
Жители Сарапула в панике – в городе закрывается стационар единственного противотуберкулезного диспансера. 7 июня в учреждении сократили три десятка сотрудников, а 46 пациентов, которые в тот момент находились на лечении, перевели в Ижевск. Мы попытались разобраться, чем на самом деле может грозить закрытие отделения.
Трехэтажное кирпичное здание, в котором находится противотуберкулезный диспансер, стоит в удалении от центральных улиц Сарапула. И не удивительно – здесь лечатся больные туберкулезом. Смертельное заболевание, которое поражает легкие, кости, суставы и пищеварительную систему, легко передается воздушно-капельным путем.
Лечение туберкулеза может растянуться на годы. Главное – вовремя изолировать больного от остальных людей, чтобы помешать инфекции передаваться от человека к человеку. Именно для этого в Сарапуле развернуто целое стационарное отделение на 60 коек. Вот уже почти 50 лет сюда привозят пациентов из Сарапула и ближайших районов – Сарапульского, Камбарского, Каракулинского и Киясовского. Нагрузка немаленькая – больница обслуживает около 150 тысяч населения.
Но весной 2016 года стационар внезапно закрыли. Внеплановая очередная проверка Роспотребнадзора выявила нарушение санитарных норм: специалисты нашли трещины, щели, отслоения штукатурки и краски на стенах и потолке, что мешало надлежащим образом дезинфицировать их (поверхность должна быть гладкой). Эксперты заключили: в таких антисанитарных условиях работать и лечить нельзя. Их поддержал Сарапульский районный суд, который дал руководству больницы 45 суток на ремонт, приостановив работу стационара.

Однако вместо того, чтобы подлатать здание, отделение решили закрыть совсем. Сотрудники попали под сокращение, а пациентов на стационарном лечении перевели в Республиканскую клиническую противотуберкулезную больницу. Всех остальных отправили по домам. Саму же поликлинику решили перенести в 1-ю Сарапульскую городскую больницу, как только там закончится ремонт.
Решение, которое принял республиканский Минздрав, вызвало немало вопросов. Часть жителей испугались, что останутся совсем без помощи.
– Республику готовят к эпидемии туберкулеза, – утверждали одни.
– Туберкулез – это очень опасно, а теперь поликлиника находится в жилом районе, недалеко от школы, детского парка и дома культуры, – возмущались другие.
Однако Министерство здравоохранения Удмуртии объяснило: причин для беспокойства нет.
Как лечили, так и будем лечить
11 июля министр здравоохранения Удмуртии Алексей Чуршин встретился с журналистами, чтобы объяснить – решение о закрытии тубдиспансера было неслучайным.
– Долгие годы в этом здании не проводился капитальный ремонт, – объяснил министр. – В фундаменте здания имеется серьезная трещина, оно нуждается в капитальном ремонте. Ориентировочная сумма затрат превышает 90 миллионов рублей, и это без учета трещины в фундаменте и ремонта несущей конструкции. Учитывайте, что любой ремонт занимает время. Но больные туберкулезом не могут ждать, пока им окажут помощь – она нужна им сейчас.

Именно поэтому министром было принято решение – закрыть стационар, а пациентов перевести в другую клинику.
– Теперь больные, которые нуждаются в круглосуточном наблюдении и лечении, направляются в Республиканскую клиническую туберкулезную больницу, – объяснил Алексей Чуршин. – Сегодня там находятся 46 больных города Сарапула. Они доставляются сюда санитарным транспортом. А поликлиника и дневной стационар были, есть и остаются.
По мнению Минздрава, причин для беспокойства нет – ситуация по заболеваемости и смертности от туберкулеза в Удмуртии стабильна.
– В прошлом году по сравнению с 2014 годом заболеваемость туберкулезом в Сарапуле уменьшилась на 15,4%. В среднем мы выявляем до 100 человек в год, в госпитализации нуждаются не больше 50 человек, являющихся бактериовыделителями.
По словам министра, все, кого раньше принимали в Сарапуле, смогут получить помощь в Ижевске – там и оборудование более качественное, и уровень квалификации врачей повыше. А в дальнейшем больница появится и в Сарапуле, на базе первой городской больницы, на ремонт уже выделили 20 миллионов рублей. А не хватит – выделят еще, пообещал министр. Пока пациенты по-прежнему могут ходить в поликлинику.
Другой взгляд
Вот только врачи сарапульского тубдиспансера, которых тактично попросили освободить помещения, радужного взгляда на ситуацию не разделяют. И не только потому, что остались без работы. Они убеждены, что закрытие стационара ухудшит заболеваемость туберкулезом в городе.
– Это заболевание лечится долго, порой до двух лет и более, – объясняют врачи. – Да, сейчас ситуация относительно стабильна, но это не значит, что она будет такой и дальше. Обычно эта болезнь проявляет себя в полной мере во время экономических кризисов, когда ухудшается уровень жизни людей. Так, в 90-е годы была эпидемия туберкулеза, и заболеваемость превышала 100 случаев на 100 000 населения. И только благодаря государственным программам и усилиям медицинских работников удалось стабилизировать ситуацию. А в настоящее время увеличивается количество больных с ВИЧ-инфекцией, одной из ведущих причин смерти у которых является туберкулез.
Как говорят врачи, заболеваемость в Сарапуле уменьшилась по статистическим цифрам, но этот показатель не вполне достоверный – флюорограф в городе не работает уже два месяца, и обследование сделали далеко не все. Да и туберкулез часто прячется за другим диагнозом – ВИЧ, говорят врачи. Это искажает реальную цифру.

– О трещине сотрудники знали давно, – говорят тем временем врачи. – Говорили, что она находится не в несущей стене. Если она такая опасная, почему не освобождают здание немедленно? Почему тянули так долго? Но непонятно, как рассчитали сумму ремонта – экспертиза не проводилась. Сейчас пациентов на стационарном лечении будут переводить в ВРКТБ, в здании по ул. Кирова в Ижевске. Но там неподходящие условия для лечения заболевания – в палатах количество больных доходит до 8-9 человек. Чуровская больница – еще одно учреждение, в которое будут отправлять пациентов, деревянное здание, которое находится в 50 км от Ижевска.
Вопрос, как жители Сарапула и ближайших районов смогут ездить в Ижевск, остается открытым. И дело не только во времени, которое нужно потратить на дорогу до другого города, но и в стоимости проезда.
– Более 80% больных – неработающие граждане, – отмечают врачи. – Многие пьют, они просто не поедут лечиться. Это может привести не только к их смерти, но и к тому, что заразятся другие люди.
Еще одна проблема: пациенты, которые не нуждаются в стационарном лечении, но нуждаются в препаратах и процедурах, которые выписывают при нем, – например, так называемые лекарственно-устойчивые пациенты. Они ежедневно должны приходить в стационар для лечебных процедур. Прерывать лечение нельзя. Что будет с ними – остается под вопросом.
Мы будем держать вас в курсе развития событий.