Как выяснилось, в Управлении Росреестра проходят специальные лекции о том, как зарегистрировать куплю-продажу квартиры через интернет. Спустя 20 минут обучения я едва не отказалась от своей идеи, а все из-за длинного списка необходимых для этого условий. Итак, вам понадобятся:
- оборудование для сканирования оригиналов документов на продаваемую/покупаемую квартиру и документов, удостоверяющих личность;
- электронная цифровая подпись (не простая, а квалифицированная, усиленная);
- специальные компьютерные программы, с помощью которых можно «поставить» под своим заявлением электронную подпись.
Как я получила электронную цифровую подпись (ЭЦП)
Интернет предлагает около десяти ижевских организаций, готовых оформить ЭЦП. Цены примерно одинаковые: около 2,5 тысяч рублей. Где-то в эту сумму входят и специальные программы (например, КриптоПро CSP), где-то сама подпись стоит 1,8 тысяч, а программу нужно докупать за 700-900 рублей.
Процедура получения ЭЦП оказалась несложной.
Заполняете заявку, оплачиваете счет, приезжаете и забираете ЭЦП. Срок изготовления – 1 рабочий день после оплаты. Заявку заполняете в электронном виде и присылаете обратно. Из документов понадобятся паспорт, доверенность (если вы чей-то представитель) и СНИЛС.
Поскольку я выбрала пакет «все включено», то программное обеспечение мне выдали вместе с электронной подписью. Установить его я тоже смогла сама.
Как я готовилась к электронной сделке
Специально покупать сканер я не стала, благо, в городе много копи-центров. Правда, выяснилось, что недостаточно просто отсканировать документы на себя и квартиру. К этой процедуре тоже есть свои требования.
– Электронные документы подаются в виде файлов в формате XML-документов и в виде электронных образов документов в формате PDF. Схемы заполнения документов в формате XML размещены на сайте Росреестра. Отсканированные или сфотографированные документы преобразуются в формат PDF в масштабе 1:1 к бумажному оригиналу. Если информация размещена на двух и более листах, в электронном виде она должна быть представлена в виде одного файла, – рассказали на учебе в Росреестре.
Как я подавала заявление
Эта часть оказалась самой простой из всего, что я проделала для электронной регистрации. Заявление подается через сайт Росреестра, и непросто было лишь найти нужные графы и иконки в соответствующем разделе сайта. Но если помнить, что вы – «физическое лицо», вам нужны «электронные сервисы» и вы хотите провести «государственную регистрацию прав», то все встает на свои места.
Кроме того, в самой форме заявления на сайте есть всяческие подсказки «для чайников». Например, несколько раз я начинала вписывать информацию в неправильные графы, но ничего не ввелось. Так что, ошибиться можно только в передаче данных, поэтому номера паспортов, свидетельств на право собственности и прочих документов, а также этаж, метраж и адрес перепроверяйте несколько раз.
После всех манипуляций, которые заняли у меня почти 40 минут, на то, чтобы прикрепить сканы документов, квитанцию об оплате госпошлины и файл с ЭЦП понадобилось не более минуты.
Что в итоге?
1. Через три дня я получила уведомление о том, что регистрация завершена. С учетом всех подготовительных работ на весь процесс понадобилось 6 дней. В случае с подачей документов в МФЦ прошло бы не менее 10 дней.
2. Размер госпошлины – 1,4 тысяч рублей. С учетом покупки ЭЦП и услуг копи-центра общая сумма расходов – 3,2 тыс. руб. Через МФЦ – 2 тысячи.
3. Перед подачей документов на регистрацию (я сделала это из дома) я побывала в пункте оформления ЭЦП и копи-центре. Если бы подавала документы через МФЦ, я бы дома оформила талон на определенный день и час и сходила в многофункциональный центр дважды: подать документы, а потом забрать готовые.