Top.Mail.Ru
4 августа 2011 10:49
Образование

Что делать ижевским родителям, чтобы учеба для ребенка не превратилась в наказание

Сами дети, чаще всего, с радостью идут в первый класс. И ждут 1 сентября, как праздника.

К. Ившин. Ижевчанка Ольга, мама будущей первоклашки Леры: «Дочка школы не боится»
К. Ившин. Ижевчанка Ольга, мама будущей первоклашки Леры: «Дочка школы не боится»

Сами дети, чаще всего, с радостью идут в первый класс. И ждут 1 сентября, как праздника.

- На позитив их настраивают родители, которые рассказывают, как сами пошли в первый класс, покупают яркие учебные принадлежности. Но случается и так, что ребенка готовили к школе слишком усердно. В итоге он «перегорел» и никуда уже не хочет, - говорит семейный психолог Ирина Аржникова.

Разберем три реальных случая, с которыми столкнулись родители. 

«Буду ходить только на рисование!» 

- Евгения должна идти в первый класс. Мы ходили на подготовительные курсы, были проблемы со счетом и чтением. Преодолели, но недавно Женя заявила, что будет ходить в школу только на уроки рисования и лепки, а на остальные просто не хочет. Потому что на рисовании ее хвалят, а на остальных уроках приходится выполнять домашнее задание, за которое мы очень строго спрашиваем. 

- Довольно распространенная проблема. Родители дают большие нагрузки, и чадо устает. У Жени сформировался образ школы, где ничего нельзя. А если сделал что-то неправильно, родители будут ругать, останешься без сладкого и мультиков. Такие дети просто боятся выполнять задания. Часто родители предъявляют ребенку завышенные требования, которые он выполнить просто не в состоянии. К примеру, грязь и «корявые» линии в прописях первоклашек педагоги считают нормой, но мама и папа за это ругают.

Что делать?

- Попробуйте за месяц до школы, он еще есть, хорошенько отдохнуть вместе с ребенком. Идите в зоопарк, вместе считайте обитателей. Гуляйте по набережной и считайте скамейки, ступеньки - все, что попадется на пути. Занимайтесь так по 15- 20 минут в день. Более долгие занятия для малыша слишком утомительны.

Дома заведите тетрадь и записывайте туда наблюдения, полученные во время этих прогулок, рисуйте маршруты, придумывайте задачи. Если ребенок что-то не понял и попросил помочь - спокойно объясните задание, если нужно - покажите, как оно выполняется.

Обязательно хвалите малыша, даже если не все получилось так, как вам хотелось бы. Не ругайте обидными словами, такими как «бестолочь» и «лентяй». Оценивайте то, что делает ребенок, а не его личность. Фраза должна звучать примерно так: «Ты сегодня не старался, поэтому в тетради у тебя грязно и линии неровные. В следующий раз постарайся быть аккуратнее». 

«Когда родных рядом нет, ребенок стесняется»

- Когда мы рядом с Максимом, это веселый и сообразительный ребенок. Когда нас нет - он тушуется, сковывается. В воскресной школе мы всегда наблюдали, как идут уроки, и только недавно выяснилось, что без нас он не может заниматься. Теперь говорит, что без мамы в школу не пойдет.

- Когда ребенок не хочет идти в школу из-за того, что очень сильно привязан к родителям, придется серьезно его подготовить к изменениям. Нельзя это делать резко.

Что делать?

- Запишитесь с ребенком в спортивную секцию. Предупредите тренера о цели своих занятий и познакомьте с ребенком. На втором-третьем занятии, когда у малыша что-то начнет получаться и он будет увлечен процессом, предупредите его, что пошли, к примеру, заплатить за телефон. Если ребенок вас «отпустил», смело погуляйте 30 минут.

Он будет занят и постепенно приучится к присутствию чужого человека и отсутствию родителей рядом.

Если ситуация сложная, и ребенок все-таки боится оставаться в школе один, можно на первых порах приходить к нему на переменах, присутствовать на некоторых уроках. Как правило, постепенно малыш «втягивается» в учебный процесс, увлекается новыми друзьями и постепенно перестает бояться походов в школу. Если и после этого он не хочет расставаться с родителями, возможно, проблема требует привлечения опытного детского психолога.

«Боится отвечать при всех»

- На подготовительных курсах Маша очень боялась отвечать при всех. Буквально до истерик. Когда спросили, почему так, ответила, что боится - над ней будут смеяться. А учитель еще и сказала: «Как же ты в школу пойдешь, если отвечать боишься?».

- Обязательно выясните у педагога и ребенка, когда и при каких обстоятельствах над Машей смеялись во время ответа. Вместе с ребенком разберитесь в ситуации.

Что делать?

Объясните, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Человек, который впервые за это взялся, имеет право на ошибку. На будущее, если у вас есть возможность и время, репетируйте с ней некоторые ответы на домашнее задание дома, чтобы она не боялась отвечать перед классом. Поддерживайте ее и помогайте ей верить в саму себя. Можно записать девочку в танцы и хвалить ее успехи.

Знай!

Наибольшие трудности в 1-м классе испытывают дети:

- не умеющие связно, последовательно излагать свои мысли;

- которые не знают, что такое «надо» и «нельзя»;

- не отличающие «свое» и «чужое».

Тест

Готов ли ребенок к школе? 

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2. Он хочет в школу, потому что там многое узнает, в ней будет интересно учиться и у него будет много друзей?

3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности, в течение 30 минут?

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинкам не короче чем из пяти предложений?

6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли ребенок записывать числа, которые вы называете, цифрами?

8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, еще лучше, целыми словами?

9. Умеет ли малыш считать до 10 и обратно?

10. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

11. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

12. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

13. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

14. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

15. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом - «овощи» - помидоры, морковь, лук)?

16. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет 15-16 - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если возникнут, будут легко преодолимы.

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.

Меньше 9 - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, что он не умеет. Задания, игры, упражнения, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом. Полезно, чтобы ребенок все-таки умел читать, считать и немного писать. Если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.