Top.Mail.Ru
23 февраля 2012 21:49
Образование

Кто расскажет ижевским детям о Боге?

С 1 сентября во всех школах России появится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Сейчас в ижевских школах проходят собрания, где родители выбирают, какую именно религию будут изучать их дети.

К. Ившин
К. Ившин

С 1 сентября во всех школах России появится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Сейчас в ижевских школах проходят собрания, где родители выбирают, какую именно религию будут изучать их дети. Вокруг нового предмета уже давно разгораются нешуточные споры. Одни его полностью поддерживают, другие относятся скептически, третьи - чуть ли не с ненавистью.

Мы выбираем, нам выбирают

Новый предмет будут преподавать в 4-м классе. Отведено на него 34 часа - по одному уроку в неделю в течение всего учебного года. Школьники (а точнее, их родители) должны выбрать один из шести модулей: «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», основы православной, исламской, буддийской или иудейской культуры.

Эксперимент по изучению нового предмета стартовал в 2010 году. В нем приняли участие около двадцати регионов, в том числе и Удмуртия. Тогда большинство родителей выбрали для своих чад религиозно нейтральную «Светскую этику» (42%), на втором месте по популярности оказалось православие (30%), затем - «Основы мировых религиозных культур» (18%), ислам (9%), буддизм (1%) и иудаизм (1%). Статистики на следующий учебный год пока нет, но отдельные школы свой выбор уже сделали. Например, в школе № 93 родители почти единогласно выбрали «Основы мировых религиозных культур». И только один ребенок из всей параллели в этой школе будет изучать православие. В школе № 16, где собрания еще не было, нас заверили, что картина, вероятно, сложится аналогичная.

Такая солидарность удобна и чиновникам и учителям. Ведь чем больше модулей выберут в рамках одной параллели, тем больше проблем с перекраиванием расписания. Встает вопрос: делают ли родители осознанный выбор или просто следуют ненавязчивым рекомендациям педагогов?

При этом все представители школ, с которыми мы общались, считают именно модуль «Основы религиозных культур» наиболее оптимальным для детей.

- Учеников предмет очень увлек. Мы не ставили по нему оценки, - рассказывает Ольга Ведерникова, замдиректора по учебно-воспитательной работе школы № 93, преподававшая предмет в рамках эксперимента. - Тем не менее, дети активны на уроках: готовят презентации, выполняют творческие задания, спорят. Этот курс - не просто описание основных мировых религий. Мы рассказываем детям о том, что такое семья, дружба, взаимопонимание. При этом все религии изучаются на одинаковом уровне. Вот пример: у каждой религии есть свои законы, в православии они называются заповедями, в других религиях - по-другому. Мы сравниваем их - а есть ли между ними различия? Оказывается, нет. Все они одинаково учат любить семью, уважать родителей, ценить жизнь. Лично мне этот предмет нравится, да и родители относятся к нему вполне лояльно.

Учителя или священники?

Открытым пока остается вопрос, кто же все-таки будет преподавать новый предмет: учителя или священнослужители. Дискуссии на эту тему ведутся давно, и глава минобрнауки Андрей Фурсенко неоднократно заявлял, что «священников в школе не будет». Однако ситуация резко изменилась: Владимир Путин на встрече с религиозными лидерами 13 февраля отметил, что преподавать такого рода дисциплины должны «хорошо подготовленные люди - это либо теологи, либо священники». Представители Русской православной церкви считают, что их участие в процедуре отбора учителей для ведения «Основ православной культуры» обязательно. Пока же всех педагогов, которым предстоит вести новый предмет, отправят на курсы повышения квалификации - с февраля по август этого года.

Кто расскажет ижевским детям о Боге?
Учебник по новому предмету хорошо иллюстрирован.

Мнения

Анна Лучихина, замдиректора школы № 71, учитель начальных классов, сейчас на пенсии:

- Я не против этого предмета. Если он нравится детям, если расширяет их кругозор - пожалуйста. Я против того, чтобы это вводилось быстро, наскоком. Кто-то наверху это придумал, а на местах - раз! - взяли под козырек и быстренько все внедрили. А учителям расхлебывать эту кашу. Для того, чтобы такой неоднозначный, сложный предмет преподавать детям, нужна подготовка. Не месяцы, а год, два, три переподготовки! Перекреститься - не проблема, проблема - рассказать о религии детям так, чтобы было интересно, грамотно, чтобы это не было назиданием. Но делать это должны именно учителя, а не священники. И еще вопрос: а если дети выберут разные модули, кто-то православие, а кто-то - буддизм? Не будет ли это тем фактором, который разъединит школьников, лишним поводом подразнить одноклассника, обидеть его?..

 

Ольга Пишкова, эксперт в области защиты прав ребенка, член совета ижевской городской общественной организации «Центр социальных и образовательных инициатив»:

- Считаю, что преподавать любой предмет в школе должны только учителя со специальным педагогическим образованием. Для преподавания основ религиозных культур и светской этики нужна специальная подготовка, расширение кругозора, другой уровень образования. И если вводится новый предмет, должны появляться новые подготовленные учителя-предметники. Сегодня вообще не нужно было вводить этот предмет в школе в качестве обязательного. Можно было бы расширить курс истории, введя туда изучение истории религий. Подобные нововведения до принятия решения органами власти должны широко обсуждаться не только экспертами, но и разными заинтересованными людьми, общественными институтами.

 

 

Егор Харин, доцент, кандидат исторических наук, священник:

- «Основы мировых религиозных культур» - это химера. Когда этот предмет был еще только в стадии проекта, он, безусловно, мыслился как религиоведческий и культурологический, который могли бы преподавать в светских школах. Однако в первую очередь он задумывался как важный компонент не столько образования, сколько воспитания человека. Не обязательно христианина, а именно человека. Он должен был воспитывать на духовных, нравственных ценностях. Быть духовным человеком - это ведь не просто верить в дружбу, уметь любить и уважать окружающих. Это борьба со страстями, навык самоконтроля, стремление к совершенству. И все это нужно прививать с самых ранних лет. Вот такая была цель. А то, что получилось в результате, этой цели не соответствует. Новый курс стал дополнительной образовательной нагрузкой. Ребенку просто даются знания об истории религий, религиозных праздниках, священных книгах, обрядах. Так ли это важно?

Другое дело, что многие преподаватели этого курса - верующие, придерживающиеся взглядов определенной конфессии, не обязательно православия. И они применяют свой личный опыт, религиозный и духовный. В этом отношении новый предмет - благо, потому что у преподавателя есть возможность воспитывать. Поэтому важно, чтобы Церковь наравне с государством участвовала в отборе преподавателей для школ. Конечно, главным критерием выбора будет не вера. Верить или нет - это личное дело каждого. Мы не можем выдать лицензию учителю в зависимости от глубины его веры, но проверить его знания и то, как он будет рассказывать о вере, - можем. И благо, что у Церкви и государства наконец появилось общее поле деятельности, потому что до введения этого предмета минобразования категорически не шло ни на какое общение с Церковью.

Конечно, у меня пока больше вопросов, чем ответов. И прежде всего к тем, кто воплощает этот курс, - к чиновникам от образования. Где критерии оценки работы учителей? Как отследить, принес этот курс пользу или нет? Это отложенный результат, который будет виден только лет через двадцать.

Мнения школьников

Если не знаешь религию той страны, куда едешь, могут побить или даже расстрелять...

5 «Д» класс школы № 93 (изучали «Основы мировых религиозных культур» в прошлом учебном году):

Кто расскажет ижевским детям о Боге?

Леша: На этом уроке было интересно. Девочки готовили блюда, которые едят те или иные народы, например, чак-чак. Думаю, что в каких-то случаях он пригодится, а в каких-то нет. Например, ты захочешь куда-то поехать, но не знаешь религию той страны, и тогда тебя там могут побить или даже расстрелять.

Егор: Мне не нравится этот урок. Я думаю, это не пригодится никогда. Лучше бы у нас был вместо него урок военной подготовки или физкультуры.

Настя: Этот урок помогает выбрать религию, в которую ты хочешь верить. Помогает лучше узнать другой народ и понять его.

Люда: Мне кажется, этот урок очень познавательный, потому что в одном классе с нами могут учиться люди разных верований, и мы учимся их уважать и понимать.

Настя: А я узнала, что, хотя каждый народ своего бога назвал по-своему, но они все равно поклоняются одному богу.

Настя: Я узнала, какую одежду носят разные люди, какие праздники они отмечают.

Илья: Этот урок мне понравился, потому что мы ездили на экскурсии в храмы, в мечеть.

Интернет-дискуссия

Fink:

Сын учится во 2-м классе. Если будет такой предмет, обязательно запишу своего ребенка. Считаю, что Россия испокон веков православное государство. И ничего плохого нет в том, если кто-то об этом расскажет и донесет до ребенка с учетом педагогики. Намного больший вред вижу в современном ТВ, по которому не определившиеся души потребляют всякий бред (в лучшем случае)... Ничего плохого православие в себе не несет. Если кто-то считает, что под данным предлогом будут давать основы радикального исламизма - уверен, глубоко ошибается... Кто хочет черпнуть крайностей, найдет это и без официальной подачи. Верующий православный подросток или не верующий, не определившийся молодой человек. Где здесь больше рисков на будущее?

атеист:

Вот зачем детям это нужно? 4-й класс! Ладно бы еще старшеклассники были. А таким малолеткам с остальными бы предметами справиться.

oksi7:

Чтобы давать такие знания, надо быть в «теме» не только предмета, но и детской психологии и вопросов учебного процесса. Помню эксперимент в 80-90-е: ввели новый предмет «Этика семейной жизни». И ничего, что нам его преподавала учитель физики - главное требование было, чтоб у учителя была полная семья. Вот она краснела и бледнела, на уроке пытаясь до нас донести... А чего донести, до сих пор непонятно... Нет, конечно, надо детям давать основы этого, но подготовьте сначала людей, а не ставьте эксперименты на детях!