Top.Mail.Ru
6 декабря 2012 08:57
История Удмуртии

46 лет назад в Ижевске выпустили первый автомобиль

С чего начался ижевский автопром? <фото>

Фото: музей истории Ижевского автозавода
Фото: музей истории Ижевского автозавода

Рабочие встречали в цехе Новый год, а французские инженеры покоряли сердца ижевчанок.

Сегодня «Прогулки по Ижевску» привели нас на Ижевский автозавод. Здесь 46 лет назад - 12 декабря 1966 года - появился на свет первый ижевский автомобиль - «Москвич - 408».

Под эгидой Устинова

В середине 60-х в стране развивалось автомобильное производство: уже существующие заводы переоборудовались, строились новые. Претендентов на то, чтобы организовать у себя еще один завод по выпуску автомобилей, было несколько: Минск, Киев, Свердловск, Пермь. Но выбор пал на Удмуртию – возможно, оттого, что на тот момент здесь уже давно выпускали мотоциклы, а значит, были и ресурсы, и энергетическая база, и грамотные специалисты. А может, решающую роль сыграло то, что наш город еще со времен войны находился под опекой Устинова.

1354696602_01_v-1965-godu-nachal.jpg
В 1965 году началось строительство Ижевского автозавода.

Досье:

Нина Сулыга работает на автозаводе с 1978 года. Сначала была инженером по кадрам, затем – инженером по безопасности труда. С 2004 года руководит музеем истории Ижевского автозавода.

- Датой основания автозавода в Ижевске считается 21 октября 1965 года – именно тогда вышел приказ о создании автомобильного производства, - рассказывает Нина Сулыга. - А подготовка к этому началась намного раньше - со звонка Дмитрия Устинова (тогда - первый зампредседателя Совета Министров СССР) директору завода «Ижмаш» Ивану Белобородову. Именно «Ижмаш» долгое время курировал выпуск автомобилей в Ижевске – до тех пор, пока автозавод не выделился в отдельное предприятие.

В начале 1965 года Устинов приехал в Ижевск. На месте будущего завода одиноко возвышался производственный корпус «Прогресс», когда-то выстроенный как часть будущего завода по производству электроники, но законсервированный из-за отсутствия финансирования. Именно это поле и выбрал Устинов для будущего завода: две соседние деревеньки расселили и стали готовить площадку под строительство главных корпусов, а тем временем производство решено было развернуть пока в здании «Прогресса».

1354700037_izhevskiy-avtozavod-n.jpg
Ижевский автозавод «начался» с корпуса «Прогресс». 1965 год.

- На строительстве Автозавода впервые был использован вертолет, - рассказывает заслуженный строитель Удмуртии, почетный строитель России Вячеслав Текунов, куратор строительства от МУ №23 треста «Спецстальконструкции». - Вертолетом укладывали железобетонные плиты на крышу заводского корпуса, потому что ни один кран в мире не смог бы охватить стрелой всю его ширину.

1354696795_sborochnyy-konveyer-v.jpg
Сборочный конвейер в корпусе «Прогресс». Декабрь 1966 года.

«Первые триста машин запомнила на всю жизнь!»

Решено было, что Ижевский автозавод будет собирать «Москвичи» по образцу тех, что выпускались на МЗМА - Московском заводе малолитражных автомобилей, позже – АЗЛК. Причем конца стройки дожидаться не стали: первые автомобили собирали прямо в корпусе «Прогресс», из деталей, присылаемых из Москвы.

1354696858_pervyy-avto.jpg
Декабрь 1966 года: один из первых автомобилей, собранных в Ижевске.

- Первый «Москвич-408» выпустили на Московском заводе в 1964 году. Решение о запуске автомобильного производства в Ижевске было принято в 1965, поэтому не удивительно, что именно эта модель стала нашим первенцем, - говорит Нина Сулыга. – 12 декабря 1966 года выпустили первый «Москвич-408» под маркой «Иж». От московского он отличался только эмблемой. Причем не все детали были московскими: задний мост, например, сделали на Ижевском редукторном заводе, а сиденья – на мебельном комбинате.

1354696860_shod-s-konveyera-perv.jpg
Сход с конвейера первого ижевского автомобиля «Москвич-408». 12 декабря 1966 года.

Досье:

Тамара Секунова работала на заводе «Ижмаш». Участвовала в реставрации корпуса «Прогресс» как штукатур. С 1966 года - на автозаводе – сначала слесарем-сборщиком, затем контролером ОТК. Сейчас Тамаре Алексеевне 82 года, она воспитывает правнука и поет в хоре ветеранов.

- Я тогда работала на «Ижмаше», и среди нас кинули клич: искали, кто согласен участвовать в строительстве завода, - вспоминает Тамара Секунова. – В апреле 1966 года нас, группу из 15 человек, отправили в Москву, на учебу. Директор МЗМА пришел с нами знакомиться. Я маленькая была, крепкая, он пальцем на меня указал и говорит: «Она у нас потолочницей будет». Оказалось, что нужно специальной лопаткой подбивать внутрь края ткани, которой обтянут потолок в салоне.

1354696594_sekunova-t.a.-kontrol.jpg
Тамара Секунова, участвовавшая в сборке первых «москвичей», из-за маленького роста сначала попала в «потолочницы» - для обивки потолка в салоне авто как раз требовались миниатюрные работницы.

- Первые месяцы конвейер не связывал между собой цеха, - продолжает Тамара Алексеевна. - Кузова первых автомобилей на руках переносили со сварки на окраску и так далее, а детали, бывало, приходилось носить в карманах сразу по несколько десятков – так быстрее. 12 декабря был готов первый автомобиль, и тут же нам приказ: до конца года сделать триста! Я эти триста машин на всю жизнь запомнила.

В последние дни перед Новым годом рабочие и начальство практически не видели родных – многие даже ночевать оставались на работе. В итоге трехсотый «Москвич» был готов только в новогоднюю ночь.

- Маляры его вынесли на руках, и мы все кузов облепили как мураши, потащили ставить колеса, а сами от счастья ревем чуть не в голос, - вспоминает Тамара Алексеевна. - Вверху уже все готово к празднику, а мы внизу, с нами начальник участка и сам Белобородов. В пять утра 1 января повесили большую табличку «Принимай, родина, трехсотый «Москвич»!» и только после этого разошлись по домам. Белобородов нам всем потом выписал по дополнительному окладу.

1354696608_sekunova.jpg

Французы произвели фурор среди ижевчанок

В начале 70-х на заводе начали работать собственные производственные линии: прессовые и сварочные, установки для окраски кузова. Большая часть оборудования была закуплена через компанию «Рено», которая выступила генподрядчиком и привлекла других ведущих мировых поставщиков оборудования для автомобилестроения – фирмы «Блисс», «Ерфурт» (Германия), «Камацу» (Япония) и другие.

- Точно также как «Автоваз» был создан на основе итальянского «Фиата», Ижевский автозавод начинался при поддержке французского «Рено», - рассказывает Нина Сулыга. - Французской фирме были заказаны штамповочные прессы для производства кузовов автомобилей. Самый крупный из этих прессов, к слову, весил 120 тонн.

1354696620_07_d.f.-ustinov-i-i.f.jpg
Д.Ф. Устинов и И.Ф. Белобородов в конструкторском бюро автозавода. 1970-е годы.

- Везли прессы водным путем, из французского Гавра в Ленинград, а оттуда в Чайковский, - рассказывает ВячеславТекунов. – Дело в том, что ширина колеи российских железных дорог не совпадает с европейской, и на границе прессы пришлось бы грузить в наши поезда, что было очень хлопотно. Поэтому и отправили по воде. Из Чайковского в Ижевск их везли тралы – платформы на колесах. Занимал такой трал всю ширину дороги, так что гаишникам приходилось перекрывать трассу.

Тогда же в Ижевск прибыли и специалисты «Рено». Для них построили гостиницу на улице 9-го Января, позже номера были отданы под общежитие. Сейчас там находится гостиница «Уральская».

- Весь Ижевск эти французы переполошили, - рассказывает Тамара Алексеевна. – Особенно девушек – просто фурор был какой-то. А что поделаешь – молодежь!

Участие Рено в судьбе автозавода в очередной раз подтверждает, что история циклична. Сейчас Ижевский автозавод и АвтоВАЗ ведут работу с альянсом Рено-Ниссан по организации производства в Ижевске автомобилей марок Рено и Ниссан.

1354696588_9.jpg
Фото: музей истории Ижевского автозавода

Автомобили ждали по 15 лет

408-х в Ижевске было сделано больше четырех тысяч. В 1967 году завод перешел на более совершенный «Москвич-412». Одновременно эта модель выпускалась и на АЗЛК, правда, на московские авто затем начали ставить прямоугольные фары производства ГДР, а ижевские так и остались с круглыми.

- 412-й «Москвич» поначалу выпускался на одной линии с 408-м, но двигатель у него был уже более современным, - рассказывает Нина Сулыга. – Позднее на базе 412-го начали выпускаться еще несколько моделей, в том числе знаменитые «каблучок» Иж-2715 и «Комби». «Москвич-412» - один из самых массовых автомобилей Советского Союза. Ижевский завод делал их до конца 20 века и выпустил за это время почти два с половиной миллиона таких машин.

В конце 60-х, когда Ижевск только начал выпуск собственных авто, очереди на них были огромные – люди ждали по 10-15 лет. Но и стоили первые «Москвичи» относительно недорого – 2-3 тысячи рублей (средняя месячная зарплата по стране в 1969 г. — около 110 руб.). Зато потом они подорожали, и купить «Москвич» стало проще.

1354696657_09_v-oktyabre-1977-go.jpg
В октябре 1977 года на Ижевском автозаводе выпущен миллионный автомобиль.

- Мой отец в 1979 купил «москвич» за 7200 рублей, - вспоминает ижевчанин Олег Алексеев. - Это было очень дорого: «жигули» первой модели, например, стоили 5700. Зато не нужно было стоять в очереди: его организации как раз выделили «москвич». Он занял денег, пошел в исполком, где подписали документы, что не возражают против того, чтобы именно он получил машину. Потом взял чек в сберкассе, отдал его в потребсоюз, где ему дали доверенность, с которой он и поехал на завод. Помню, он расстраивался, что в комплекте был радиоприемник, и из-за этого пришлось заплатить на 200 рублей дороже.

1354696632_10_k-koncu-1970-h-god.jpg
К концу 1970-х годов модельный ряд автозавода включал в себя седан, лифтбэк, пикап и фургон.

Уже в 1973 году завод в Ижевске выпустил автомобиль по собственному проекту – пятидверный «Комби», первый в СССР автомобиль с типом кузова хэтчбэк, а если быть совсем точным – лифтбэк. Правда, этот термин в России употреблялся редко.

В дальнейшем ижевские «Москвичи» развивались уже практически независимо от московских. Автозавод работал под эгидой Министерства обороны, так как долгое время входил в состав оборонного завода «Ижмаш», так что за качеством ижевских «Москвичей» следили куда более пристально, чем за их собратьями на АЗЛК. А вот отделка салона в ижевских автомобилях, наоборот, - была грубее.

1354696676_12.jpg
Фото: музей истории Ижевского автозавода

На один макет уходит до тонны пластилина

Досье:

Владимир Савельев работал на Ижевском автозаводе дизайнером, затем - начальником бюро художественного конструирования. Сейчас Владимиру Антоновичу 66 лет, он доцент кафедры дизайна промышленных изделий УдГУ.

- В 1972 году наше бюро переехало с «Ижмаша» на Автозавод, - вспоминает Владимир Савельев. – Это сейчас нас бы назвали «дизайнерами», а тогда мы занимались «художественным конструированием» - придумывали новые автомобили или дорабатывали уже существующие. Сначала модель появляется в голове и на бумаге, потом из пластилина лепишь макет 1 к 5. С ним работают дизайнеры, конструкторы и технологи – придумывают, как нужно делать стыковки. Потом уже делаешь макет 1 к 1 – на такой уходит до тонны пластилина.

1354696537_sozdanie-plastilinovo.jpg
Владимир Савельев: «Пластилин - один из главных инструментов дизайнера на автомобильном заводе».

Первая работа, в которой Владимир Антонович участвовал в качестве дизайнера, - «каблучок», Иж-2715.

- У москвичей уже был универсал, и они просто не стали вырубать в задней части стекла – так и получилась грузовая модификация, - объясняет Савельев. - Но такие машины не могли перевозить большой объем груза, а значит, были нерентабельны. Поэтому мы решили сделать крышу повыше. Но такая конструкция не проходила по конвейеру по высоте, и тогда мы ее разрезали по нижней границе окон. Получилось сразу две модификации – пикап и фургон (открытый и закрытый).

Отвечали дизайнеры и за цвета автомобилей. Каждый год на заводе составлялись цветографические карты - это все варианты окраски автомобилей в текущем году, в соответствии с которыми закупалась краска – чаще всего в Югославии.

- Один из самых знаменитых «окрасов» ижевского «Москвича» - ярко-оранжевый «Апельсин». Появился он благодаря нашему руководителю Вадиму Благоразумову – это был его любимый цвет, - рассказывает Владимир Савельев. – Я, например, дал название красно-коричневому цвету «Бизон». Были также «Надежда» - синий, «Лоза» - зеленоватый, «Пицунда» - голубой, «Камыш» - бледно-желтый. Машины красили даже в металлик – были такие цвета «Форель» и «Брызги шампанского».

1354696658_13.jpg
Фото: музей истории Ижевского автозавода

Названия нужны были для того, чтобы владелец, ненароком поцарапавший свой автомобиль, мог попросить в магазине точно такую же краску – сейчас с этой же целью цветам присваивают номера, общие для всех стран.

- Имена цветов мы придумывали либо максимально точные – например, «Алая заря» для красного цвета, - говорит Савельев. - Либо – как в случае с «Бизоном» или «Пицундой», - по ассоциациям.

Какие автомобили выпускал Ижевский автозавод?

Какие еще машины мог бы выпускать Ижевский автозавод?

«ЗИМА»

1354696716_zima.jpg
Фото: музей истории Ижевского автозавода

- Проект этого двухдверного автомобиля придумали в одном из ижевских НИИ в 1965 году, после того, как стало известно о грядущем запуске в городе автомобильного производства, - рассказывает Нина Сулыга. – Возможно, они надеялись, что именно эту модель пустят в производство и дадут под нее деньги, поэтому и назвали ее «ЗИМА» - «Завод ижевских малолитражных автомобилей».

1354696725_zima_2.jpg
Фото: музей истории Ижевского автозавода

Но советское руководство решило, что ставить эту машину на производство будет не рационально, и она так и осталась в единственном экземпляре. Кроме того, был проект и второго, четырехдверного, опытного образца «ЗИМА-2».

Иж-13 «Старт»

1354696724_izh-13.jpg
Фото: музей истории Ижевского автозавода

- Мы первыми из советских заводов сделали образец переднеприводного легкового автомобиля, - говорит Владимир Савельев. - Взяли «Комби» и решили продолжить линию пятидверных авто, но уже полностью в другом дизайне. Передний привод экономически был более выгоден, но, к сожалению, с этой идеей на тот момент пришлось расстаться – в Союзе не было завода, который мог бы выпускать для такого автомобиля специальные шарниры («шрусы»), которые должны были заменить кардан.

Иж-14 4X4

1354696847_polnyy-privod_izh-14.jpg
Фото: музей истории Ижевского автозавода

В начале 70-х государство решило выпускать полноприводный автомобиль «для народа». Тогда эту нишу занимал «газик», но его не продавали в частные руки – только в совхозы и колхозы.

1354696605_1.polnyy-privod_izh-1.jpg
Фото: музей истории Ижевского автозавода

- Свои образцы представили сразу несколько заводов, но «ижевский джип» был лучшим, - считает Владимир Савельев. - Единственный недостаток его был в том, что колеса мы оставили обычного диаметра, и от этого страдала проходимость. Зато мы единственные сделали автомобиль цельносварной конструкции. Кроме того, в нашем автомобиле водитель мог одним рычагом переключить привод с полного на передний или задний.

1354696721_izh-14.jpg
Фото: музей истории Ижевского автозавода

«Иж-14» так и не стал серийным – Минобороны не выделило денег на его дальнейшую разработку, а пальму первенства вскоре подхватила вазовская «Нива».

Багги и квадроцикл

1354696844_motomashina.jpg
Фото: музей истории Ижевского автозавода

В начале 70-х в России стали популярны багги. Конструкторы ижевского автозавода ТОЖЕ занялись их разработкой. То была личная инициатива без далеко идущих планов. Гоняли сами, делали образцы для спортсменов, участвовавших во всесоюзных соревнованиях.

1354696714_v.a.-savelev-na-motom.jpg
Фото: музей истории Ижевского автозавода

Потом на заводе сделали мотомашину - нечто среднее между багги, мотоциклом и автомобилем. Образец с автомобильными шасси и мотоциклетной посадкой можно считать прототипом современного квадроцикла. К сожалению, в массовое производство мотомашина тоже не пошла.

1354696671_baggi_3.jpg
Фото: музей истории Ижевского автозавода