Top.Mail.Ru
10 апреля 2013 10:14
История Удмуртии

4 мифа Ижевского пруда

10 апреля 1760 года началось возведение плотины Ижевского пруда.  В честь 253-го дня рождения города и пруда отправляемся в «исторический заплыв». <фото>

из архива Сергея Жилина, из книги Е. Шумилова «Город оружейников»
из архива Сергея Жилина, из книги Е. Шумилова «Город оружейников»

10 апреля 1760 года началось возведение плотины будущего Ижевского пруда. Эта дата и является настоящим днем рождения нашего города.

4 мифа Ижевского пруда

№1. Ижевский пруд построен «на костях»

Это расхожее выражение, касающееся тяжелых условий труда рабочих, строивших плотину, обрело популярность в советское время. Современные ижевские историки, в частности, искусствовед Евгений Шумилов, считают это «фольклорным преувеличением». Но при этом не отрицают, что возведение плотины, действительно, можно было сравнить с трудом каторжников.

Евгений Шумилов рассказывает о том, как строилась плотина, в своей статье «История Ижевского пруда и его плотины». Весной 1760 года несколько сотен крестьян из окрестных деревень пригнали в долину реки Иж - на место, выбранное для строительства железоделательного завода. По заранее размеченным линиям были выкопаны 4 траншеи глубиной и шириной в сажень (2,16 м). Для плотины сколотили каркас из толстых сосновых и дубовых бревен, которые стягивали между собой железными полосами, болтами и обручами. Но основным строительным материалом была глина: за три лета крестьянами было свезено к Ижу 13 159 кубических саженей глины, то есть не меньше 60 тысяч тонн.

Как пишет ижевский историк Олег Севрюков, «там натужно волокли толстое бревно, зацепив его веревкой, здесь лопатами рыли котлованы для будущей плотины. Выше плотины сотни людей расчищали от леса низкую пойму реки, тяжелые бревна стаскивали на пригорок, ближе к плотине, сжигали сучья, оставляли только низкие пни, которые потом скроются на дне пруда, под водой. Тяжелая изнурительная работа шла с утра до ночи, вручную, под надзором надсмотрщиков с тяжелыми палками в руках. Ни усталость, ни возраст, ни болезни во внимание не принимались».

Плотина и завод, XIX век. В левом нижнем углу кадра видна часовня Иордань, возведенная в 1833 году.

№2. На дне Ижевского пруда лежат двуглавый орел и бронзовая статуя Сталина

Слухи о том, что в пруду утопили сначала бронзового двуглавого орла, снятого большевиками с верхушки заводской башни, а потом - бронзовую же статую Сталина, в Ижевске популярны до сих пор. Все потому, что историки не могут дать однозначного ответа.

Башня завода с орлом наверху.

За: Главный защитник версии с утопленными сокровищами - Евгений Шумилов. Он называет точную дату, когда большевики сбросили в пруд орла с заводской башни, - 16 июня 1919 года. Что касается памятника Сталину, который якобы сбросили в воду в эпоху развенчания культа личности, здесь историк называет примерную дату – 1958-59 годы.

Литератор и историк Сергей Жилин в свое время писал, что утопили сразу двух «Сталиных» - того, что стоял у кинотеатра «Колосс» (сейчас - Александро-Невский собор) и другого, стоявшего возле заводоуправления. По словам Жилина, глубину и место при этом рассчитали не совсем точно, «и долго еще оторопевшие рыбаки на лодках видели проступавшее из воды лицо «отца народов».

Против: Ижевский историк и подводный археолог Алексей Коробейников считает, что история с орлом и Сталиным - миф.

- Никаких доказательств тому, что большевики в 1919 году действительно утопили орла, нет, - говорит Алексей Коробейников. - К тому же не стоит забывать, что бронза всегда была дорогим металлом, и гораздо логичнее было бы отправить и орла, и Сталина в переплавку, а не топить их - пусть даже из идеологических соображений.

Как бы то ни было, найти пропавшие на дне сокровища пока никто не пытался. Ижевские дайверы, в числе которых и Алексей Коробейников, периодически совершают погружения в пруд, но совершенно в других целях.

- Несколько раз в год мы с волонтерами из отряда «Свои» устраиваем экологические акции по уборке дна водоемов – в том числе и Ижевского пруда, - рассказывает Алексей. - Достаем со дна мусор, делаем отчеты для Министерства природных ресурсов. На самом деле, пруд не так уж богат сокровищами, как может показаться. Большая часть того, что попадает туда, - мусор. Кроме того, все затонувшее довольно быстро покрывается слоем ила. Из последних интересных находок - ломы и ледорубы, утопленные теми, кто пробивал проруби, и совсем новый скейтборд.

Кстати, еще в 2008 году при очистке дна пруда земснарядом на глубине 12 метров были найдены останки мамонта - зуб и кость. Тогда же ученые обнаружили вымощенную дорогу, построенную еще до строительства плотины.

Плотина, 1912 год.

№3. Что общего между Свято-Михайловским собором и одной из дач на Воложке?

Одно из самых красивых, но, увы, заброшенных, зданий на Воложке - бывшая дача фабриканта Ивана Петрова, считавшегося самым крупным производителем оружия в дореволюционном Ижевске. Подробно о нем мы писали в материале «Улица Горького: бизнес-центр дореволюционного Ижевска», раздел «Ижевские истории». Выстроена она была в начале XX века - предположительно, по проекту Ивана Чарушина, авторству которого принадлежал Свято-Михайловский собор.

После 1917 года здесь был санаторий для рабочих, а позже - пионерлагерь «Салют» для детей медработников.

Сергей Жилин, работавший в этом лагере, также приводит в своей статье «Николай Петров. Маршруты моей жизни» воспоминания внука первого хозяина дачи - Николая Ивановича Петрова:

«Пруд был очень большой - 12 верст (почти 13 км. - Прим. ред.) в длину до Воложки и в ширину тоже несколько верст. В пруду было много рыбы и дичи. Около Воложки очень красивая трехэтажная дача на горе, построенная в 1913 году, а внизу на берегу пруда дом, где жил дедушка Терно, отец тети Фисы. Он был учитель. У него в доме был большой письменный стол, на котором стоял большой глобус, кругом разные чучела птиц и зверей, которые он делал сам. Рядом с его домом была пристань с мостиками для лодок и купания, а для моторной очень хорошей лодки «Чайки» крытый домик на воде. Еще была лодка с подвесным мотором «Альбатрос». На Воложке заготавливали дрова для фабрики и дома. Эти дрова вывозили на большой барже, которую буксировал небольшой нефтяной катер «Садык». На дачу ездили по пруду на «Чайке».

Сейчас дача является памятником культуры, хоть и весьма обветшалым. Она обнесена забором, но пока нет никаких намеков на то, что ее будут реконструировать или сносить.

Как она выглядит сейчас смотрите здесь.

Дача оружейника Ивана Петрова на Воложке.

№4. Шаман предсказал, что завод и город провалятся под землю

Одна из жутковатых ижевских легенд связана со строительством плотины. Рассказывает ее, ссылаясь на краеведа Анатолия Новикова, литератор Сергей Жилин:

- Через несколько лет после начала строительства плотины случилась беда - неподалеку от шлюзов обнаружилась промоина, - пишет Жилин. - Как ни пытались засыпать ее камнем, песком и землей, она все увеличивалась. Даже глубину ее не получалось определить, так она была велика. При одной из попыток исследовать промоину погибли разведчики-добровольцы. Ижевцы были в ужасе: начинало сбываться предсказание окрестных крестьян, что завод этот когда-нибудь непременно провалится под землю и погибнет.

Краевед Анатолий Новиков так рассказывал об этом:

- Тут-то и вспомнились разговоры об убитом и тайно зарытом в плотине сыне местного служителя языческого культа. На его одежду и добрую лошадь позарились другие строители и, выбрав удобный момент, ударили молодого удмуртского парня по голове дубинкой, а тело зарыли в плотине. Искал отец своего сына, да нигде не нашел. Наконец в одном месте упал старый шаман на землю, вскинул к небу руки: «Отдайте сына, он здесь лежит - его убили и закопали!». Старик-отец просил откопать тело сына, страшными карами грозил, да его не послушали, и вот сбылось проклятие: земля разверзлась под ногами, и невинно погубленный сын шамана теперь тянет за собой других. Нужно воздать земле ее дарами - хлебом, древесным углем». В тот раз умилостивили потревоженную землю: в промоину, кроме песка и глины, бросали мешки с мукой, короба с углем, многие кидали туда свои драгоценности, люди непрестанно молились. Наконец беда отступила, народ успокоился – пока, вроде, обошлось.

Праздничные катания на лодках в Петров день.
В одной лодке могло поместиться до 20 человек.

И напоследок - еще одна легенда, но уже не жуткая, а, скорее, нелепая. Среди горожан популярен миф о том, что в Ижевском пруду якобы утонул знаменитый художник Каземир Малевич, автор работы «Черный квадрат».

Эта легенда появилась в 1980-х, и придумали ее местные художники из творческого объединения «Лодка» - Энвиль Касимов, Сергей Орлов и другие. В 1988 году в Ижевске впервые прошла художественная выставка «Да!», в рамках которой и был сконструирован миф о том, что Малевич - наш «великий» земляк и родилась идея открытия филиала могилы Малевича в Ижевске. Кстати, позже представители все той же тусовки наградили Малевича званием «Почетный удмурт».

Протест

«Марсельеза» на Ижевском пруду

29 июня 1906 года состоялся, пожалуй, самый необычный митинг за всю историю Ижевска. Группа социал-демократов после заседания решила покататься на лодках в честь Петрова дня. Есть свидетельства, что на середине пруда собралось не менее 150 лодок, причем «эсдеки» подняли красный флаг и пели «Марсельезу», чем еще больше привлекали к себе внимание прогуливающейся по берегу публики. А вот полиция не могла ничего предпринять - митингующие заранее отогнали от пристани все лодки. По окончании митинга красный флаг, поднятый над одной из лодок, свернули, и участники митинга спокойно разъехались в разные стороны пруда.

Топонимика

Почему мыс - Юровский, а дача - Соловьевская?

За 250 лет пространство вокруг пруда наполнилось огромным количеством названий. Самые известные из них - Воложка, Юровский мыс и Соловьевская дача.

По одной версии, часть левого берега пруда была названа Воложкой после того, как по ней начали волоком таскать бревна для отстройки нагорной части поселка Ижевский завод, выгоревшей при пожаре 1810 года. По другой, это слово в принципе распространено в Прикамье - так часто называли рукава и притоки Волги и Камы.

Кем были Юровские, в честь которых назван мыс на правом берегу Ижевского пруда, точно не известно: историки лишь приводят данные, что полукаменный дом, принадлежавший этой семье, стоял на перекрестке улиц Пастухова и Свердлова. Зато точно известно, что на Юровском мысу находилась дача фабриканта Адриана Евдокимова.

Евгений Шумилов приводит легенду о том, как Евдокимов «соревновался» за место на Юровском мысу с инженером Андреем Соловьевым, руководившим лабораторией на сталеделательном заводе.

«Спор двух уважаемых ижевцев должен был решить на месте полицейский пристав, - пишет Шумилов, ссылаясь на воспоминания внучки Евдокимова Марии Иосифовны. - Он заранее известил фабриканта: «Если к завтрашнему дню там будет поставлен сруб и пойдет дым из трубы, то это будет ваше место. Если нет, не обессудьте, решит жребий». Евдокимов нанял за сто рублей артель плотников и трех печников. Их неимоверными усилиями за полдня и ночь был поставлен сруб и даже затоплена печь. Приехавшим к месту Соловьеву, приставу и землемеру оставалось только подтвердить, что это действительно обитаемый дом. Инженеру пришлось строить свою дачу на противоположном берегу».

Теперь это место известно ижевчанам как Соловьевская дача. Увы, ни то, ни другое строение не сохранились до наших дней.

В следующем выпуске «Прогулок по Ижевску», посвященном Ижевскому пруду, мы расскажем о том, какие сооружения появились на берегах пруда в советское время, какая опасность грозила Ижевску во время пугачевского бунта, и почему решено было отказаться от теплохода, который мог домчать пассажиров до Воложки за 20 минут.