
Мост через реку Пызеп в Кезском районе является единственным путем, связывающим жителей трех деревень – Дырпа, Верхняя Дырпа и Ярунь – с районным центром. При этом он много лет находился в предаварийном состоянии. По заключению специалистов, на сооружении было зафиксировано разрушение всех опор, а также мостового полотна. При этом паводок на данном участке реки проходит очень активно. Нередко на льду реки приходилось проводить взрывные работы, чтобы весеннее половодье не снесло мост.
В 2022 году мост включили в перечень ремонта БКД-2023. На сегодняшний день на объекте выполнено свыше 92% запланированных работ: проведена замена отдельных составных элементов на шести опорах, выполнено устройство ледорезов на четырех промежуточных опорах для пропуска паводковых вод. Также отремонтированы и восстановлены 60 железобетонных балок пролетных строений.
Сейчас подрядная организация обустраивает сопряжение моста с насыпью дороги и выполняет укрепление конусов сооружения. Параллельно проводится разборка временного проезда реки Пызеп рядом с ремонтируемым объектом. Материалы с него будут применены для уширения подхода к новому мосту. На полотно обновленного сооружения будет уложено два слоя асфальтобетона. Также в ходе ремонта на объекте установят барьерное ограждение. Протяженность моста составит 62 метра.
Как рассказал замминистра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Александр Бреев, он осмотрел резиновые опорные части моста – РОЧи, потому что были сомнения, поскольку они были клиновидно уложены. Но так как мост расположен на вираже, то данный момент – это правильно выполненная работа.
Также, по его словам, второй мост через реку Пыхта в Дебесском районе выполнен в новом для республике варианте – это железобетонная арочная грунтозасыпная конструкция. Главный ее плюс – легкость в эксплуатации и содержании такой конструкции.
Ранее мост на реке Пызеп в Дебесском районе был полностью деревянным, срок его службы давно истек. Сооружение было полностью разобрано. На участке ремонта для транспорта был организован временный объезд. На сегодняшний день на объекте уже полностью завершена установка свайного основания и монтаж арочных железобетонных строений. Ведется устройство подходов, их асфальтирование, а также гидроизоляция железобетонных конструкций арочных мостовых переходов.
Срок нормативной службы новых мостов – 40 лет. Грузоподъемность объектов – свыше 60 тонн.