Top.Mail.Ru
12 декабря 2014 13:12
История Удмуртии

Есть повод: 48 лет назад в Ижевске выпустили первый «Москвич»

После этого перед рабочими поставили задачу: собрать до конца года еще 300 автомобилей.

музей истории ижевского Автозавода
музей истории ижевского Автозавода

12 декабря 1966 года с конвейера ижевского Автозавода сошел первый автомобиль - «Москвич-408». От московского он отличался только тем, что вместо символа столичного завода на передней части авто красовалась надпись «ИЖ», впоследствии ставшая неофициальной эмблемой нашего города. Основная часть деталей для первой ижевской машины пришла из Москвы, но не все - например, задний мост сделали на Ижевском редукторном заводе, а сиденья - на мебельном комбинате.

 Первый ижевский «Москвич». 12 декабря 1966 года. Фото: музей истории ижевского Автозавода. 

В сборке первых «Москвичей» принимала участие Тамара Алексеевна Секунова.

- Я тогда работала на «Ижмаше», и среди нас кинули клич: искали, кто согласен участвовать в строительстве завода, - вспоминает Тамара Секунова. - В апреле 1966 года нас, группу из 15 человек, отправили в Москву, на учебу. Директор МЗМА пришел с нами знакомиться. Я маленькая была, крепкая, он пальцем на меня указал и говорит: «Она у нас потолочницей будет». Оказалось, что нужно специальной лопаткой подбивать внутрь края ткани, которой обтянут потолок в салоне.

Тамара Секунова:
Первые месяцы конвейер не связывал между собой цеха. Кузова первых автомобилей на руках переносили со сварки на окраску и так далее, а детали, бывало, приходилось носить в карманах сразу по несколько десятков - так быстрее. 12 декабря был готов первый автомобиль, и тут же нам приказ: до конца года сделать триста! Я эти триста машин на всю жизнь запомнила.

Чтобы выполнить план, трудились до 5 утра

В последние дни перед Новым годом рабочие и начальство практически не видели родных - многие даже ночевать оставались на работе. В итоге трехсотый «Москвич» был готов только в новогоднюю ночь.

- Маляры его вынесли на руках, и мы все кузов облепили как мураши, потащили ставить колеса, а сами от счастья ревем чуть не в голос, - вспоминает Тамара Алексеевна. - Вверху уже все готово к празднику, а мы внизу, с нами начальник участка и сам Белобородов. В пять утра 1 января повесили большую табличку «Принимай, родина, трехсотый «Москвич»!» и только после этого разошлись по домам. Белобородов нам всем потом выписал по дополнительному окладу.

Более подробно о том, как строился завод, какое влияние на судьбу нашего города оказал Дмитрий Устинов и как связаны между собой ижевский «Москвич» и французский «Рено» - читайте в выпуске «Прогулок по Ижевску», посвященном истории Автозавода.