Top.Mail.Ru
4 марта 2014 13:59
История Удмуртии

Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»

Кто из знаменитых революционеров родился в Ижевске и что можно отыскать в подвалах бывшего магазина «Чулок»? <фото>

Эдуард Карипов, Анастасия Малышева, izhevsk.ru, пользователь Philipp Tomson, из архива Республиканского радио, из архива гимназии №24
Эдуард Карипов, Анастасия Малышева, izhevsk.ru, пользователь Philipp Tomson, из архива Республиканского радио, из архива гимназии №24

Мы начинаем нашу историческую прогулку по одной из самых «зеленых» улиц Ижевска - Коммунаров. Сегодня расскажем о том, как эта улица связана с детскими воспоминаниями ижевчан и какие секреты хранит здание Дома радио.

Справка

Откуда появилось название улицы?

Улица Коммунаров до 1918 года была просто Десятой (согласно традиционной нумерации, начинавшейся от Ижевского водохранилища), а 13 декабря того же года ее переименовали в улицу Бедноты. Современное же свое название Коммунаров получила в октябре 1937-го.

Напомним: коммунарами называли участников Парижской коммуны - пролетарской революции во Франции в 1871 году, - а также членов коммун (так называли группы людей с одними интересами, живущих вместе и пользовавшихся общей собственностью и ресурсами).

А Ижевск с коммунарами, оказывается, связан напрямую. Сергей Жилин, историк и литератор, пишет, что один из уроженцев Ижевского завода, Михаил Сажин, был известным русским революционером, сподвижником своего тезки Бакунина. Он принимал участие в Парижской коммуне, а позже жил в Америке под именем Арман Росс.

Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»   Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»
Видный революционер Михаил Сажин родился в поселке Ижевский завод в 1845 году, жил в Петербурге, где принимал участие в студенческих волнениях, а в 1869 году бежал в США и скрывался там под именем Армана Росса.

Интересно, что в Ижевске есть не только улица Коммунаров, но и одноименный переулок. Он примыкает к своей «старшей сестре» в самом ее начале, у железнодорожной Воткинской линии.Во-вторых, на рубеже 1918-1919 гг. наш город вполне официально именовался Ижевской Трудовой Коммуной. Это было время обязательных общественных работ и появления множества новых учреждений - ЧК, комиссариата, Ревграждансовета, Совета городского хозяйства, собеса, Информационного бюро, горОНО и т. д.

Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»
На улице Коммунаров в советское время было несколько культовых магазинов. Это, например, «Спорттовары» на углу с Советской и один из самых больших гастрономов города, прозванный в народе «чулком». А книжный магазин «Подписные издания» располагался в здании теперь уже экс-банка «Первомайский».

В 1960-х улица Коммунаров считалась окраиной

- До революции местность в районе пересечения улицы Коммунаров с переулком Широким называлась Соловьевскими полями, - рассказывает ижевский историк, кандидат культурологии Игорь Кобзев. - Здесь не было жилых зданий - только покосы. Территория делилась на участки, в том числе принадлежавшие местной интеллигенции. Возможно, на участках стояли какие-то летние домики, где можно было переночевать. Остальная часть будущей улицы была застроена деревянными домами. При этом вплоть до 1960-х улица Коммунаров считалась окраиной города, и народ не горел желанием переезжать в местные новостройки - мол, слишком далеко располагались они от центра.

Как выглядела улица 50 лет назад, хорошо помнит Нина Мерзлякова. В 1967 году она вышла замуж и переехала к мужу, в квартиру по адресу ул. Коммунаров, 216а, а работать устроилась в соседнее здание - известный многим Дом радио.

Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»
Дом, в котором живет Нина Федоровна, находится по соседству с Домом радио, где она проработала с 1967 по 2006 годы. 

- Пять одинаковых пятиэтажек вокруг него - это так называемые «кооперативные» дома, - рассказывает Нина Федоровна. - Чтобы купить здесь квартиру, нужно было вступить в жилищный кооператив, внеся часть стоимости, а остальное выплачивать в течение 25 лет. Наша квартира стоила 4500 рублей, семья моего мужа заплатила 1900, при том, что месячная зарплата тогда была 60 рублей. В те годы сюда в основном въезжали врачи, учителя, инженеры. Жильцы старались сделать улицу Коммунаров уютной - высаживали деревья, разбивали клумбы. А сами дома строились с цокольными этажами - в одном была домовая кухня, в другом - библиотека… Сейчас помещения сдаются под офисы.

Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»
Эти елочки - гордость семьи Мерзляковых: их выкопали в лесу возле дачи в Пугачево и пересадили во двор. Сейчас Нина Федоровна и Григорий Иванович тщательно охраняют этот садик от любых посягательств и мечтают когда-нибудь увидеть свой двор таким же зеленым, как и 50 лет назад.

Во дворе ставили елку и играл оркестр

История улицы Коммунаров тесно переплетена с судьбой еще одного ижевчанина. Александр Шейнин, заведующий кафедрой факультета журналистики Удмуртского госуниверситета, вырос в доме на углу Коммунаров и Советской.

- Я жил на этой улице с 1945 года, - рассказывает Александр Наумович. - Отец работал энергетиком на металлургическом заводе, и нам дали квартиру в доме № 231. Помню, как в нашем дворе праздновали Новый год жители окрестных домов, тоже построенных заводом. Ставили огромную елку, приходили Дед Мороз и Снегурочка, играл духовой оркестр, и мы могли наблюдать за праздником прямо из своих окон.

Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»
Дом № 231 по улице Коммунаров и несколько соседних с ним зданий были выстроены для нужд Металлургического завода.

Александр Наумович говорит, что для него улица детства вспоминается в первую очередь как отменная велосипедная трасса - шла она под уклон, так что проблем с тем, чтобы набрать скорость, у местных мальчишек не было.

- Мы доезжали до современной улицы Ленина, - вспоминает Александр Шейнин. - Она тогда только начинала застраиваться, и на месте «Первомайского», Ижкомбанка и двух жилых домов был огромный овраг. Его засыпали в 1950-х.

В 1957-м семья Шейниных переехала в дом, стоящий на том же перекрестке (ул. Коммунаров, 212).

Александр Шейнин,
заведующий кафедры факультета журналистики Удмуртского госуниверситета:
Сначала нам должны были дать квартиру в доме по адресу ул. Советская, 22. Обещали квартиру на пятом этаже, прямо под башенкой, а это означало, что у нас должны были храниться ключи от нее. Я дождаться не мог момента, когда же мы станем «хранителями башни» - это были романтические мечты четырнадцатилетнего юноши. В итоге что-то там не получилось. А буквально в прошлом году в эту квартиру с башней въехал мой коллега и хороший знакомый, так что теперь он - хранитель ключей. Правда, на башню теперь не залезешь - она опечатана.

- Наш дом и два соседних представляли собой что-то вроде замкнутого квадрата с двумя арками и одним проездом, - продолжает Александр Наумович. - Мы каким-то образом попадали в подвал и ползали там. Однажды наткнулись на бомбоубежище - забетонированное пространство, где стояли унитазы. А потом умудрились проползти под землей по каким-то нишам через весь двор и, к своему величайшему удивлению, вышли из подъезда дома напротив.

Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»
Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»
За несколько десятков лет перекресток Коммунаров и Советской изменился почти до неузнаваемости: на дорогах стало больше машин, кирпичные стены домов оштукатурили, на месте киоска поставили пиццерию, а ухоженный сквер оказался практически заброшенным. Кроме того, на архивной фотографии видно, что когда-то по улице Коммунаров ходили автобусы.

Во дворе Дома радио ставили бассейн с карпами

В 1996 году Александр Шейнин вернулся на улицу своего детства.

- До этого я почти 15 лет лет жил на Буммаше и работал в ИжГТУ, - рассказывает он. - Так получилось, что в центре Ижевска почти не бывал. А в 1996 году пришел работать в Дом радио главным техническим специалистом, и с тех пор каждый день шел на работу мимо мест, которые помнил с детства. Ощущения, конечно, невероятные! И вот еще удивительное совпадение: разбирая архив своего предшественника, Сергея Филипповича Мещерякова, наткнулся на любопытный документ, датированный 1965 годом. Это было официальное письмо, в котором моего отца, - а он в те годы работал директором Горэлектросетей, - просили подключить только что выстроенный Дом радио к электроснабжению.

Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»
Проект Дома радио.
Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»
Дом радио появился на карте Ижевска в 1965 году, и сорок лет именно отсюда шли все передачи Республиканского радио.

- Нашей особой гордостью была концертная студия, обустроенная по всем правилам звукозаписи, - рассказывает Роза Горбушина, с 1993 по 2002 годы директор Дома радио. - В ней записывались и местные коллективы и артисты - «Айкай», «Италмас», Валентина Пудова, - и москвичи - Ольга Воронец, Николай Соловьев, Екатерина Шаврина. А мы в этой студии отмечали все праздники - 120 человек туда умещались спокойно. В Новый год, например, ставили елку и танцевали - оператор включал нам музыку на любой вкус.

Только современная молодежь заказывает музыку на дискотеке ди-джею, а радийщики кричали оператору, который сидел за стеклом, какую поставить песню. «Правда, у нас в основном была классика и записи из собственных архивов на любой вкус», - уточняет Роза Порфирьевна.

Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»
Новый год в концертной студии Дома радио. Фото из личного архива Р. Горбушиной.

Роза Порфирьевна вспоминает: коллектив Дома радио всегда был очень дружным. Например, когда один из сотрудников серьезно заболел, все без исключения коллеги ездили сдавать для него кровь. И случаев таких было немало.

- В «голодные» 90-е годы нас выручало сотрудничество с рекламодателями, - продолжает она. - Одним из постоянных партнеров был совхоз «Пихтовка», и на День пожилых людей они с огромной скидкой продавали нам живых карпов. Мы сколачивали во дворе Дома радио бассейн из досок, стелили туда полиэтилен, наливали воду, и любой сотрудник мог купить рыбу по себестоимости. Если мы делали передачу о Сарапульской кондитерской фабрике, то обязательно договаривались, чтобы фабрика приезжала с торговлей в Дом радио. Однажды нам даже предложили живых баранов! Почти никто не отказался, и мой муж до сих пор носит дубленку, сшитую из шкуры барашка.

Кстати, мало кто знает, что однажды в Доме радио случился пожар. Дым валил через окна, а сотрудников, которые до последнего работали в эфире, эвакуировали по лестнице. Работникам радио пришлось всю ночь дежурить в здании - спасать аппаратуру, залитую водой. Нина Федоровна вспоминает, как готовила и носила им чай в термосе и макароны - благо от ее дома до работы буквально несколько шагов.

Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»

«48 тысяч слушателей за неделю!»

Из воспоминаний в книге «Радиовещание Удмуртии» Алексея Степановича Омелина, работавшего в Доме радио с 1967 года корреспондентом, редактором, старшим редактором:

«Помню 18 марта 1988 года. Утром в эфире прозвучала информационно-развлекательная программа «Радиус». Казалось, в ней не было ничего необычного, но едва я пришел на работу, меня захлестнул шквал телефонных звонков: едва успевал поговорить с одним слушателем, звонил другой. Тогда я включил магнитофон и стал писать все разговоры на магнитной ленте, меняя 1000-метровые рулоны один за другим. А затем отовсюду в редакцию стали приходить телеграммы, почтовые открытки, письма. Под некоторыми подписывались 15, 40, 180, 300 человек…

Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»

К концу той ошеломительной недели подвел итог: 48 тысяч 170 слушателей, позвонивших в редакцию и подписавшихся под коллективными письмами. В лучшие времена на радио приходило не более 10 тысяч писем в год.

А что же было? Всего лишь небольшое 3-4-минутное интервью с группой глазовчан, высказывавшихся за введение на территории республики московского времени. Вот тогда я впервые поверил, что нас слушают, что нам по силам всколыхнуть общественное мнение».

Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»
Старожилы вспоминают: 50 лет назад перед этим домом (Коммунаров, 249) стояли деревянные дома. Сейчас здесь сквер, в котором установлен памятник Трокаю Борисову, основоположнику удмуртской государственности.

Фотофакт

«В коммуне остановка»

На пересечении улиц Коммунаров и Карла Либкнехта находится школа № 48, которую знает каждый ижевчанин - благодаря монументальному панно на торце здания, прославляющему советские «стройки века» - КамАЗ, БАМ, ГЭС. Бросаются в глаза начальные строки песни «Паровоз» - кстати, о коммуне, в которой и должен был остановиться летящий паровоз.

Панно в технике сграффито (от итал. «выцарапывание») создавалось 30 лет назад. Работали над ним трое художников: Георгий Репин, Семен Кузьмин и Борис Постников, до этого выполнившие подобную работу в Можге. Школу расписывали в сентябре, так что стену от дождя защищал специальный навес. Сначала нанесли выравнивающий слой кирпичного цвета, затем - светло-зеленую краску, и в конце - белую. Затем художники прорезали рисунок стеком (инструмент скульптора), сочетая эти три цвета. Работали около месяца.

Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»

С тех пор панно не реставрировали: лишь однажды, после набега вандалов, сотрудники школы попытались замаскировать появившиеся проплешины своими силами, но точно подобрать цвет не удалось.

Само же здание школы было выстроено в 1930-х. Во время войны здесь располагался госпиталь, и сторожа рассказывают, что здание это «живое» - мол, по ночам тут можно услышать странные звуки, похожие на чьи-то шаги.

Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»
Кроме известного всему городу панно школа №48 может также похвастаться красивейшими витражными окнами, украшающими лестницу.

Вопрос 

Что за башенка украшает дом на перекрестке Коммунаров и Советской?

Подобного рода сооружения на крышах «сталинок» принято называть «башнями ПВО». Архитекторы советского времени уверяют: башня - всего лишь деталь архитектурного оформления. Правда, в подобной башенке на Пушкинской (дом № 200, автор - Василий Масевич), говорят, было спрятано оборудование, в советское время использующееся для нужд гражданской обороны. Возможно также, что эти башни - наследие Великой Отечественной войны. Тогда подобные надстройки наскоро сооружались на крышах для того, чтобы следить за вражескими самолетами и обстреливать их из нетяжелых зенитных орудий. Позже они стали частью городской архитектуры и обыгрывались в проектах домов послевоенного времени.
Кадр из прошлого
Перекресток Коммунаров и Советской
Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»   Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»
 

Здание гимназии № 24 было выстроено в 1935 году. Эта школа знаменита в первую очередь тем, что именно в ней с 8-го по 10-й классы учился будущий знаменитый режиссер Владимир Роговой, создатель фильма «Офицеры». После войны его семья переехала в Москву, однако Роговой не забывал об Ижевске и приезжал сюда с премьерами своих фильмов, а в родной школе проводил творческие вечера.