Что из себя будет представлять ижевское образование в 2020 году, обсудили эксперты в четверг, 5 декабря, на круглом столе в медиагруппе «Центр».
Они акцентировали внимание на самом главном - с какими проблемами сталкиваются учителя, преподаватели и работодатели сейчас, и как система образования будет выглядеть через несколько лет. Беседа прошла в рамках первого фестиваля Человека в Ижевске, стартовавшего 2 декабря.
- Развивается неформальное образование. У меня есть тому 2 примера. Раиль Ахсанович [Галиахметов], декан одного из крупнейших факультетов ИжГТУ, приводит своих студентов на встречи к специалистам, которых мы привозим, и ребята соприкасаются с передовыми знаниями. Также мы планируем открыть Центр развивающего образования для детей, где будем использовать технологии, взятые из Москвы, - высказал свое видение системы образования в 2020 году Лев Гордон, президент Международного Восточно-Европейского Университета.
По мнению председателя комиссии по дошкольному, общему и дополнительному образованию Общественной палаты Москвы Алексея Воронцова, ничего нового не появится.
- Скорее мы потеряем все хорошее, что осталось, - сказал он. - У людей появляется страх. Ждем поколения директоров, которые шаг вправо, шаг влево сделать не смогут. Вновь появятся советские школы и советские детские сады со строгими стандартами и жесткими рамками. Единственный способ – образование за рубежом.
Алексей Воронцов
Желание видеть школы и детсады приведенные к одному стандарту высказал заместитель начальника отдела кадров «Иж-Авто» Сергей Субботин.
- Потому что попытки творчески развивать каждого ребенка индивидуально и сделать что-то сверх того, что есть – ни к чему не приведут. Но, конечно, должны быть все возможности для альтернативного образования.
Система высшего образования сохранится при любом раскладе, уверен декан факультета экономики, права и гуманитарных наук ИжГТУ Раиль Галиахметов.
- Другой вопрос – останется оно таким же или изменится, - пояснил Раиль Ахсанович. - Необходимо, чтобы вузы, выдающие дипломы и выпускающие специалистов, были современными в хорошем смысле – сильными и дающими качественное образование. У нас в Удмуртии есть перспективы, чтобы к этому придти.
- Конечно, будут возникать параллельные возможности образования, - сказал директор Гуманитарного лицея Михаил Черемных. - Сначала они будут эксклюзивными, но будет проходить время, и они будут становиться все более массовыми.
Михаил Черемных
- Система образования 2020 года не изменится по сравнению с тем, что мы имеем сейчас в 2013 году, - заметил директор Альянса региональных ИТ-компаний Удмуртии Олег Вылегжанин. - Вот если родители будут объяснять детям, что образование – это процесс самосовершенствования, тогда ребенок сам будет выбирать, что ему нужно, и он получит образование при любых условиях.
- Планировать ближе, чем к 2040 году в системе образования бессмысленно, - уверен Александр Адамский, научный руководитель московского Института проблем образовательной политики «Эврика». - В 2020 году не будет ничего нового.
Проблемы образования
Специалисты в течение полутора часов спорили по вопросу – нужно ли образование в нынешней его ипостаси, как получить хорошо подготовленных специалистов и не лишить их гибкости и как должно выглядеть образование в XXI веке.
- Образование XXI века – это среда, где уживаются формальное и неформальное образование, - ответил на один из вопросов Лев Гордон.
Декан факультета экономики, права и гуманитарных наук выразил новую тенденцию, которая активно проявилась в системе высшего образования.
- Раньше мы помахали выпускникам ручкой и «до свидания», - заявил Раиль Ахсанович. – А сейчас они возвращаются, чтобы получить дополнительную квалификацию.
На одной из ярких проблем современного образования заострил внимание Сергей Субботин.
- Мы приходим после школы в вуз – нам говорят, забудьте о том, чему вас там учили. Мы приходим после вуза на работу – нам говорят, забудьте о том, чему вас там учили. Нам нужна преемственность, чтобы человек получал те знания, которые ему в дальнейшем пригодятся.
Главным итогом встречи эксперты посчитали тот факт, что они услышали друг друга. И, кто знает, может это и станет толчком для развития образования в нужном направлении.