Мы продолжаем нашу историческую прогулку по улице Красной. Сегодня - расскажем о том, где находился дом родственников Чайковского, кто из известных немецких оружейников жил по соседству с Михаилом Калашниковым и как война двух мельников обернулась неприятностями для простых ижевцев.
Усадьба с видом на пруд для родственников Чайковского
Если поначалу улица Куренная (сейчас - Красная) была застроена в основном лачугами углежогов, заготавливающих уголь для завода, то XIX век сделал из Куренной настоящую «аристократку». Здесь начали селиться мастера, подрядчики, купцы, дворяне, а также чиновники самого высокого звания.
Игорь Кобзев,
историк, кандидат культурологии:
| |
В списках обитателей улицы, например, встречается фамилия титулярного советника (обладателей именно этого классного чина именовали в России «Ваше благородие») Андерсена - уроженца Швеции или Дании. Здесь же жил другой титулярный советник - Иван Евреинов, ижевский полицмейстер и начальник Камско-Воткинского горного округа. Кстати, он приходился дядей Петру Ильичу Чайковскому, а также состоял в родстве с Сергеем Дягилевым - тем самым, что открыл миру искусство нашей страны благодаря «Русским сезонам» в Париже. |
Там, где сейчас цеха мотозавода, сто лет назад стояли красивейшие каменные и деревянные дома зажиточных ижевцев. С веранд этих домов открывался прекрасный вид на пруд, Александро-Невский и Свято-Михайловский соборы. Недаром именно здесь выстроил свою усадьбу Андрей Дерябин, основатель оружейного завода.
- Дерябин был в хороших отношениях с Иваном Евреиновым и Ильей Чайковским, отцом великого композитора, - говорит Игорь Кобзев. - Возможно, что именно стараниями начальника завода у Евреиновых появилась огромная усадьба - почти два квадратных километра земли, если верить архивным документам.
Кстати, по словам Игоря Кобзева, в 1811 году Иван Евреинов попал под следствие.
- Для строительства заводских зданий в Ижевске было заготовлено десять миллионов кирпичей, но часть из них почему-то хранилась не на казенном складе, а в барской деревянной усадьбе Евреинова на Куренной улице, - объясняет историк.
Заводская гостиница на перекрестке улиц Куренной и Троицкой (сейчас - Красная и Советская). Фото столетней давности. |
Война мельников и Ижевский пруд в миниатюре
Сто лет назад улица Красная заканчивалась на берегу реки Иж, в районе Бодинского переулка (сейчас - Октябрьский).
- Примерно там, где сейчас находится мост через Иж, была выстроена плотина и сделан небольшой пруд, - рассказывает Игорь Кобзев. - По плотине можно было переехать на тот берег. Здесь же стояла мельница, принадлежавшая немцу по фамилии Боде. Это был потомок двух братьев-оружейников, приехавших сюда для работы на заводе.
Сергей Селивановский,
доцент ИжГТУ, краевед:
| |
Филипп Боде и его брат Вильгельм были одними из первых иностранных мастеров на оружейном производстве. Они изготавливали первые ружья, учили мастерству русских рабочих. В 1820 году Филипп стал главным оружейным мастером завода, а изготовленные им ружья и пистолеты вручили в качестве подарка императору Александру I, посетившему завод. |
- Возле переезда стоял кабак, где в ожидании помола коротали время мужики, привозившие зерно, - продолжает Игорь Кобзев. - А ниже по течению стояла еще одна мельница, принадлежавшая некоему Наговицыну. Между ним и Боде шла настоящая война, от которой больше всех страдали местные жители. Вот что писал об этом ижевский краевед Федор Стрельцов.
Из рукописи Федора Стрельцова:
«Первый запирал воду и тем понижал уровень Ижа, в результате чего колесо нижней мельницы не работало. Наговицын достигал тем же способом подпор колеса мельницы Бодиной, из-за чего эта также останавливалась. Скоплявшаяся вода затопляла огороды прибрежных жителей, что их, конечно, сильно раздражало».
|
- В результате суд постановил мельницу разрушить, так что просуществовала она всего несколько лет, - продолжает Кобзев. - Наговицынская же была заброшена после смерти владельца.
Кстати, именно по фамилии владельца мельницы переулок и был назван Бодинским.
Оружейник вермахта жил лучше простых ижевчан
В истории улицы Красной мелькает еще одно немецкое имя. В доме № 133, напротив Александро-Невского собора, с 1946 по 1952 год жил известный конструктор и оружейник Хуго Шмайссер, во время войны работавший на вермахт. В Ижевск он приехал в числе прочих немецких специалистов.
Дом № 133 по улице Красной, где на рубеже 40-х и 50-х годов прошлого века жил Хуго Шмайссер. |
- Хоть немецких оружейников и доставили сюда насильно, жили они не в пример лучше обычных горожан, - рассказывает Игорь Кобзев. - Они получали довольно высокую зарплату, нормально питались, не стояли в многочасовых очередях за хлебом. На лето немцы снимали дачи на берегу пруда, ходили вместе с остальными заводчанами на демонстрации, а их дети учились в городских школах. Фактически в голодные послевоенные годы богаче всех в Ижевске жили как раз немецкие специалисты.
Хуго Шмайссер с дочерью еще одного немецкого специалиста, Ренатой Шинк, прогуливаются в окрестностях Ижевска. Фото: журнал "Мастер-Ружье". |
Кстати, в соседнем с Хуго Шмайссером доме (сейчас там ресторан «Кама»), в казенной заводской квартире, жил Михаил Тимофеевич Калашников, тогда только приехавший в Ижевск.
Но большинство немцев, доставленных в Ижевск, составляли обычные военнопленные. Они жили в бараках, работали на лесозаготовках и торфопереработках, занимались строительством. В память о них нам осталась «немецкая лестница», спускающаяся от памятника оружейникам к плотине, и двухэтажные беленые домики на Культбазе и вдоль улицы Орджоникидзе.
Тем временем
Как улица Красная сто лет назад попала в новости
Советский краевед Олег Севрюков, рассказывая о прошлом улицы Красной, приводит цитату из газеты «Кама». В одном из номеров за 1913 год был описан случай, ярко иллюстрирующий проблемы ижевских дорог столетней давности:
Из газеты «Кама», 1913 год:
«Весна еще только начинается, а дороги по улицам Ижевского завода уже совершенно испортились. 15 марта ямщик содержателя дилижанса Стригина, проезжая с пассажирами по Узенькому переулку между Куренной и Базарной улиц, утопил кошевку и подмочил багаж. Пришлось распрягать лошадей и при помощи посторонних лиц вытаскивать кошевку со злополучными пассажирами из воды. Трудно поверить, что это случилось на улице такого большого населенного пункта, как Ижевский завод, но факт налицо, и притом факт не единичный...»
|
Читайте также:
Улица Красная: в 1918 году ижевский купец спрятал в подвале своего особняка клад