«Александр Волков считал своим долгом вернуть верующим то, что отняла прежняя власть»
Митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин
Наверное, нет более яркого символа духовного возрождения нации, чем вновь сияющие золотом куполов храмы. В Ижевске таким символом стал воскресший Свято-Михайловский собор, восстановленный десять лет назад буквально всем миром. Но столь масштабный проект вряд ли бы оказался республике по плечу, если бы не инициатива и активность Александра Волкова, для которого возвращение храмов верующим стало делом принципа. Бок о бок с ним этот путь прошел священнослужитель Виктор Костенков, ныне митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин.
Первой ласточкой стал храм Георгия Победоносца в Глазове
А началось все с небольшого деревянного храма в местечке Каменное-Заделье Балезинского района, единственного на севере Удмуртии, который пережил годы советской власти. Много лет назад тут добывали камень для изготовления мельничных жерновов, и однажды здешним работникам явился старец Трифон Вятский, местночтимый святой Вятской и Пермской епархий. Здесь же из-под земли забил родник с целебной водой, а в 1912 году местные купцы выстроили возле источника деревянный храм.
– Во второй половине восьмидесятых я служил настоятелем храма преподобного Трифона, – вспоминает митрополит Викторин. – Сюда, в наш окруженный лесами храм на берегу Чепцы, приезжали многие верующие из Глазова, Балезино, Кирова, Перми. Дорога к храму пролегала через болота, и если зимой по ней еще можно было проехать, то летом приходилось идти пешком от Балезино двадцать пять километров. Но поток верующих не иссякал.
Храм святого Трифона Вятского в Балезинском районе Удмуртии стал местом первой встречи будущего Митрополита и будущего главы Удмуртии
В 1987 году председателем Глазовского горисполкома стал Александр Волков. Новый глава города заинтересовался храмом святого Трифона, куда так активно ездили глазовчане. Он лично приехал к настоятелю, чтобы познакомиться с ним.
– Я показал ему храм и святой источник, он поставил свечи перед иконами, и видно было, что Александр Александрович по-настоящему проникся этой атмосферой, – рассказывает архиерей. – Но он обратился ко мне с просьбой временно оставить попытки добиться того, чтобы в Глазове верующим вернули хотя бы один храм. Не знаю, с чем именно это было связано, возможно, с политической ситуацией, сложившейся на тот момент. В ответ же Александр Александрович пообещал помочь верующим Глазова с транспортом. И слово свое сдержал: с того дня, когда бы они ни обратились в местный автопарк, им всегда бесплатно выделяли автобусы, на которых они могли добраться до нашего храма.
Президент Удмуртии Александр Волков и Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай с патриархом Московским и Всея Руси Алексием II
– Ну а чуть позже пришло время и для более весомой помощи – Александр Волков выделил нам участок земли на окраине Глазова, в районе с названием Сыга, для строительства храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца, – продолжает митрополит Викторин. – Возводили мы его всем миром, и Александр Александрович иногда приезжал и следил за тем, как мы делаем фундамент, какие материалы используем, не как глава горисполкома, а как строитель.
В 1989 году работа была окончена. Храм Георгия Победоносца стал первым культовым сооружением в новейшей истории Удмуртии, выстроенным с нуля, и можно сказать, что именно с него началось возрождение православной веры в нашей республике.
Виктор Костенков, будущий Митрополит Ижевский и Удмуртский, и Александр Волков на строительстве Свято-Михайловского собора
«Стыдно ездить мимо разрушенных храмов»
В начале девяностых, когда Александр Волков уже был председателем Совета министров республики, он помог возродить собор Александра Невского в Ижевске – уникальный памятник архитектуры первой половины XIX века, в котором долгое время располагался кинотеатр.
Александр Волков помог возродить собор Александра Невского в Ижевске – уникальный памятник архитектуры первой половины XIX века
– Поначалу мы с прихожанами восстанавливали этот храм своими силами, буквально шаг за шагом, – рассказывает митрополит Викторин. – Но затем, когда пришло время более масштабных работ, таких, например, как установка купола и шпиля на колокольню, нам все-таки пришлось обратиться за помощью к правительству. Хотелось посмотреть, как они отреагируют на нашу просьбу и каким будет первый за много десятков лет опыт взаимодействия власти и Церкви.
Надежды верующих оправдались: Александр Волков не только согласился помочь им, но еще привлек к этому муниципальные власти. Нагрузку по восстановлению храма разделили: город взял на себя установку ограды и благоустройство территории, а республика отвечала за завершение строительства.
– Александр Александрович, будучи уже главой Удмуртии, подчеркивал: «Власть немало забрала у Церкви, и мой долг – вернуть утраченное и восстановить то, что было уничтожено, ведь сейчас я у власти», – вспоминает митрополит Викторин. – Вот такое у него было кредо. Он говорил: «Надо восстановить храм в Чутыре, а то стыдно ездить в Глазов и видеть каждый раз разрушенную, поруганную церковь. Нужно восстановить храмы вдоль Камы – шесть великолепных старинных сооружений, которые видят не только местные жители, но и все, кто плывет мимо них по реке».
Время Волкова было временем возрождения, созидания
Но главное – Александр Волков находил на это средства. На бюджетные деньги храмы не восстанавливают, однако рядом с Александром Александровичем всегда были люди – бизнесмены, владельцы и руководители крупных предприятий, – которые готовы были его поддержать.
– Безусловно, находились и те, кто критиковал Александра Волкова за такие инициативы, особенно когда заговорили о строительстве храма Архангела Михаила, – говорит митрополит Викторин. – Были те, кто воспринял идею возрождения Свято-Михайловского собора в штыки. Когда была озвучена примерная сумма проекта – 380 миллионов рублей, – пошли разговоры о том, что на эти деньги можно построить три жилых многоэтажки. Помню, Александра Александровича это очень задело. Потому что он и так уделял огромное внимание таким направлениям, как строительство жилья, школ и больниц, программе льготной ипотеки для молодых семей, возрождению села. Но при этом он понимал, что республике нужны и знаковые проекты вроде цирка, зоопарка и собора. Это то наследие, которое мы должны оставить следующим поколениям.
«Александр Волков считал своим долгом вернуть верующим то, что отняла прежняя власть»
Эпоха созидания
– Что изменилось после того как Александра Волкова не стало? Наверное, мы изменились, – говорит архиерей. – Мы стали по-другому к нему относиться, и многие, очень многие из тех, кто критиковали его при жизни, признают теперь, что были не правы. Время Волкова было временем возрождения, созидания. Я никогда не забуду слова ныне покойного владыки Николая, моего предшественника, которыми он однажды поздравил президента республики с днем рождения. Он сказал: «Мы должны быть счастливы, Александр Александрович, что живем в такое время, когда мы не разрушаем, а строим». И я действительно счастлив, что большую часть своей жизни, отданной на благо Церкви, я прожил в эпоху созидания. Сейчас же время новых задач, не менее сложных и важных. И мне отрадно слышать, что нынешний глава республики Александр Бречалов вспоминает Александра Александровича добрым словом и дает положительную оценку его работе.