-4 вызова - в выходные.
5-6 вызовов - в метель или сильные морозы. - 1-2 улицы, как правило, берет на себя каждый водитель (в выходные могут выезжать за рамки своего привычного района).
Как позвать на помощь?
Мобильные телефоны участников акции выложены на городском форуме: Марковские форумы>Автофорум>Зимняя помощь 2011 - 2012. Связаться с помощниками можно по рации на 19-м канале (СиБи-связь).