Top.Mail.Ru
12 марта 2024 17:00
Дороги и транспорт

Экс-директор ИПОПАТ Дмитрий Пивош: в Ижевске не хватает 30% водителей автобусов

Эксперт рассказал о причинах ухудшения ситуации с городским транспортом

Долгое время ижевский транспорт был одним из лучших в стране. Фото: архив редакции
Долгое время ижевский транспорт был одним из лучших в стране. Фото: архив редакции

Ижевск вновь вошел в топ-10 городов России по качеству общественного транспорта. Ежегодный рейтинг опубликовала компания «Симетра». Правда, с каждым годом столица Удмуртии все ближе к концу списка. На этот раз город занял предпоследнее 9 место – это на 4 позиции ниже, чем годом ранее.  

В исследовании приняли участие 100 городов России. Первое место заняла соседняя Пермь, за ней – Новокузнецк и Екатеринбург. Москва и Санкт-Петербург в рейтинге не участвовали. Место в списке определяли, исходя из показателей, распределенных по пяти группам (максимальная оценка по каждой группе – 100 баллов): ценовую доступность ижевского транспорта оценили в 51 балл, комфорт и удобство – в 79 баллов, функциональность транспортной сети – в 77 баллов, физическую доступность – также в 77 баллов, а устойчивое развитие и безопасность – в 46 баллов.

При этом исследователи отметили несколько причин снижения позиций Ижевска в рейтинге. «Неразбериха с тарифами привела к тому, что фактически перестал существовать единый проездной билет: теперь собрать максимально полно покрывающий потребности часто перемещающегося на транспорте пассажира можно лишь из двух «половинок», что будет стоить почти 4 тысячи рублей. Кроме того, вызывает опасения отмена сразу нескольких маршрутов электротранспорта. Удержаться в десятке Ижевску, по всей видимости, удалось лишь за счет значительного расширения системы выделенных полос. Однако хватит ли запаса прочности системы на следующий год, – неизвестно», – говорится в исследовании. 

Отметим, что в пресс-службе ИжГЭТ опровергли информацию об отмене маршрутов электротранспорта. 

Ранее мы уже писали, что в последние годы количество жалоб горожан на работу транспорта серьезно возросло. 

DSC_7167 (1).jpg
Несмотря на заявления властей, ситуацию с транспортом пока сложно назвать решенной. Фото: архив редакции

Разобраться, почему ижевский транспорт теряет первые позиции в рейтингах, IZHLIFE помог бывший директор ИПОПАТ Дмитрий Пивош.

Дмитрий Пивош Руководитель АО «ИПОПАТ» _2020 А Закиров (1).jpg
Бывший директор ИПОПАТ Дмитрий Пивош. Фото: архив редакции

Ижевский общественный транспорт долгое время считался одним из лучших в стране. Но в последние годы он стал вызывать серьезное недовольство горожан. Люди жалуются, что автобусы ходят редко, расписание нарушается, салоны переполнены. При этом стоимость проезда регулярно растет. На ваш взгляд, в чем причины ухудшения ситуации с городским транспортом?

Я часто бываю в ИПОПАТ, общаюсь с руководством, водителями, кондукторами и могу сказать, что за последние годы технологические и другие процессы на предприятии особо не поменялись. А если изменялись, то только совершенствовались в ногу со временем.

Более того, в 2021 году, как мы помним, в строй вошло порядка 100 новых автобусов, что привело к серьезному снижению поломок на линии, нахождению машин в ремонте и прочим последствиям.

Поэтому, на мой взгляд, активизация жалоб в последнее время связана, в первую очередь, с постоянной проблемой транспортных предприятий, еще более усилившейся в настоящее время, – острой нехваткой основного производственного персонала. Ну и, конечно, нельзя не отметить аномальную зиму этого года с большим количеством осадков. Это всегда приводит к пробкам, что, в свою очередь, становится причиной срывов рейсов и снижения регулярности движения.

Несмотря на значительное количество негатива от пассажиров, городской транспорт остался в топ-10 недавнего исследования, хоть и опустился на 4 позиции (9-е место по стране). По вашему мнению, за счет чего Ижевск сохраняет неплохие позиции и насколько они устойчивы?

- За счет того, что власти города и республики в свое время приняли и продолжают придерживаться важного правила: в Ижевске используются автобусы только большого класса. Различные «дикие газельки» вне конкурсов к перевозке пассажиров не допускаются. Ну и, конечно, в заслугу властей надо поставить сохранение ИПОПАТ и ИжГЭТ как основных перевозчиков. К которым не только предъявляют требования, но слышат их позицию и находят консенсус по многим вопросам. Потому что вакханалия в общественном транспорте, которая наблюдается во многих городах, даже миллионниках, не нужна ни власти, ни горожанам.

- ИПОПАТ заявляет, что одна из ключевых проблем – кадровая. Не хватает водителей. По вашей оценке, как давно возникла эта проблема, насколько она серьезная и реально ли ее решить в текущей ситуации, когда кадров не хватает практически всем отраслям?

- Эта проблема существовала всегда. Особенно не хватает водителей (на сегодня их нехватка – 30 процентов). Постоянно придумывались новые методы привлечения кадров. Но сейчас эта проблема затронула все отрасли экономики, а за нормального работника отрасли попросту бьются между собой. Решить ее может автоматизация там, где это можно. Первый шаг мы уже видим – уход от кондукторов, внедрение валидаторов. На предприятии автоматизированы еще ряд профессий. В будущем большие перспективы у беспилотного транспорта. Но это будет, на мой взгляд, еще не скоро.

- По вашему мнению, насколько экономически обоснован действующий тариф на проезд, и дает ли он транспортникам возможность развивать предприятие и, в частности, вкладывать деньги в покупку новых автобусов? Сколько сейчас стоит новый автобус и как быстро можно отбить его стоимость при существующем тарифе?

- Тариф на проезд в общественном транспорте, на взгляд транспортников, никогда не утверждался на экономически обоснованном уровне. К примеру, не всегда учитывается в необходимом объеме необходимость обновления подвижного состава. Не говоря уже о норме прибыли (что ИПОПАТ, что ИжГЭТ – коммерческие предприятия), – ее просто не берут во внимание. Например, сегодня в малых городах Удмуртии тариф такой же или даже выше, чем в Ижевске. При этом перевозчики там работают на льготных режимах налогообложения в отличие от крупных ижевских перевозчиков. Логичный вопрос – как такое возможно?

Все потому, что вопрос тарифа на проезд в общественном транспорте всегда был больше политический, нежели экономический. Тем более – в Ижевске, так как затрагивает интересы подавляющего большинства горожан. Тут вопрос иной раз даже не в обновлении, а в том, чтобы сохранить действующий подвижной состав. На мой взгляд, тариф на сегодня должен составлять минимум 35 рублей.

- Каким образом под вашим руководством ИПОПАТу удавалось закупать новый подвижной состав при том, что тарифы были меньше существующих и долго не изменялись?

- Обновление происходило так же, как и сейчас, – за свой счет: кредиты и лизинг. Просто нельзя забывать инфляцию на все: топливо, заработные платы, стоимость автобуса. Тогда они были соответственно ниже, как и тариф. К примеру, 5-7 лет назад автобус большого класса стоил 8-10 млн. руб., сегодня – уже 17-19 млн. руб.

- Какое количество автобусов необходимо Ижевску для нормального функционирования транспортной системы?

- Необходимое количество транспорта на линии определяет город при разработке конкурсной документации. По оценкам специалистов, необходимо выпускать на линию 200-210 автобусов ежедневно.