Утром 10 сентября у здания Госсовета Удмуртии пожилой мужчина устроил самоподжог. Его доставили в тяжелом состоянии в 1-ю Республиканскую клиническую больницу, где он через несколько часов скончался. Что известно на данный момент о происшествии, выяснил IZHLIFE.
Что произошло утром 10 сентября?
Все случилось в 10-м часу утра. Известно со слов очевидцев, что перед зданием Госсовета Удмуртии организовали сбор трое активистов, среди них был кандидат философских наук, в прошлом доцент Удмуртского государственного университета Альберт Разин. В руках у него были плакаты: «Есть ли у меня Отечество?» и «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть». Последнее высказывание принадлежит поэту и политическому деятелю Расулу Гамзатову.
По словам одного из участников несанкционированного пикета, Альберт Разин сказал, что отойдет минут на 15, но через несколько минут он уже поджег себя.
В момент происшествия в здании Госсовета Удмуртии должна была начаться сессия депутатов.
Очевидцы пытались потушить мужчину из огнетушителей. При этом, по их словам, он стоял молча, не произнес ни слова, когда пламя полностью его охватило. Вскоре на место прибыли правоохранители.
Отметим, Альберту Разину было 79 лет. Он занимался проблемами удмуртского народа, выступал за его сохранение и, как говорят коллеги, за обязательное изучение удмуртского языка в школах.
Ожоги на 90%
Приехавшая на место происшествия скорая помощь доставила Альберта Разина в больницу. По данным врачей, он находился в крайне тяжелом состоянии, обожжено более 90% тела. Как отметил и. о. главного врача 1 РКБ Олег Швецов, мужчина был помещен в реанимацию.
– Сейчас проводится искусственная вентиляция легких и противошоковые мероприятия. Он находится в медикаментозном сне. В больнице есть все, чтобы оказать ему необходимую помощь, – сообщил Олег Швецов на брифинге около 11:00.
В четвертом часу дня стало известно, что врачи не смогли спасти мужчину. Ожоги оказались слишком серьезными.
Почему вышел на пикет и что говорят его знакомые?
Во время пикета Альберт Разин раздавал письма депутатам Госсовета Удмуртии. В тексте, в частности, говорилось, что в государственных учреждениях удмуртский язык не востребован: «В результате такой практики сложилась нетерпимая ситуация, когда лишь треть удмуртов владеет родным языком (преимущественно люди старшего возраста), а дети растут обрусевшими».
И требовал, например, выразить несогласие с изменениями в Законе «Об образовании», согласно которому учащиеся, представители коренного населения республик России родной язык должны изучать «добровольно».
– Внести поправки в Закон «Об образовании» в котором добавить обязательное изучение удмуртского языка наравне с русским <…> при поступлении в ССУЗ или ВУЗ разрешить вместо экзамена по русскому языку и литературе (сочинения) написать изложение на удмуртском языке <…> законодательно во всех учебных учреждениях и детских садах изучать удмуртский язык, – говорится в обращении.
Перед зданием Госсовета его видел член Общественной палаты Ижевска Леонид Гонин, который давно знал Альберта Разина.
– В принципе он ученый, адекватный человек, ничего не могу такого сказать. Он передал мне письмо, которое вот я только начал читать, не могу еще в себя прийти. Я в догадках, разговаривал с теми ребятами, которые с ним были, – Петром Михайловичем и Андреем Перевозчиковым. Когда готовились к этому пикету, даже речи не шло о каких-то таких действиях. Они сами в шоке таком находятся. Он оставил два письма. Основные вопросы – это вопросы культуры, сохранения языка, в стиле ученого хорошо написано, – отметил Леонид Гонин.
Как сообщила порталу «Национальный акцент» министр национальной политики Удмуртии Лариса Буранова, Альберт Разин уважаемая личность в истории удмуртского движения.
Она также отметила, что никаких чрезвычайных ситуаций с языковой политикой в республике в последнее время не возникало, наоборот, на всех уровнях идет активная работа, в том числе над сохранением языка в современных молодежных форматах.
– Он был горячим сторонником идеи возвращения к традициям, к жизни в древнеудмуртской общине. Именно в общинности он видел перспективы и выживание народа, не принимал современные формы, близкие для молодежи. Из-за этого постоянно спорил с более молодыми активистами удмуртского движения, так как не все были согласны, что лучшая перспектива для удмуртов – это поместить их в резервацию, – добавила Лариса Буранова.
По словам завкафедрой экологии и природопользования, профессора, первого вице-президента регионального отделения Российского союза научных и инженерных общественных организаций Ивана Рысина, у него была обычная удмуртская семья: супруга и дочка. Они вели классический удмуртский стиль жизни.
– В свое время он в УдГУ возглавлял Институт человека. Занимался научной работой, там было философское и культурологическое направления. Мы общались где-то в 20-х числах августа. Точно не помню. Он заходил ко мне, делился планами на месяц. В планах у него не было никаких митингов или акций протеста совершенно, – отметил Иван Рысин.
Что дальше?
На данный момент следователи проводят проверку по данному факту. По словам руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Удмуртии Руслана Тугушева, будут устанавливаться все обстоятельства и причины происшествия. Проверка может занять от трех до 30 суток.
Также позднее Российское агентство правовой и судебной информации сообщило со ссылкой на члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и члена президентского совета по межнациональным отношениям Александра Брода, что людей, которые были рядом с Альбертом Разиным, задержали правоохранители. Он так же не исключает возможность, что они могли оказать психологическое влияние на ученого. И не исключает, что это могла быть спланированная провокация.