В очередном выпуске «Прогулок по Ижевску» мы расскажем о том, что происходило в нашем городе летом и осенью 1918 года, во время знаменитого Ижевско-Воткинского восстания.
Напомним, 8 августа 1918 года в Ижевске вспыхнул мятеж против большевиков. Власть в городе сменилась – руководил всем Прикамский комитет Учредительного собрания - первого в России антибольшевистского правительства. Само по себе восстание против большевиков для той эпохи не было уникальным, но именно в Прикамье против красных сопротивлялись особенно долго и упорно.
Продолжалось восстание ровно три месяца, вплоть до 8 ноября, пока Ижевск не захватила красноармейская дивизия под командованием Азина. О финальных боях за город мы подробнее расскажем в одном из следующих выпусков «Прогулок по Ижевску», а сегодня - о том, что происходило в городе и республике в течение этих трех месяцев.
Отбить Ижевск пытался герой штурма Зимнего
- Перед всеми жителями стояла общая проблема - выжить в мятежном Ижевске, - рассказывает Сергей Бехтерев, доктор исторических наук, профессор УдГУ. - Ижевск с его оружейным производством был стратегически важен для всех противоборствующих сторон, но особенно - для советской власти, а потому попытки Красной армии отбить его следовали одна за другой.
Фото времен Гражданской войны.
- Город фактически был на осадном положении, - рассказывает ижевский историк, доцент кафедры культурологи ИжГТУ Евгений Ренев. - Железная дорога была перекрыта красными, Кама, в том числе и Сарапул, тоже находились под их контролем - там стояла Вторая армия красных.
18-19 августа под Ижевском состоялся первый серьезный бой. Как пишет в книге «Завод заводов» ижевский историк и искусствовед, профессор Евгений Шумилов, шесть тысяч красноармейцев (по другим источникам – не более двух тысяч) приплыли из Сарапула в Гольяны, а оттуда двинулись на Ижевск с 8 пушками и 32 пулеметами. Командовал ими один из предводителей штурма Зимнего дворца Владимир Антонов-Овсеенко по прозвищу «Штык».
Владимир Антонов-Овсеенко, герой штурма Зимнего дворца, не сумевший отбить Ижевск у повстанцев, был расстрелян в 1937 году – за то, что в 20-х выступал против Сталина, поддерживая Троцкого.
Фото ussrvopros.ru
Нападающим Ижевск оказался не по зубам. Город был готов к встрече с неприятелем благодаря системе дозоров, и горожане - в основном рабочие-оружейники - могли быстро собраться возле здания Совета (ул. Советская, 1) по заводскому гудку - для формирования рот.
Красных встречал фугас, зарытый в районе «Нефтемаша»
Первым страшным «сюрпризом» для красных стал фугас, закопанный ижевским оружейником Василием Аксеновым с товарищами на пути следования Антонова-Овсеенко, в шести верстах от города - в районе современного завода «Нефтемаш». Фугас взорвался под красными.
Здесь, в Генеральском доме на улице Милиционной, располагался штаб ижевской Народной армии, а также – редакция повстанческой газеты «Ижевский защитник».
Колонна, понесшая тяжелые потери, все же двинулась дальше. Город обстреливали из пушек-трехдюймовок. Ижевск отстреливался в ответ - из своего единственного орудия. Когда враг подходил ближе, по нему открывали шквальный огонь из винтовок. Газета «Ижевский защитник», издававшаяся при новой власти, пишет в одной из заметок:
«…Как вдруг наступает тяжелый день для ижевцев, 18 августа. С двух часов дня город был взволнован, неприятель был в двух-трех верстах от Ижевска. К вечеру развертывается вблизи от города сильный бой. Рота за ротой вооруженных людей отправляются на защиту Ижевска. Кругом слезы, плач…»
Историк и литератор Сергей Жилин изучал метрические книги ижевских церквей за 1918 год. По его свидетельству, на улицах Ижевска погибло немало детей и женщин. Сергей Жилин приводит такие примеры: «Сереже Глухову было всего четыре года, когда он вместе с мамой погиб от снаряда. Точно так же погиб двенадцатилетний Володя Емельянов. И пятнадцатилетняя Капитолина Яшина. Девятнадцатилетняя ижевка Клавдия Сосулина «убита на фронте», крестьянка Прасковья Решетникова «умерла от ран», девица Ольга Козуб «застрелена»…»
- Сколько точно погибло мирных ижевцев в те два дня, сказать сложно, - говорит историк Евгений Ренев. - Наиболее массовые потери были уже в конце октября-ноябре - от обстрелов красных, когда на Ижевск наступал Азин.
Но боев на улицах города ни во время первого штурма, ни после, не было.
Наступление красных в итоге захлебнулось - нападающим не хватило смелости и организации. 19 августа ижевцы праздновали победу, пройдя торжественным маршем по улице Троицкой (сейчас - Советская).
Ижевцы ходили в кино, несмотря на военное положение
26 августа городской исполком и штаб Народной армии - это подразделение комитета - ввели в поселке Ижевский завод военное положение.
- Жизнь в Ижевске была под контролем не только гражданских, но и военных властей, - объясняет Сергей Бехтерев. - Ввели комендантский час с 9 часов вечера и до 4 утра. Митинги и другие публичные мероприятия проводились только с разрешения властей.
- Жили ижевцы сложно, - говорит ижевский историк Евгений Ренев. - Новая власть вернула свободу торговли, но цены на продукты сразу взлетели, а денег не было. Зарплаты заводчан снизили на треть в связи с военным временем. При этом жизнь в городе продолжалась. Работали кинотеатры - все, кроме «Одеона», где располагался Второй полк Ижевской Народной армии. Если верить воспоминаниям тех лет, крутили 43 киноленты разного содержания - например, фильмы с Верой Холодной.
«Триумфальная арка» в начале улицы Советской появилась в 1919 году, уже после подавления Ижевско-Воткинского восстания.
Фото из коллекции Сергея Жилина.
«Лопата спасет Ижевск!»
По приказу командующего армиями Прикамья полковника Федичкина все население Ижевска было мобилизовано для защиты города.
- Всех горожан в возрасте от 16 до 50 лет отправляли строить укрепления вокруг завода, - рассказывает Сергей Бехтерев. - Все это проходило под лозунгом «Лопата спасет Ижевск!».
- При этом ижевчанам за рытье окопов платили, - рассказывает Евгений Ренев. - Потом мастерские завода целыми коллективами отказывались получать эти деньги - из благородства. Уклонистов же обещали «привлечь к военному суду», но он и создан-то не был. Вообще первые мобилизационные приказы новой власти были смешными. Если в Красной армии все было конкретно: «Не пойдешь за нас воевать - расстреляем», то здесь в приказах писали: «Девушки, клеймите своих юношей, если они отказываются служить в армии» и так далее.
«Красный» аэроплан над Ижевском
Противостояние между ижевцами и Красной армией было не только военным, но и идеологическим. Так, Евгений Шумилов пишет о краснозвездном аэроплане, летавшем над Ижевском в конце августа и разбрасывающем агитационные листовки:
«Товарищи ижевцы! Опомнитесь, против кого вы поднимаете оружие… Нам в высшей степени жалко громить ваши жилища, ибо мы прекрасно знаем, что все ваши подстрекатели, попы и офицеры, скроются, когда мы будем громить ваш завод из аэропланов и орудий».
На холме, где стоит Свято-Михайловский собор, в 1922 году появилась братская могила с обелиском памяти борцов, «павшим за дело рабочего класса в 1918 году». Похоронены там и большевики, погибшие во время Ижевского восстания.
- Шла Гражданская война, нравы у ижевцев были суровые - недаром воткинцы на слово «Ижи» откликались исключительно рифмой «ножи». Однако во время восстания никого не расстреливали без суда и следствия, - подчеркивает Евгений Ренев. - Около двухсот рабочих-большевиков сидели в тюрьме под заводской башней, из них казнено было 11. Кстати, красные после захвата города не стали отпускать их сразу - проверяли, потому что среди них было много настоящих уголовников.
«После письма из США деда вызвали в КГБ»
- Мой прапрадед Федос Феофилактович Шестаков - ижевский оружейник, дважды награжденный званием кафтанщика (почетное звание, которым отличившихся оружейников награждал царь. - Прим. ред.), - рассказывает ижевчанин Василий Шестаков. - Наша семья - пример того, как Ижевско-Воткинское восстание отразилось на судьбах коренных ижевцев. Его сын Иван, мой прадед, по официальным данным умер от туберкулеза, но на самом деле я нашел его имя в списке караульной роты ижевских повстанцев. Возможно, он ушел отсюда после поражения восстания, но о его судьбе ничего не известно.
- Его сын, Сергей, мой дед, работал на заводе «Ижмаш», - продолжает Василий Борисович. - Я нашел его личное дело, где сказано, что во время Гражданской войны он служил во 28-й Азинской дивизии Красной армии, ушел добровольцем в партизанский отряд. За шесть дней до восстания он ушел отбивать Казань у белых, а затем участвовал в наступлении азинцев на Ижевск. При этом однажды, сильно выпив, он рассказал мне, уже взрослому, что когда-то его лично расстреливал Иван Пастухов. Попал в него, дед упал в яму, но ночью выполз. За что расстреливал - не знаю. Это что-то вроде семейного предания.
Глава семейства Шестаковых Иван сгинул во время восстания, его сын Сергей стал красноармейцем, а дочь Елена ушла с колчаковской армией. На фото: Сергей Шестаков, его младший брат Борис, супруга Клавдия и дочь Галя.
Фото из архива семьи Шестаковых.
Сестра Сергея Ивановича Елена, напротив, выбрала сторону белых. Она ушла с колчаковской армией в Харбин, там вышла замуж за белого офицера и эмигрировала в США.
- В конце 50-х в Ижевск пришло письмо от Елены с просьбой «найти моего брата, Шестакова Сергея Ивановича», - рассказывает Василий Борисович. - Деда вызвали в КГБ, заставили его писать ответ. Письмо прочитали в КГБ, одобрили, и после этого началась переписка. Они нам отправляли вещи - обувь, одежду. У деда был джемпер, который я выкинул на помойку - не понимал тогда всей его ценности. У меня в детстве была американская пижамка. У мамы спрашивали: «А где это вы такую пижамку красивую достали?» - «А нам из Америки прислали», - отвечала она. При этом большинство моих родных работали на режимных предприятиях, так что встречаться с американской родственницей могла только одна племянница, да и то не в Ижевске, а на отдыхе в Сочи или в путешествиях по Золотому кольцу.
«Прадеда от расстрела спасла Крупская»
Одним из представителей власти во время восстания был Николай Иванович Евсеев - политик, эсер, депутат Учредительного собрания. Его потомок - Сергей Николаевич Евсеев, - старший научный сотрудник отдела природы Национального музея имени Кузебая Герда, таксидермист.
- Мой отец, историк, занимался репрессированными, в том числе - изучал судьбу Николая Евсеева, моего двоюродного прадеда, - рассказывает Сергей Николаевич. - Отец отзывался о нем с большим уважением, вспоминал о нем как о человеке интеллигентном, образованном, крепком хозяйственнике. Родом он из был деревни Бызиново Шарканского района, где владел небольшой мясной лавкой. Николай Иванович лично знал Надежду Крупскую - они пересекались в Петрограде, на съезде Советов, где он был делегатом от Вятской губернии. Она его и спасла.
В ноябре 1918 года, за пару дней до поражения восстания, Евсеев уехал из города по каким-то делам, связанным с беженцами, и обратно в Ижевск не вернулся. Он жил в Томске, где владел факторией, но оттуда его «выдернули» в 1923 году, когда советская власть возобновила дела против руководителей восстания.
- Николая Ивановича должны были расстрелять, - рассказывает Сергей Николаевич. - Надежда Крупская вступилась за него, и расстрел отменили. Его выслали в Сибирь, снова в Томск, там он вроде бы завел другую семью. Работал в колхозе, заведовал мясным хозяйством. И кто-то из завистников написал на него донос, его судили и расстреляли в 1937 году.
«Бросьте большевистские замашки и не пугайте жителей»
Литератор и историк Сергей Жилин, изучающий Гражданскую войну, нашел и опубликовал множество газетных материалов тех лет - приказов, заметок, частных объявлений. Вот только некоторые из них, в том числе - выходящие в дни восстания. Война войной, а жизнь в городе продолжалась, несмотря ни на что.
На основании правил о городском положении исправление тротуар и очистка их от грязи: весной, летом, осенью, от снега зимой и посыпание их в нужном случае песком или золой, лежит на обязанности граждан города.
(«Ижевский защитник», август 1918 года)
ЯЗЫКИ английский, французский и немецкий преподаются научно и практически. АДРЕС: Гора, 7-я ул., д. № 146. Прием от 4-5 ч.
Бывшая консерваторка старшего курса ученица профессора Миклашевского ДАЕТ УРОКИ МУЗЫКИ (рояль). Кроме того, предлагает урок музыки два раза в неделю на пользование ею инструментом 2 часа в день. Адрес: Курённая ул., д. № 142. Г. Ф. Попова.
В Ольгинский детский приют нужны кухарки и дворник. Последний может работать одновременно и на заводе. Условия при найме. – Гора, 11-я улица.
Приют желает купить хорошую дойную корову с большим молоком.
ИЩЕМ ПОПУТЧИКОВ до Елабуги и Нижняго Новгорода. Спросить: Зарекой, 6 улица, Плотинный переулок. Дом Хорькова.
Днем 7 сентября на Нагорном базаре какие-то безсердечные негодяи, вероятно имеющие долголетнюю практику, вытащили у жены рабочего Александры Л., покупающей продукты, деньги 85 р. 15 к. вместе с кошельком. Задержать их не удалось.
Из приказа от 26 октября 1918 года, подписанного Главнокомандующим Армиями Прикамского Края Капитаном Юрьевым и Начальником Штаба Подполковником Альбокриновым:
«Мною замечено, что солдаты Ижевской Народной Армии крайне непристойно держат себя на улице и производят впечатление скорее жестоких завоевателей, а не охранителей родного Ижевска. Граждане солдаты! вы должны помнить, что скромность и воспитанность украшает человека и внушает к нему доверие и уважение. Бросьте большевистские замашки и не пугайте жителей. Надо, чтобы различие между нами и большевиками было не только на словах, но и на деле.
Ижевск и Балезино хотели соединить железной дорогой
В конце августа в Ижевске продолжались начатые ранее и затевались новые стройки. На заводе появилась вторая мартеновская печь на 20 тонн, двухэтажная снарядная мастерская, для мартеновских печей монтировались генераторы. На станцию Ижевск Постольской железной дороги провели электрическое освещение. Но главное - в октябре в Ижевск был приглашен инженер путей сообщения Дьяконов, который должен был заниматься работами по соединению Ижевска и станций Чепца и Балезино железной дорогой. Ему назначили жалованье в 800 рублей, но он не успел проработать и месяца - восстание подавили. Строительство это ударными темпами шло уже в Великую Отечественную войну.
В следующем выпуске «Прогулок», посвященном Ижевско-Воткинскому восстанию, вы узнаете, как азинская дивизия с боем пробивалась в Ижевск по дороге, которая теперь стала улицей Азина. Подробно расскажем и о «барже смерти» на Каме, которую освобождали прототипы героев романа «Доктор Живаго».
Читайте также:
Юбилей Ижевско-Воткинского восстания: почему горожане выступили против большевиков.