Top.Mail.Ru
7 апреля 2024 12:00
Психология

Терпение и соблюдение личных границ: какие социальные навыки должен освоить ребенок

Детский психолог рассказала, как облегчить жизнь дошкольнику

Фото: elements.envato.com
Фото: elements.envato.com

Умение общаться, быть вежливым, соблюдать личные границы и самостоятельно решать жизненные задачи – социальные навыки, которые важно развивать с самого детства. Вместе с детским психологом Анастасией Шакировой IZHLIFE разобрался, какие навыки помогут ребенку сделать свою жизнь более насыщенной и не попасть в конфликтные ситуации.

Умение делиться

Уметь делиться должен каждый человек еще с детства, но решать в конкретном случае, делиться или же нет, ребенок должен сам. Вообще, дети довольно ревнивы. Они не любят делиться своими игрушками, не хотят делить друзей и ревнуют родителей к братьям, сестрам или сверстникам. Главное – научить их хотя бы просто не жадничать. 

Умение слушать и слышать других

Дети часто перебивают других детей или же взрослых. Задача родителей – очень тактично объяснить ему, что когда кто-то говорит, нужно дослушать, а уже потом можно спросить или ответить. Многие привычку перебивать и отвечать, не дослушав собеседника, несут с собой во взрослую жизнь. Родителям в этом случае важно донести до детей, что это некрасиво. 

Соблюдение личных границ

Личные границы – большая категория, которая включает: временные, физические, психические и другие границы. Соблюдать их ребенка учат родители. Они обязаны объяснить ему, что такое границы, приемлемые как для самого ребенка, так и для другого человека. Все, что неприемлемо, –  выход за допустимые нормы. Иногда ребенок может пренебрегать временем и мнением других людей. Эту привычку, к сожалению, многие тоже несут во взрослую жизнь. Важно объяснить, что нужно принимать мнение другого человека.

Умение следовать инструкции

Родителям важно научить ребенка понимать и выполнять инструкции, поскольку часто благополучие и здоровье зависят именно от этого. Важно научить его следовать инструкциям еще с детства, ведь именно в этом возрасте родители говорят: не трогай спички или горячий чайник. Уже во взрослом возрасте человеку приходится следовать инструкциям врачей или начальства на работе. 

Вежливость

Родителям также стоит еще с детства дать понять ребенку, что именно от хороших манер зависит то, как к нам относятся окружающие. Для этого ребенок должен определять ситуацию, когда нужно сказать «спасибо», «пожалуйста», «извините» и пр. 

Умение сотрудничать (работать в команде)

Несмотря на то, что есть люди, которым проще работать в одиночку, родителям все же стоит объяснить детям, что важно научиться работать и в команде, приходить к компромиссу и уметь договариваться с окружающими. В будущем это поможет не только построить отношения, но и достичь успеха на работе, подняться по карьерной лестнице и т. д.

Терпение

Даже во взрослом возрасте с этим навыком могут быть проблемы, ведь мы постоянно хотим получить все и сию же секунду. Впоследствии, если мы чего-то не добиваемся сразу, мы начинаем злиться, нервничать, теряем над собой контроль или расстраиваемся. 

Умение справляться с трудностями

Еще с детства желательно учить ребенка справляться с теми сложными испытаниями, которые могут попасться нам на жизненном пути (в детском саду или школе). Ребенок сам может придумать пути решения посильных ему задач, не обращаясь за помощью к родителям или другим взрослым. А вот как это сделать – вы можете ему рассказать.

Эмоции

Делиться своими эмоциями, адекватно выражать их, понимать эмоции другого человека также нужно учиться в детстве. Подробнее о том, что такое эмоциональный интеллект у детей, читайте по ссылке

Эмпатия

Также нужно понимать чувства другого человека и сопереживать ему.

Позитивный настрой

Позитивное мышление – навык, который поможет не поддаваться унынию, грусти и позволит видеть во всем только хорошее. 

Исследование (познавание)

Здесь родителю важно научить ребенка исследовать и познавать мир, узнавать что-то новое не только в школе, но и за ее пределами. 

Антиманипуляция

Ребенок должен понимать, когда им манипулируют, правильно отвечать и реагировать в таких ситуациях. 

Задавать вопросы

Навык задавать вопросы и не бояться спрашивать и уточнять, к сожалению, есть не у всех взрослых. Ребенку он будет полезен даже в школе. Например, если на уроках он что-то недопонял или не усвоил информацию. 

Забота о себе

Усвоив этот навык, ребенок будет способен замечать и удовлетворять свои потребности.

Дисциплина и самодисциплина

Если родители сформируют у ребенка навык дисциплины, то в дальнейшем он усвоит и навык самодисциплины. Многие мечтают вырастить не капризного, не назойливого и беспроблемного ребенка, но он все равно бунтует, не слушается и дуется. Навык дисциплины и самодисциплины поможет этого избежать.

Ответственность

Готовность отвечать за свои поступки, к сожалению, тоже есть не у всех взрослых людей. Если с детства ребенок будет отвечать за совершенные им действия и понимать их последствия, то и во взрослую жизнь он перенесет этот навык. 

Быть любым

Это навык нужно освоить, чтобы ребенок мог плакать, когда ему грустно, несмотря на гендерные особенности, смеяться, когда весело, дружить и выражать свои эмоции в зависимости от ситуации. Родители должны дать понять ребенку, что он может быть разным. Этот навык тесно связан с навыком проявления эмоций. 

Знание законов

Если ребенок не знает законы, то ему будет сложно отстаивать свои права и понимать, прав он или нет. 

Если ребенок усвоит все эти навыки еще в детстве, ему будет гораздо легче жить, исходя из понимания, что ему нужно, интересно и чего он хочет добиться. 

two-kids-in-sunlight-2023-11-27-04-50-06-utc.jpg
Фото: elements.envato.com

Кто играет наибольшую роль в развитии социальных навыков у ребенка?

На развитие социальных навыков у ребенка влияет весь социум. Но закладывать их начинают родители в самом раннем возрасте, затем это подхватывают воспитатели, учителя и друзья. 

«Все вместе это играет роль в развитии, усвоении и качестве формируемого навыка. Если родители приучили ребенка к выражению эмоций и в семье это принято, а в школе этот навык не приветствуется, тогда ребенок задастся вопросом, а действительно ли он ему нужен. Ребенку попросту непонятно. Важно, чтобы окружение ребенка достигло того понимания, что эти навыки нужно развивать в любой среде», – добавила Анастасия Шакирова.

Также, по мнению психолога, в развитии социальных навыков у детей заметно их наличие и у родителей. 

«Дети – зеркало, которое отражает все, что видит вокруг. И если у родителей есть эти навыки, то и у детей они тоже будут. Это подражательный принцип».

Если у ребенка не освоены социальные навыки:

  • Если родители с самого детства не научили ребенка тем социальным навыкам, о которых было сказано выше, то в конечном итоге это приведет к бедности и ненасыщенности жизни ребенка. 

  • Также это может привести к тому, что в будущем он будет ощущать неполноценность и пустоту, а затем может попадать в нелепые и глупые ситуации. 

  • Кроме того, в будущем ребенок, не освоивший социальные навыки еще в детстве, может попадать и в конфликтные ситуации – если ему неизвестно о личных границах другого человека, он постоянно станет нарушать их с агрессией. 

Что такое Soft Skills 

Гибкие навыки, или Soft Skills (софт скиллс), – навыки, которые помогают решать жизненные задачи. Кроме вышеперечисленных навыков, в Soft Skills включаются еще и:

  • умение коммуницировать

  • умение занять лидерскую позицию

  • умение работать в команде

  • умение управлять людьми

  • эмоциональный интеллект. 

teenage-friends-sitting-on-the-grass-with-smartpho-2023-11-27-05-03-21-utc.jpg
Фото: elements.envato.com

Как увидеть трудности в освоении социальных навыков у ребенка

Увидеть трудности в том, как ребенок осваивает социальные навыки, говорит Анастасия Шакирова, будет трудно. Особенно, если у родителей эти навыки тоже не развиты. 

Рекомендации для родителей: 

  • Выписать для себя список тех навыков, которые должен освоить ребенок еще в детстве. 

  • По шкале от 1 до 10 объективно оценить, насколько эти навыки выражены у самого родителя. 

  • Оцените по шкале от 1 до 10, насколько эти навыки развиты у ребенка. Если какой-то из навыков, например, ответственность, совпадают и у родителя, и у ребенка, то важно начать развивать его с самого себя и транслировать ребенку. Допустим, если вы откладываете дела на потом (позавтракали и не убрали за собой посуду, сказав себе, что сделаете это вечером), то вы не доводите дело до конца. Если вы заметили подобные моменты за собой, акцентируйте на этом внимание. 

  • Если ситуация обратная, то есть эти навыки у вас развиты хорошо, а у ребенка они выпадают, значит, оцениваем социальную среду, в которой он находится. И, вероятно, ребенку может потребоваться помощь специалиста. Например, если у него страдает навык лидерства, который нужен не всем детям, и он не лидер, а исполнитель, значит, развиваем в нем навык хорошего исполнителя. Если же у него хорошо развиты лидерские качества, но в школе ему не дают проявлять их, значит, стоит войти в контакт с учителем, чтобы ребенку дали определенную зону лидерства, где он мог бы проявить себя. 

  • Поможет также личный пример, окружение и отношение к ребенку. Если его считать маленьким, беспомощным существом, то все социальные навыки будет трудно развить. Поэтому важно относиться к ребенку как к полноценному человеку.