Top.Mail.Ru
15 ноября 2021 15:13
Общество

Россияне слабо информированы об ЕSG, но активно поддерживают ценности зеленой экономики

Более 50 % опрошенных заявили, что заботятся об экологии

Pexels-mikhail-nilov
Pexels-mikhail-nilov

Понятие ESG, или «устойчивое развитие» хорошо знают только 8 % россиян как в крупных городах, так и в малых. При этом более трех четвертей наших соотечественников (77,5 %) считают важным развитие бизнеса в соответствии с нормами ESG (ИСиДжи) – экологии, социальной ответственности и эффективного прозрачного корпоративного управления. Таковы результаты опроса*, проведенного банком «Открытие» к Форуму инновационных и финансовых технологий «Финополис-2021».

Отношение населения к экологической и благотворительной деятельности:

65 % участников опроса принимают участие в благотворительной деятельности. Из них две трети делают это раз в полгода и реже. Регулярно (раз в 1–3 месяца) в благотворительных акциях участвуют около 35 % опрошенных. Главные направления благотворительности компаний: помощь больным детям (53 %), здравоохранение (28 %), экология (20 %).

Экологическую обстановку в стране и своем населенном пункте россияне оценивают достаточно низко – в среднем на 2,6 балла по пятибалльной шкале.

Наиболее актуальными проблемами, связанными с экологией, респонденты считают загрязнение окружающей среды (4,3 балла по пятибалльной шкале) и обезлесение (4,2).

Более половины опрошенных заявили, что сами так или иначе заботятся об экологии. Чаще всего в качестве такой заботы они называли умеренное потребление – покупку только самого необходимого (62 %), умеренное потребление электроэнергии (60 %) и воды (58 %). 60 % используют многоразовые сумки при посещении магазинов.

При этом менее половины участников опроса заявили об ответственном подходе к разделению мусора и переработке отходов (бумаги, батареек, стекла, пластика).

19 % участников опроса при выборе товара, продукции смотрят на социальную и экологическую активность компании как на один из критериев. На это чаще ориентируются женщины (23 %), чем мужчины (16 %).

Оценка участниками опроса деятельности компаний-работодателей в части ESG-развития

При выборе работодателя большинство россиян руководствуются традиционными критериями – уровнем зарплаты (78 %) и легальным наймом на работу в соответствии с законодательством (50 %). ESG-факторы (social [сошиал, социальный]) важны для трети аудитории. При этом экологические и благотворительные инициативы компании на выбор работодателя практически не влияют.

Отвечая на вопросы экологической ответственности компаний (E-повестка), 55 % опрошенных отметили, что бизнес должен решать экологические проблемы. Среди реальных действий компаний, где они работают, направленных на сохранение окружающей среды, респонденты называли экономию электроэнергии (48 %), переработку использованных товаров (48 %) и минимизацию использования бумаги в бизнес-процессах (42 %).

Наиболее важные направления корпоративной социальной ответственности (S-повестка), по мнению опрошенных, – достойные условия труда (92 %), охрана здоровья и безопасность сотрудников (86 %), обеспечение карьерного роста (83 %).

При этом в рамках текущей деятельности компаний опрошенные выше всего оценили отсутствие дискриминации по расовому и религиозному признаку (64 %), достойные условия труда (60 %), охрану здоровья и безопасность сотрудников (59 %). Хуже всего оценивается направление, связанное с инвестированием в социальные проекты (15 %).

Треть респондентов сообщили, что в их компаниях соблюдается баланс мужчин и женщин в руководстве. При этом 31 % респондентов заявляют, что гендерный баланс не соблюдается: в городах с населением 100–500 тысяч человек этот показатель чуть выше – 40 %.

Четверть участников опроса (29 %) заявили, что в их компаниях женщин в руководстве от 25 % до 50 %. Еще в четверти компаний (26 %) женщины занимают более половины руководящих должностей.

Среди наиболее важных направлений корпоративного управления (G-повестка [Джи]) респонденты выделили отсутствие взяточничества и коррупции (59 %) и обеспечение информационной безопасности (51 %). При этом справедливая система вознаграждения топ-менеджмента важна лишь для трети респондентов.

На отлично деятельность компании в части корпоративного управления оценили менее трети аудитории. Ниже всего оценивается справедливость вознаграждения топ-менеджмента; наиболее высоко – отсутствие взяточничества и коррупции и обеспечение информационной безопасности.

Примерно две трети участников опроса (63 %) считают, что компании, которые следуют принципам ESG, должны иметь налоговые льготы и получать кредиты на более выгодных условиях. 35 % россиян против таких льгот – они полагают, что все компании должны быть в равных конкурентных условиях.

* Опрос проведен банком «Открытие» в октябре 2021 г. по репрезентативной выборке среди 1000 россиян в возрасте 18–65 лет в городах с населением более 100 тысяч человек.