Top.Mail.Ru
18 ноября 2019 17:04
Дороги и транспорт

Почему дорога в Шарканском районе Удмуртии стала непроезжей через год после ремонта?

Работы стоили почти 18 млн рублей

пресс-служба главы и правительства УР
пресс-служба главы и правительства УР

Небольшой участок дороги Якшур-Бодья – Шаркан – Сюрсовай, ведущий к деревне Вортчино Шарканского района связывает населенный пункт с «внешним миром». По нему детей возят в школу, а взрослые добираются до работы – в Шаркан и Воткинск. Состояние же дорожного полотна при этом удручающее – сплошное месиво из грязи, «легковушки» застревают и вытащить их можно только с помощью буксира. И это несмотря на то, что на ремонт участка недавно потратили 17,8 млн рублей. На что пошли деньги и почему в ситуацию вмешалось правительство Удмуртии, выяснил IZHLIFE.

Участок входит в топ-10 убитых дорог в Удмуртии на сайте проекта Общероссийского народного фронта

Все началось с замечаний

Средства на ремонт участка протяженностью 6,2 км выделили из республиканского бюджета по программе восстановления непроезжих дорог. Аукцион выиграла компания из Чайковского – ООО «СМУ №5». Необходимые работы провели осенью 2018 года, а дальше начались замечания.

– Первоначально работы не принимались, были замечания. Они были устранены и после этого работы были приняты, – прокомментировал министр транспорта и дорожного хозяйства региона Алексей Горбачев. – Но, когда возник гарантийный случай по данной дороге, тогда пошли соответствующие акты. Гарантийные случаи: первый – там появилась колейность от 10 до 15 см, второй – там появились провалы до 15 см… Претензии у нас начались с августа (2019 года. – Прим. ред.), то есть когда истек срок исполнения наших предписаний, но предписания не были выполнены, тогда у нас началась вся претензионная работа.

Министр отмечает, что дважды организация устраняла замечания, а потом прекратила, поэтому пришлось заниматься претензионной работой, а потом подавать в суд: первое исковое заявление почти на 3,5 млн рублей за неисполнение предписания в рамках заключенного контракта, второе – на 11 млн рублей на возмещение затрат.

Мы просим, чтобы суд обязал подрядчика устранить недостатки и выплатить пени за просрочку исполнения этих обязательств
Ярослав Семенов, председатель правительства Удмуртии

Почему возникли проблемы?

Казалось бы, работы шли по налаженной схеме, для ремонта использовали щебеночно-песчано-гравийную смесь, которую до этого уже испытывали на других объектах, и там все было в порядке. Но, по словам председателя правительства Удмуртии Ярослава Семенова, технологию необходимо применять в сухую погоду, а подрядчик вышел на участок осенью во время дождей. К тому же весной, несмотря на запреты Минтранса республики, по дороге ездили большегрузы, которые и разбили ее еще сильнее.

Сам же подрядчик говорит, что к работам приступили осенью, потому что поздно проводился аукцион.

– Изначально контракт был заключен только 15 сентября, соответственно работы проводили только в октябре-ноябре, в самый разгар дождей, – рассказывает заместитель генерального директора ООО «СМУ №5» Алексей Черепанов. – Сроки нам никто не стал переносить на следующий год, соответственно, пришлось приступать к работам. В такие погодные условия, что могли, то и сделали. У нас были письма к заказчику – либо смесь пересогласовать, либо сроки передвинуть. (На наши письма ответили. – Прим. ред.) «Действуйте в рамках <…> технического задания в рамках действующего контракта».

И добавляет – ошибка, по их мнению, все-таки совместная.

Отвечает подрядчик?

Так получилось, что все бремя ответственности в этой ситуации легло на плечи исполнителя.

– Подрядчик вышел на объект, изучил документацию, он в этой ситуации понимал, что он делает, – подчеркивает Ярослав Семенов. – Он делает дорогу, чтобы на ней ездили люди. И если подрядчик видит – а Гражданский кодекс нам прямо об этом говорит, – что результат его работы не будет достигнут, то он должен заявиться к заказчику и предложить ему наилучший способ исполнения обязательств. Должен был быть обеспечен проезд. Проезд не обеспечен, потому что недостаточно изучена геология, он должен был ее изучить.

Фото: пресс-служба главы и правительства Удмуртии

А вот заказчику – а это Миндортранс республики – только дисциплинарная ответственность для тех должностных лиц, которые отвечали за формирование технического задания. Однако и им придется теперь быть внимательнее и заниматься оценкой рисков.

– Недостаточно просто выделить деньги, заключить контракт, а потом приехать и проверить, правильно сделал работы подрядчик или нет, – заявил председатель правительства.

Что дальше?

Как показала ситуация, чтобы не допустить подобное в 2020 году, придется собрать технический совет с жителями, министерством, правительством и функциональным заказчиком. Он и решит, какой должна быть «дорожная одежда», все ли правильно спроектировано и какие техусловия необходимо учесть.

После этого подрядчик за свой счет исправит все недостатки в своей работе. Эта работа будет делаться под контролем министерства, соответствующих проверяющих структур, и, конечно, под контролем жителей
Ярослав Семенов, председатель правительства Удмуртии

При этом премьер-министр подчеркивает, что разработка нового конструктива «дорожной одежды» в интересах самого подрядчика, чтобы не переделывать дорогу каждый год на протяжении всего гарантийного срока (2 года – на верхний слой покрытия и 8 лет – на земельное полотно).

По словам Алексея Горбачева, решить проблему можно. Один из вариантов – добавить к существующей «дорожной одежде» местный щебень без глиняных частиц.

Кстати, все переделки исполнитель будет реализовывать за свой счет.

– Ни копейки бюджетных средств не будет потрачено для того, чтобы подрядчик устранил свои недостатки, – отметил премьер-министр.

Ярослав Семенов на встрече с жителями Вортчино  Фото: пресс-служба главы и правительства Удмуртии

Но тем не менее с себя республика ответственности не снимает и сейчас делает все, чтобы контракты заключались раньше, а заготовка материалов шла зимой, когда стоимость того же битума и инертных материалов ниже.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: