Top.Mail.Ru
3 июля 2019 17:56
Общество

Почему жители Удмуртии ополчились против строительства завода в Камбарке

Там планируют утилизировать отходы 1 и 2 класса опасности

Оксана Мымрина
Оксана Мымрина

Вот уже целый месяц жители Камбарки, да и всей республики, обсуждают строительство завода по переработке отходов первого и второго классов опасности. И если говорить более точно, то не построить заново, а перепрофилировать предприятие по утилизации химического оружия (УХО), которое было здесь прежде. Почему возмущаются жители и действительно ли новый завод станет катастрофой для экологии и здоровья жителей, разбирался IZHLIFE.

С чего все началось?

20 мая 2019 года федеральные СМИ сообщили о том, что в рамках национального проекта «Экология» в России начнут строить 220 заводов по сортировке и переработке мусора. Инициатором и заказчиком строительства выступает госкорпорация «Росатом». В число территорий, на которых собираются возводить такие предприятия, попала и Камбарка. Тем более основа для инфраструктуры уже есть — раньше тут располагался завод УХО.

Проект «Росатома» представят на общественные обсуждения в 2020 году. Новое предприятие, которое будет перерабатывать до 50 000 тонн отходов в год должно появиться к 2023 году. В него планируется инвестировать 5,1 млрд рублей.

Почему камбаряки против?

Еще в 2017 году Камбарка ликвидировала последние запасы смертельно опасного вещества – люизита. Люди признаются, что морально не готовы снова «жить на пороховой бочке». Особенно жителей страшат названные классы опасности.

Специалисты даже не называют восстановительного периода при их воздействии на окружающую среду – слишком серьезными последствиями чреват выброс подобных веществ.

Но если с химикатами часть жителей Камбарки еще готова смириться, то перспектива завоза плутония их откровенно пугает.

Завод находится в двух километрах от Камбарки и, по свидетельству местных жителей, лес вокруг завода давно пожелтел и засох  Фото: Яндекс. Карты

— Класс опасности утвержден, а что конкретно будут утилизировать – не говорят, даже на встрече этого не было, — жалуется местная жительница Анна. — Мы даже не понимаем, идет речь о переработке или захоронении. Представители нового завода отрицают, что там будут уничтожаться радиоактивные отходы, но официально ничего не было, никаких бумаг – и этот вопрос пугает.

Камбарка с трех сторон окружена водоемами: с юга ее отделяет река Кама, с востока — Буй, а на западе — река Камбарка, переходящая в Камбарский пруд. И это дополнительный повод для волнения.

— Камбарка практически испещрена болотами. А на глубине 100 метров под городом находится подземное озеро. Если построят завод по переработке опасных отходов, вещества наверняка попадут в воду, а потом отравят Каму, Волгу, Каспий… — переживает другой местный житель, пожелавший остаться анонимным.

Вообще неизвестно, насколько удастся сохранить экологическую обстановку после открытия этого предприятия. Я сама на заводе по уничтожению два года проработала. Конечно, меры безопасности колоссальные создавались, все было очень строго: начиная с медосмотров, заканчивая пропускным режимом. Но существует еще человеческий фактор. Все равно находятся люди, которые это нарушают, все равно что-то происходит, все равно бывают утечки, внештатные ситуации.
Анна, местная жительница

Завод находится в двух километрах от Камбарки. По словам жителей, там сейчас все еще происходят какие-то действия – очевидно, ликвидируют остатки реакционных масс.

— Лес вокруг завода пожелтел и засох. База — как отдельное государство: три проходных, военная территория по сути, — добавляет местный житель.

Опасности нет?

13 июня в Камбарке прошло открытое заседание, посвященное переоснащению завода. В нем приняли участие жители города, представители органов власти, Общественной палаты и компании-застройщика ФГУП «РосРАО».

На заседании камбаряки открыто высказали свое возмущение. В ответ компания-застройщик заявила, что радиоактивные отходы в Камбарке перерабатываться не будут. При этом, первый заместитель директора «РосРАО» Максим Корольков пояснил, что конкретики, которой требуют жители, на данный момент мало по одной простой причине: проект еще только начали разрабатывать. Сейчас определяется, какие именно виды отходов будет экономически целесообразно направлять в Камбарку. Также он отметил, что все поступающие на объект отходы будет проходить обязательный контроль, и информация о нем будет предоставляться в онлайн-режиме.

— Если будет выявлена партия отходов с повышенным фоном, то она будет идти по другому пути, тому, который установлен для других вещей.

Необходимость перепрофилирования завода застройщик объяснил следующим: на предприятии уже создана инфраструктура, обеспечивающая безопасность персонала и населения. Намного опаснее, по мнению авторов проекта, когда отработанные аккумуляторы, источники тока и ртутные лампы попадают на полигоны твердых бытовых отходов, как это происходит сейчас. Гораздо более разумно утилизировать их с соблюдением всех норм безопасности. Кроме того, эксперты пообещали в дальнейшем обязательно ознакомить жителей с проектной документацией и мерами предотвращения рисков на предприятии.

Также на заседании выступил главный врач Центра гигиены и эпидемиологии федерального медико-биологического агентства Алексей Карманов. Он подчеркнул, что за все время работы завода УХО не было зафиксировано ни одного случая превышения уровня концентрации опасных веществ.

«Мы переживаем за детей и внуков»

Общественные слушания не смогли успокоить жителей Камбарки: не на все свои вопросы они получили ответы. 22 июня в городе прошел митинг против строительства завода. Сначала его планировали провести на Центральной площади, но власти подлили масла в огонь и перенесли мероприятие на стадион «Юность»на окраину Камбарки, по соседству с кладбищем.

Главным требованием участников митинга был перенос завода на территорию вдали от населения. Камбаряки высказали сомнения в том, что должные меры безопасности будут обеспечены. Также их волновал вопрос внесения ясности в планы строительства и выплаты местным жителям компенсаций.

— У нас до этого была тысяча вагонов люизита, мы его перерабатывали 14 лет, — говорит местный житель Евгений. — Я имею ввиду и уничтожение последствий. Сегодня нам предлагают 50 тысяч тонн в год, то есть, три вагона в день. Я сам работал на заводе УХО. Сама технология и, что собой представляет предприятие, мне знакомо. Предприятие уже стоит, но что оно будет выпускать? Мягкие игрушки или перерабатывать отходы — зависит от нас. Если сегодня промолчим, то город превратится в клоаку.

Мы переживаем за своих детей, внуков. Надо бороться все равно что-то делать, нам хватило одного химзавода. Много видела знакомых здесь. Пришло бы больше народа, все держатся за рабочие места.
Ирина, пенсионерка

Кстати, в сети неоднократно появлялись сообщения, что руководители организаций запрещали своим сотрудником посещать митинг под угрозой увольнения.

В митинге участвовали не только жители Камбарки. Приехали депутаты и представители общественности из Сарапула, Нефтекамска и Чайковского, активно выступали политические партии.

По итогам митинга была принята резолюция, в которой предлагалось организовать в Удмуртии референдум по поводу размещения предприятия по переработке отходов 1-2 классов опасности. 

«Этот завод дал бы мне работу»

Несмотря на общие настроения, есть и те, кто поддерживает перепрофилирование завода. Правда, они пожелали остаться анонимными.

— Я долго работал на заводе УХО, и никаких вредных воздействий не ощутил, — рассказал один из сотрудников предприятия. — Я не против строительства завода, хотя жителям Камбарки и стоило бы дать какие-то бонусы за это. Например, сделать бесплатным проезд через мост или улучшить инфраструктуру района.

— Папа работал на заводе УХО, —пояснила еще одна девушка. — Я сама эколог, закончила УдГУ. Вы понимаете, насколько на заводе все было просчитано и защищено? Ничего там и никуда не сливалось. Там химоружие было кожно-нарывного действия. Что бы было, если бы что-то в реку утекло или в воздух попало? Люди несут бред! Я градусник ртутный в детстве разбила — родителям пришлось МЧС вызывать, потому что пары ртути опасны. А аккумуляторы от машины не разрешают никуда сдавать. Они который год копятся у нас в гараже. А краски, а растворители? Вот это как раз и есть 1-2 класс опасности. Представляете на заводах их сколько копится. А радиоактивные отходы — это совсем другой список! И по поводу попадания в воду. На таких предприятиях обычно замкнутый цикл обращения воды. Не сливается вода в реку. Я за уничтожение. Я без работы сижу. В Ижевске не смогла остаться. А на таких предприятиях всегда есть работа для экологов.

Позиция властей

Глава Камбарского района Александр Поддубский пока осторожен в суждениях.

Все вместе мы будем решать, будет здесь этот завод или нет. Но я за то, что, если даже он здесь будет, он должен быть на высоком уровне, чтобы потом не было стыдно, что мы здесь с вами собирались.
Александр Поддубский, глава Камбарского района

Власти говорят, что благодаря заводу в городе появятся новые рабочие места, тем более с работой дела обстоят не очень хорошо. По информации Государственной службы занятости Удмуртии, в 2017 году уровень безработицы в Камбарке составил уровень 4,4% против 1,11% по республике. Сейчас люди в основном работают в административных органах или на заводах. Остальные ездят на вахты.

27 июня проблему прокомментировал глава Удмуртии Александр Бречалов в прямом эфире радио «Комсомольская правда»-Ижевск (107.6 FM) (12+). Он отметил, что переработка отходов — опасный процесс, и должна находиться под контролем, в том числе и общественности. Тем не менее, химическое оружие, которое перерабатывали в Камбарке раньше, было намного опаснее.

Мы понимаем, что вопросы и переживания людей справедливы. И стараемся максимально открыто общаться. Во-первых, и это главное, в Камбарке и Кизнере была реализована программа по уничтожению химического оружия. И в тот период было проведено 74 тысячи тестов. Постоянно проверяли воздух, воду, почву и так далее. Все тесты показали нормальные результаты.
Александр Бречалов, глава Удмуртии

Кроме того, Бречалов официально опроверг слухи об уменьшении рождаемости и увеличении количества онкологических заболеваний, а также о том, что отходы в Камбарку будут свозить со всей Европы.

Строительство с оговорками

Кстати, республиканский Роспотребнадзор напоминает: реализация проекта будет возможна только после проведения государственной экологической экспертизы для которой нужна проектная документация, которой сейчас еще нет.

Во время экспертизы проверят: нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, касающиеся выбросов и сбросов, образования отходов и лимиты на их размещение, изъятия компонентов природной среды, антропогенной нагрузки на окружающую среду и т.д. 

Если экспертиза выдаст отрицательно заключение, строить объект не будут.

Также в Росприроднадзоре отметили, что жалоб на завод по уничтожению химического оружия с 2018 года не поступало

Под контроль ситуацию взяла и Общественная палата Удмуртии. Даже создали рабочую группу вместе с активистами.  

— Конкретные комментарии от «РосРАО» мы пока не получали. Если говорить в теории, то завод безопаснее, чем полигон. Переработка любых отходов просто необходима. Обычный полигон имеет зону безопасности 2-3 км вокруг. Если завозить туда еще и опасные отходы, зона негативного воздействия будет больше. Мы относимся к строительству завода с пониманием. Самое главное, чтобы на нем не сжигали отходы и соблюдали все технологические процессы. Со многими оговорками, но мы не возражаем против строительства завода и будем следить за ситуацией, — прокомментировал Андрей Безухов, один из активистов «Зеленого паровоза» и член Общественной палаты Удмуртии.

«Температура настолько высокая, что все разлагается до углекислого газа»

О том, что делать какие-либо конкретные выводы пока рано, подтвердил доктор технических наук, профессор Виталий Исаков — заведующий кафедрой Кафедра «Водоснабжение и водоподготовка» ИжГТУ.

Нет никакой документации по тому, что они собираются там строить. С точки зрения обычного сжигания отходов особых проблем не будет – печи остались еще от люизита, температура в них так высока, что все разлагается до углекислого газа. Но об оборудовании и методах пока можно только гадать. В принципе заводы по отходам, если они правильно спроектированы, работают без особого воздействия на окружающую среду. Если это просто бытовые отходы. Если батарейки и градусники, то там уже сложнее. Но пока нет техпроцесса, никакой документации, даже тендер, насколько знаю, не объявлен по проектированию, так о чем можно говорить?
Виталий Исаков, доктор технических наук, заведующий кафедрой «Водоснабжение и водоподготовка» ИжГТУ

- Одним словом, если на заводе собираются утилизировать бытовые отходы, то ничего страшного не будет, будут только рабочие места для Камбарки. Если батарейки и градусники, то там уже сложнее. Но пока нет техпроцесса, пока никакой документации, даже тендер, насколько знаю, не объявлен по проектированию, - отметил Виталий Исаков

А как в других регионах?

На самом деле, случай с Камбаркой не единичный. В постановлении правительства России упоминается еще три завода по уничтожению химоружия, которые собираются перепрофилировать. Это комплексы в поселке Горный Саратовской области, Щучье Курганской области и Марадыковский Кировской области. И народные волнения сейчас везде одинаковы – об этом появляется много информации в соцсетях и местных СМИ. Митинги уже готовятся в Саратове и Кирове, и слухи о ядерном оружии и отходах из Европы везде блуждают похожие.

Также ситуацией крайне обеспокоены соседи Камбарки. Так, жители Башкирии опасаются, что новый объект может повлиять на экологическую ситуацию в Нефтекамске, который находится всего в 20 км. Там также готовится митинг.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Завод по уничтожению химоружия в Камбарке перепрофилируют под опасные отходы

Фотофакт: митинг против строительства комплекса по утилизации отходов прошел в Камбарке

Радиоактивные отходы на заводе в Камбарке перерабатываться не будут

Премьер Удмуртии о заводе в Камбарке: все экологические требования будут соблюдены

Глава Удмуртии о заводе в Камбарке: Это в 1000 раз менее опасно, чем уничтожение химоружия