Top.Mail.Ru
9 июня 2013 13:08
Знай наших!

Лучшая рыба - это колбаса: как ракетостроитель стал производить ижевскую колбасу

Ивана Волкова трудно застать в рабочем кабинете. Он то на производстве, то на складе, то встречается с поставщиками и партнерами… «Руководитель - это двигатель бизнеса. Вот я и двигаю вместе с командой», - смеется он
Ивана Волкова трудно застать в рабочем кабинете. Он то на производстве, то на складе, то встречается с поставщиками и партнерами… «Руководитель - это двигатель бизнеса. Вот я и двигаю вместе с командой», - смеется он

Досье

Иван Волков, 49 лет

Генеральный директор мясоперерабатывающего комбината «Овен».

Окончил Ижевский механический институт по специальности «Аппаратостроение». После окончания вуза шесть лет - с 1986 года по 1992-й - проработал старшим мастером на Воткинском машиностроительном заводе.

С 1993 года - предприниматель. Начинал с продажи тканей, канцтоваров. Увлечение - охота. Владеет охотничьим хозяйством в Красногорском районе.

Женат, имеет двух взрослых дочерей.

Оказавшись на территории мясокомбината «Овен», понимаю, кому на Руси уж точно жить хорошо. Сразу четыре собаки на проходной четко исполнили свои служебные обязанности дружно облаяли меня и фотографа. Еще бы, если б охранники на четырех лапах этого не сделали, замена им нашлась бы быстро. На улице бегает много желающих получать на завтрак, обед и ужин мясную косточку…

А всего три года назад здесь было тихо: не лаяли собаки, не шумело оборудование в производственных цехах. С 2007 по 2010 год мясокомбинат «Овен» не работал. Вторую жизнь обанкротившемуся предприятию дал бывший ракетостроитель Иван Волков. Уволившись с Воткинского машзавода («как и многим в те годы, захотелось попробовать свои силы, открыть свое дело»), в 1994 году он занялся оптовой торговлей мясом, чуть позже открыл собственный убойный цех. Три года назад решил взять в аренду помещение для разделки мяса. Свободные квадратные метры нашлись на территории закрытого МПК «Овен». Но собственник предложил нашему герою не мелочиться: арендовать все производственные площади и «делать, душа пожелает». Не привыкший делать что-то наполовину, Иван Волков взял в свои руки весь мясокомбинат. Так 2010 году в магазинах Удмуртии вновь появилась продукция торговой марки «Овен».

«Специалистов переманиваем, как футболистов»

- «Ты с головой дружишь? На этом рынке такая конкуренция, пробиться будет очень сложно», - говорили мне друзья, когда узнавали, что я решил заняться производством колбасы, - с улыбкой вспоминает Иван Волков. - Но я все же рискнул, потому что был уверен, что качественная продукция, сделанная с душой, всегда найдет своего покупателя. Шампанское пока пить рано, хотя мы производим уже около ста наименований продукции, да и некогда - работаю по 12 часов в сутки.

Человеческая память избирательна: мы отлично помним все плохое, но быстро забываем хорошее. В этом я убедился, решив выкупить бренд «Овен». Думал, колбасу со знакомым названием будут раскупать быстрее, а вышло наоборот. Продукция комбината под руководством прежних хозяев под конец оставляла желать лучшего, и покупатели это запомнили. Пришлось доказывать, что новая колбаса торговой марки «Овен» другая. Сейчас все те, кто пробует, к примеру, наш «Сервелат», говорят: «О, как в Советском Союзе за 4,20». Но чтобы заслужить такую похвалу, пришлось потрудиться.

Труднее всего было поднять предприятие с колен. Нужно было докупить часть оборудования, а главное, набрать команду. Признаюсь, некоторых специалистов мы переманивали, как футболистов. На все это требовались деньги, и немалые. За помощью обратился в Сбербанк. На тот момент я уже являлся его давним клиентом, поэтому сомнений, где брать деньги в долг, у меня не было. Знал, что в Сбербанке надежно, оперативно и процентные ставки приемлемые.

«Колбасу конкурентов покупаю регулярно»

Программы вроде «Среды обитания» у многих напрочь отбили аппетит ко многим продуктам, в том числе и к колбасе. Каких только ужастиков не показывают по телевизору! От такой колбасы даже кошки нос воротят - именно они считаются мерилом качества.

- На мясоперерабатывающих предприятиях Удмуртии такого безобразия нет, - успокаивает Иван Волков. - Кто был у нас на производстве, удивляются чистоте и порядку. Качество продукта рождается не только в руках технолога, это комплексный подход, поэтому у нас все на высшем уровне. Кстати, кошки нашу колбасу едят с удовольствием. Хотя некоторые их хозяева поначалу скептически к ней относятся («у меня кошка породистая, есть колбасу не станет»), но потом приходят и покупают еще: для себя и для Мурки. Я и моя семья тоже едим собственную продукцию, хотя и колбасу конкурентов покупаем регулярно. Нужно знать, что они производят и стремиться сделать лучше.

У нас семейный подряд: жена и младшая дочь работают со мной. С одной стороны это хорошо - они всегда рядом, иначе с моим напряженным графиком практически не виделись бы, с другой - не очень: обсуждение производственных вопросов продолжается в машине, дома. Старшая дочь окончила ИжГТУ по специальности «Прикладная математика» и сейчас учится в аспирантуре.

Почему на моем рабочем столе нет компьютера? Потому что я человек действия. Предпочитаю все контролировать лично, чтобы быть на сто процентов уверенным, что все делается правильно. Поэтому и в кабинете практически не бываю, то на производстве, то на складе, то встречаюсь с поставщиками и партнерами… Считаю, что руководитель - это двигатель бизнеса, лидер команды, вот и двигаю, вместе с командой (смеется). Зато бухгалтерия полностью компьютеризирована: пользуемся системой Сбербанк Бизнес он-лайн. Это очень удобно: никуда не нужно ездить (что для нас особенно важно - комбинат расположен на окраине Ижевска), платежи, управление счетами - все делается, не выходя из офиса. Кстати, зарплату наши работники получают на карты Сбербанка, что также снижает нагрузку на бухгалтерию.

«Без работы не останусь»

«Зачем я во все это ввязался?» - признаюсь, были моменты, когда я задавал себе такой вопрос. Было неимоверно тяжело доказать, что бренд «Овен» изменился, что пришли другие люди с совершенно иными подходами, целями и результатами. Приходилось по крупицам строить новый имидж, не имея права на ошибку. Сейчас нам, напротив, не хватает рабочих рук. Лето - шашлычный сезон, у нас пик продаж.

Моя отдушина - охота. Это лучший способ побыть наедине с самим собой, отключиться от всех и вся. К сожалению, охочусь редко. Нынче был лишь раз. Всегда хожу на охоту один, даже на медведя. Однажды была отличная возможность, уже прицелился, но вовремя заметил, что следом за медведицей бегут три медвежонка. Такое зрелище дорогого стоит… Охотничье хозяйство - это отдушина, а не выгодный бизнес. А вот мясокомбинат - это бизнес, и я стремлюсь, чтобы он стал прибыльным.

Бизнес нельзя сравнивать с охотой. Охота - это отдых, азарт. На охоте результат зависит только от меня одного: от моего самообладания, терпения, опыта. Ну, и, конечно, от погоды и воли случая. А бизнес - это работа целой команды. Какой получится колбаса, купят ли ее, зависит от множества людей. Поэтому даже если ты многое знаешь, умеешь, но у тебя нет профессиональной команды, ты никто.

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Эти слова обо мне. Планы у меня наполеоновские: хочу, чтобы наше небольшое предприятие, в котором трудится около 70 человек, выросло в крупную федеральную компанию. А это значит, что работать по 12 часов в сутки придется еще не один год. Но это меня не печалит, а радует. Можно не переживать: без работы не останусь.

Прямая речь

В детстве дома всегда была колбаса. Мне повезло - моя мама всю жизнь руководила продуктовыми магазинами Ижевска. Поэтому, что такое дефицит, я не знал. С этим явлением столкнулся уже только в конце 80-х - начале 90-х годов. Мы с семьей тогда жили в Воткинске, и жена с двумя маленькими детьми выстаивала длиннющие очереди, в том числе за колбасой…

Я запомнил с детства вкус настоящей советской колбасы и стремлюсь к тому, чтобы этот вкус остался в жизни наших покупателей благодаря продукции, которую делает мое предприятие.