Top.Mail.Ru
26 июля 2013 11:55
Образование

Скандал с перепроверкой ЕГЭ: в Ижевске у школьницы срезали 27 баллов из 100

Родители ижевских школьников подают жалобы в суд, пишут обращения в Минобрнауки, Рособрнадзор и прокуратуру.

архив редакции
архив редакции

В результате перепроверки стобалльных работ ЕГЭ по всей стране 30 из 86 выпускников школ Удмуртии потеряли в среднем по три-пять баллов. Однако у одной из ижевских школьниц проверяющие вычли – внимание! – двадцать семь баллов из ста за ЕГЭ по литературе. Мама девушки, Елена Белоголовкина, уже обратилась в Прокуратуру Удмуртии, Рособрнадзор, а также к министру образования и науки республики Андрею Кузнецову.

По словам Елены, результат в сто баллов был вполне закономерен, учитывая, что дочь – призер литературных олимпиад, в школе всегда имела твердую пятерку по этому предмету, а пробный ЕГЭ в марте этого года написала на 90 баллов.

- Когда дочка узнала о том, что у нее сто баллов, на сайте (официальный республиканский образовательный портал ciur.ru. - Прим. авт.), то сразу позвонила мне. Я радовалась за нее – знала, что она это заслужила, ведь она год готовилась к ЕГЭ с репетитором, всегда очень много читала, отлично писала сочинения. А 5 июля вечером ей позвонили из школы и сказали: «У тебя 73 балла».

«Она выскочила из кабинета и буквально рухнула на лестнице»

Но волнуют Елену не столько баллы – ее дочь все равно собирается поступать на платное отделение, - сколько тот кошмар, через который пришлось пройти семье.

- Члены конфликтной комиссии сидели и глумились над ней – я не могу подобрать тут другого слова, - рассказывает Елена. – Разобрали ее работу «по косточкам», высмеяли ее ошибки. Одна из членов комиссии вроде пыталась заступиться за мою дочь, говорила: «Ну, так ведь можно было написать», а остальные ей в ответ: «Да так не пишут! Ты где такое вычитала? В учебнике для подготовки к ЕГЭ? Да их пишут двоечники, зачем их читать?». А если их не устраивает качество учебников, при чем тут наши дети?

- Я сама не выдержала этого давления – разревелась, - продолжает свой рассказ Елена. - Дочь у меня десять лет занимается художественной гимнастикой, у нее знаете какой характер? Выдержанный. Она обычно на людях свои эмоции сдерживает великолепно. А тут у нее потекли слезы, она выскочила из кабинета и буквально рухнула на лестнице. Ноги и руки ватные, встать не может. Я за нее страшно испугалась. Кричу: «Вызовите «скорую»!» Председатель комиссии вышла из кабинета, встала над нами – руки в боки, - и спрашивает: «А зачем вам «скорая»?». В итоге медиков вызвали вахтерша и мама другого выпускника, тоже пришедшего на апелляцию.

Эта выпускница - не единственная пострадавшая в ходе перепроверки 100-балльников. Мы уже писали о том, что около тридцати выпускников школ Удмуртии лишились своих результатов. У кого-то вычли один-два балла, кто-то потерял десяток. Девять отличников не смирились и подали на апелляцию. Двоим вернули по одному баллу в работах по информатике и результат снова стал максимальным. У дочери Елены Белоголовкиной не получилось доказать комиссии, что она заслуживает даже одного дополнительного балла.

- В части А и Б у нее не было ни одной ошибки, - говорит Елена. – Комиссия нашла нарушения только в сочинениях и эссе – такого рода заданий в работе было пять. Оценка творческой части всегда субъективна. И тут возникает закономерный вопрос: кто и как проверял работу в первый раз, если она не заслуживает высокого балла, тем более – максимального?

Суд постановил: перепроверка стобалльников в Удмуртии законна

24 июля в Октябрьском районном суде Ижевска состоялось второе слушание по делу, связанному с ЕГЭ. Папа одной из учениц обратился в суд с требованием признать незаконным решение о перепроверке.

Владимир Тараканов настаивает: Министерством образования Удмуртии не было дано письменного приказа о перепроверке. Поэтому решение не имеет законной силы. Но суд встал на сторону чиновников, заявителю отказали во всех требованиях.

- Я искал справедливости, - рассказал после суда Владимир Михайлович. – На мой взгляд, так поступать с детьми – сначала дать им сто баллов, а потом отобрать, - нельзя. Но оспаривать решение судьи не буду.

Отец девушки признался: на положительный результат слушаний он и не надеялся. Иначе был бы создан прецедент, позволяющий оспорить перепроверку каждой стобалльной работы в нашей республике.

Другое дело, что упорство Тараканова, обратившегося в суд и до конца сражавшегося за интересы своей дочери, уже само по себе – событие неординарное. Особенно на фоне обсуждений, которые сейчас разгораются вокруг ЕГЭ в связи со скандалами этого года. И даже министр образования России Дмитрий Ливанов уже не исключает, что ЕГЭ может сильно измениться. По его словам, либо от тестовых заданий (часть А) следует отказаться вовсе, либо разделить экзамен на два уровня: в базовом варианте оставить только тестовые задания, а в продвинутом — «творческие» и «креативные»: эссе, сочинения, решение сложных задач.

Однако стобалльникам этого года, которым государство изрядно потрепало нервы внезапной перепроверкой, вряд ли интересно, как будут сдавать ЕГЭ следующие поколения выпускников. И не их вина, что именно в этом году внимание к единому госэкзамену было особенно пристальным.

Тем временем

Почему изначально работы оценили так высоко?

Официальный комментарий от Министерства образования и науки Удмуртии сайту Izhlife.ru дала начальник отдела общего и дошкольного образования Лариса Пластинина.

- Обращение от Елены Белоголовкиной на имя министра поступало, сейчас мы как раз готовим ответ на него, а все члены конфликтной комиссии уже написали объяснительные, - рассказала Лариса Витальевна. – Факты, о которых идет речь в обращении, не подтверждаются. У нас есть запись с видеокамеры, установленной в кабинете, где работала конфликтная комиссия. По ней можно судить, что действия членов комиссии не выходили за рамки инструкций. К сожалению, эти камеры не записывают звук, но видно, что члены комиссии вели себя спокойно и сдержанно. Они объясняли выпускнице, за что ей сняли баллы в тех или иных заданиях. Когда девушке стало плохо, ей вызвали «скорую», предложили воду. Насколько я знаю, Елена Белоголовкина объяснила врачу «скорой», что ее дочь с утра не завтракала. По словам врачей, скорее всего, к такой реакции организма привело нервное возбуждение.

Почему же тогда изначально, после первой проверки, результат школьницы был столь высоким? По мнению специалиста из Минобрнауки, одна из причин – творческий характер, который носят многие задания ЕГЭ по литературе.

- Каждая работа после сдачи ЕГЭ проверяется двумя экспертами, - объяснила Лариса Витальевна. – Бывает, что первый эксперт за какой-то критерий ставит ноль, второй – один балл. А компьютер при проверке обеих протоколов автоматически выбирает больший балл. А при перепроверке, когда работа была распечатана, комиссия согласилась с мнением первого эксперта. У нас нет ни одного случая, когда при перепроверке снимали бы баллы за те задания, где оба эксперта поставили одинаковые оценки. Снижали только там, где мнения экспертов разошлись, и то не во всех случаях.

В Прокуратуре Удмуртии нам также подтвердили, что жалоба от Елены Белоголовкиной на работу конфликтной комиссии действительно поступила, но пока она находится на рассмотрении. Ответ по ней должны дать в течение двух недель.