Top.Mail.Ru
4 октября 2013 11:21
Знай наших!

Настоящий филолог: тяжело ли ижевчанину работать учителем русского и литературы?

В канун Дня учителя мы решили встретиться с одним из самых редких его видов - учителем-мужчиной.

Своих учеников Андреи Головизин не заставляет читать и учить стихи, он дает  им задание написать рыцарский роман или предлагает поспорить на уроке
Своих учеников Андреи Головизин не заставляет читать и учить стихи, он дает им задание написать рыцарский роман или предлагает поспорить на уроке

В канун Дня учителя мы решили встретиться с одним из самых редких его видов - учителем-мужчиной. И это не трудовик или физрук, и даже не физик или математик. Он - учитель русского языка и литературы школы №89 Андрей Михайлович Головизин. Ученики говорят, что на его уроках не скучно. Вместо лекций и конспектов - разговоры и даже целые споры, Вместо заучивания стихов - костюмированные «Балы Воланда».

Мы поговорили с Андреем Михайловичем о том, почему в школах должны работать мужчины, как заинтересовать ребенка книгой, и почему учитель литературы - один из самых важных в школе.

«От работы в школе отговаривала учительница»

- Быть учителем литературы после 40 лет - одно удовольствие, - говорит 45-летний филолог Андрей Михайлович Головизин. - Ты можешь рассказать о произведении не только на литературном опыте, но и на собственном.

Андрей Михайлович работает учителем 25 лет. В детстве он очень любил изучать языки. В 8-м классе вдохновился литературой благодаря своей школьной учительнице. После окончания школы вопроса, куда идти учиться, у него не возникло.

- Несмотря на то, что учительница меня отговаривала, мол, устанешь вечно проверять тетради, я все равно решил поступить на филологический, - продолжает Андрей Михайлович. - А после филфака куда было идти? Был, конечно, вариант корректором в газету, но из-за плохого зрения меня не взяли. Да и сидеть, вычитывая чужие ошибки, скучно.

«Чтобы заставить крестницу читать, начал сочинять сказки»

В работе для Андрея Михайловича главное - творчество. 5-классников он заставляет писать рыцарские романы, в 8-м классе -стихотворения в прозе, в 10-м классе - рисовать иллюстрации к прочитанному отрывку.

«Бытъ учителем литературы после 40 лет - одно удоволъствие. Можешъ рассказатъ о произведении не толъко на литературном, но и на собственном опыте.»

- Когда только-только пришел в школу, участвовал во всех мероприятиях, организовывал с другими учителями литературные вечера, - рассказывает Головизин. - Два года проводил для учеников «Бал Воланда» в стилистике своего любимого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Бал вызывал у школьников восторг, они переодевались во всякую нечисть, разыгрывали сценки, готовили танцевальные и музыкальные номера на «демоническую» тему. Правда, позже от бала отказался. Я - человек верующий и как-то не хотелось прославлять таким образом Сатану.

С мнением, что современные дети совсем не читают, Андрей Михайлович не согласен. Увлекающихся книгами всегда было мало.

- Когда родители меня спрашивают, что сделать, чтобы заставить ребенка читать, я спрашиваю их: а вы сами читаете? - рассказывает Андрей Михайлович. - Ребенок должен видеть родителей за книгой. Вот у меня, например, есть крестница, не любящая читать. Когда она училась во 2-м классе, я стал сочинять для нее рассказы, где она была главной героиней. Ей было интересно.

«Почему Раскольникова жалко? Он же преступник!»

Главную задачу в своей работе Андрей Михайлович видит не в том, чтобы «вбить» в головы учеников любовь к классике или заставить их прочитать ту или иную книгу, а в том, чтобы заставить детей думать, формировать и отстаивать свою точку зрения. Для этого он провоцирует детей на дискуссию.

- Для меня счастье, если хотя бы два человека в классе начинают спорить, - рассказывает Андрей Го-ловизин. - За такими дискуссиями я обычно слежу с нескрываемым удовольствием. Сейчас вот мы проходим «Преступление и наказание».

Я спрашиваю: «Вам жалко Раскольникова?» Они хором отвечают: «Да, жалко». Я спрашиваю - почему? Он же преступник? И тут они начинают задумываться. Или с пятиклассниками обсуждаем «Детей капитана Гранта». Все воспринимают Гранта как положительного героя, а я спрашиваю - а действительно ли он такой хороший? Он бросил детей и отправился вслед за своей романтической мечтой. Мы долго обсуждали это, и в итоге ребята пришли к выводу, что Грант сделал это ради своих детей.

- Однажды у меня был открытый урок, и мы начали обсуждать с детьми - есть ли смысл в том, что спустя столько лет продолжают искать тела солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, и пытаются их опознать, - вспоминает преподаватель. - Часть высказалась, что это бессмысленная трата времени и денег. Учителя, которые присутствовали на уроке и до этого спора тихонько сидели в конце кабинета, начали высказывать свою точку зрения, и произошла потрясающая дискуссия. Я увидел, как сталкиваются два поколения с двумя противоположными точками зрения. Было действительно здорово. В итоге детей удалось переубедить, и это прекрасно.

Зачем детям знать, какого цвета халат у Обломова?

- Нынешние дети более инертные и прагматичные, - рассуждает Андрей Михайлович. - Они обозначают себе - мне нужно это и это, а это мне не нужно. У них нет какой-то любознательности, что ли. Нам в их время было интересно буквально все. Сейчас есть Интернет. Они могут сейчас не читать, а послушать аудиокнигу, но даже этим не пользуются. Спрашиваешь, прочитал «Войну и мир»? Отвечают - да, в кратком содержании... Они ограничивают себя рамками «нужно - не нужно». Может, в этом ЕГЭ виновато.

- Хотя ЕГЭ по русскому языку отражает все, что нужно знать ученику. С литературой сложнее - это предмет «на подумать», а не отвечать на вопросы про то, какого цвета халат у Обломова. Такие тонкости нужны тем, кто будет поступать на филфак, а вот остальным они вряд ли пригодятся.

«Как говорила моя учительница, жениться нужно по молодости и глупости. Но в молодости я много работал, а сейчас уже не представляю, что буду с кем-то жить.»

Есть и положительные стороны у современных школьников. Например, нынешний 11-й класс, в котором Головизин классный руководитель, впервые за его педагогическую практику полюбил ходить в театр. Ребята спрашивают у него, на какую премьеру они отправятся нынче.

«Банкиров и президентов пока не выпускал»

- Я пока не выпускал ни банкиров, ни президентов. Но для меня главное, чтобы мои воспитанники стали хорошими людьми, - заявляет Андрей Михайлович. - Отзывчивыми, добрыми, умными. Мы должны воспитать граждан своей страны, как бы пафосно это ни звучало... Когда я узнаю, что у кого-то из выпускников в жизни пошло что-то не так, меня это очень выбивает из колеи. Кажется, что я где-то проглядел, недодал.

Желание оставить учительскую стезю у Андрея Михайловича появлялось. После 10 лет преподавания он начал рассматривать вариант ухода из школы. Но вовремя остановился. Понял, что для него нет занятия лучше этого. И пусть зарплата ниже, пусть все силы высасывает. Но это его место.

С коллегами-учителями Андрею Михайловичу повезло. Его не смущает, что он - единственный мужчина среди женщин-филологов в школе.

Мужчины должны принимать участие в воспитании детей

- Если касаться профессионализма учителей - мужчин или женщин - это зависит от самого человека. Но у мужчин авторитет среди учеников выше. Мужчины должны принимать участие в воспитании детей. Сейчас нередки случаи неполных семей и, зачастую, для мальчиков из таких семей (да и для девочек тоже), учитель-мужчина - единственный способ получить мужское общение, получить модель мужчины для подражания...

Пока разговариваем, в лаборантскую входит коллега. Спрашиваем: какой, по ее мнению, Андрей Михайлович.

- Он просто отвратительный человек, - театрально возмущается учительница русского и литературы Нина Щербакова. - Постоянно опаздывает, бьет учеников!

После того, как Андрей Михайлович, похихикивая над шуткой коллеги, выходит из кабинета, Нина Ивановна становится серьезной:

- Андрей Михайлович - смелый мужчина, всегда готов заступиться за весь педагогический коллектив, если бывают какие-то претензии со стороны администрации, - рассказывает учительница. - А еще он - очень творческий человек. На разные выступления постоянно кем-то переодевается, готовит запоминающиеся номера - то вместе с учителями физкультуры на балалайке играет, то на 8 Марта переодевается Веркой Сердючкой...

За разговором о работе совсем забываем спросить о личном. Но Андрей Михайлович отмахивается от вопроса:

- Я холост. Как говорила моя учительница, жениться нужно по молодости и глупости. Но в молодости я много работал, а сейчас уже не представляю, что буду с кем-то жить. Мои самые близкие люди - мои друзья. А моя семья - это школа.

Знай наших!

«Лучшая во вселенной»

Валерия Балтачева - учитель истории и обществознания в школе №97, принимала участие во всероссийском конкурсе «Учитель года». Она представляла Удмуртию в числе 79 лучших учителей России. Увы, во второй тур, в число 15 педагогов, Валерия Владимировна не прошла. Но поводов для гордости от этого меньше не становится.

- Валерия Владимировна -лучший учитель во вселенной! Она разносторонний человек, очень хорошо знает не только историю, но и физику, географию, литературу, английский язык, - передают на сайте школы слова девятиклассника Андрея Ардатова. - Валерия Владимировна отлично находит общий язык с детьми, может уладить любой вопрос. Валерия Балтачева историк и лингвист - у нее два высших образования. Сейчас работает учителем истории и обще-ствознания. Почему трудится в школе? Потому что увлекательное это дело!

Ее педагогический стаж - 6 лет. Педагогическое кредо: «Научиться можно только тому, что любишь» (И. В. Гете).

По данным сайта учительроссии.рф.
Фото с сайта учительроссии.рф

Учитель математики в ижевской школе №76: «Главное – суметь заинтересовать»

Алене Александровне - 25 лет. Учителем работает всего третий год. За это время поняла – ученики должны не только хорошо решать задачи с синусами и косинусами, но быть всесторонне развитыми. Чтобы окончив школу, могли легко адаптироваться в вузе, среди незнакомой компании.

Настоящий филолог: тяжело ли ижевчанину работать учителем русского и литературы?

- Я еще молодая, энергии много, наверно этим и втянула своих десятиклассников в активную жизнь, - рассказывает учительница. - Иногда в шутку говорю – на свою голову вас к этому приучила. Если раньше я была инициатором мероприятий, то теперь ребята сами хотят что-нибудь провести. Мне интересно с ними. Порой на это уходят выходные, поэтому иногда и муж со мной на городские мероприятия с классом ходит.

Класс не пропускает школьных мероприятий, участвует в районных и городских.

- В последний раз на «Рыжем фестивале» все вместе были. Многим запомнилась в прошлом году «Ижевская кругосветка». Ребята устали, и тогда сказали – чтоб еще раз мы на эту кругосветку пошли! А в этом году идет почти весь класс и выпускники, сами захотели, - говорит классный руководитель. - На день мыльных пузырей каждый год ходим, зимой обязательно на тюбинги и на пикник. В прошлом году классом вступили в детское движение «Юность», в их мероприятиях участвуем.

Читайте также, как прошел первый урок Алены Колесниковой.

Обычные герои Ижевска

Екатерина Кабанова, автомобилистка, борется за ремонт дорог в Ижевске Сергей Кузнецов, фотограф, его снимки со свадеб есть практически в каждом семейном альбоме Алексей Фролов, рыбак, ежегодно организует бесплатные крещенские купания для ижевчан

Они не были в космосе, не выигрывали всероссийских конкурсов - они ижевчане, которые хорошо делают свое дело. Знаешь того, кто достоин звания обычный герой, расскажи нам!

Звони 945-005 или пиши: red@mgcentr.ru.