Top.Mail.Ru
30 апреля 2024 12:01
История Удмуртии

Год на строительство, привидение и пожарный козел: история единственной оставшейся в Удмуртии пожарной каланчи

Рассказываем об охранно-сторожевой башне в Сарапуле

Пожарная каланча в Сарапуле. Фото: Александра Рыбалкина
Пожарная каланча в Сарапуле. Фото: Александра Рыбалкина

30 апреля в России свой профессиональный праздник отмечает пожарная охрана. Поэтому сегодня в рамках исторической рубрики расскажем об удивительном сооружении в Сарапуле – пожарной каланче. Это монументальное здание, построенное в 1887 году, является объектом историко-культурного наследия федерального значения. И при этом оно продолжает выполнять свои непосредственные функции – здесь располагается отдельный пост пожарно-спасательной части Сарапула. Об истории создания каланчи, стоптанных лестницах, именных кирпичах, о подземных ходах, привидениях и пожарном козле – на IZHLIFE. 

Каланчу построили за год

Пожарную каланчу видно издалека – она как своеобразный маяк в Сарапуле. Расположена она на возвышенности, на одном из городских холмов. Историю этого красивого здания рассказывает Андрей Фикс, заместитель начальника отдельной пожарно-спасательной части № 13.

18.jpg
Андрей Фикс, замначальника отдельной пожарно-спасательной части № 13 на смотровой башне каланчи. Фото: Александра Рыбалкина

В конце XIX века Сарапул был процветающим купеческим городом с населением более 20 тысяч человек. Здесь работало более полусотни предприятий – одних только кожевенных заводов аж 30 штук, действовала пристань, а купцов насчитывалось более 350 человек.

0.jpg
Сарапул начала 20 века. Фото: Администрация Сарапула

Но при этом в городе не было организованной пожарной охраны, хотя большая часть зданий были деревянными. Пожары вспыхивали то там, то здесь, принося огромный ущерб. В июле 1875 года сгорели промышленные предприятия, хлебные амбары, мастерские и десятки жилых домов. На следующий год сгорел квартал в центральной части города. Еще через год новый «пожар века» – так его называли в то время – уже в северо-восточной части города уничтожил не только большинство домов, построек и строений в нескольких кварталах, но и выкосил все деревья на одном из бульваров.

10.jpg
Улица Вознесенская в Сарапуле и усадьба купца Ивана Николаевича Михеева (справа), открытка начала 20 века. Фото: tehne.com

После посещения Сарапула в 1884 году вятским генерал-губернатором Аполлоном Волковым, который указал на необходимость расширения пожарного обоза, Городская Дума решила купить 14 лошадей для этого обоза, а также соорудить особое возвышение на столбах с крышей – подобие будущей каланчи.

14 февраля 1886 года Дума на заседании постановила «постройку для помещения городского пожарного обоза признать необходимою, для чего открыть управе кредит в потребном количестве». На следующем заседании выбрали место для строительства – на Троицкой площади, неподалеку от которой располагалась пристань, хлебные амбары, кожевенные мастерские и особняки купцов, а «здание построить каменное в один этаж с мезонином и каланчой, поручив управе составить окончательный план и смету на постройку этого здания».

Многие купцы Сарапула хотели вести строительство каланчи – уж больно прибыльно это было. Но в итоге по постановлению Думы от 10 сентября постройка была передана пермскому купцу Павлу Драгунову за 19559 рублей 94 коп.

Городская управа доложила, что к началу стройки было уже «заготовлено 150 тысяч кирпича, бутового камня 25 ½ саж, извести 1000 прудов и разного лесу 900 штук».

5.jpg
Пожарная каланча и Никольская единоверческая церковь, 1890-е годы. Фото: Администрация Сарапула

На стройку из Перми прибыли баржи с сухим лесом, готовой древесиной, кирпичом, известью, металлом и другими стройматериалами. Одновременно в Сарапул прибыл большой отряд инженеров, мастеров, строителей, а из деревень уезда в город съехались малоземельные крестьяне, чтобы подзаработать на стройке.

Строительство каланчи было завершено в течение одного 1887-го года! В итоге здание пожарной каланчи обошлось городу чуть дороже, чем предполагалось ранее – в 19688 рублей 11 коп. В 1893 году на дополнительное строительство было потрачено: на постройку навеса с крышей для установки телег с бочками и другими пожарными инструментами – 182 рубля 69 коп.; на постройку бани при каланче – 117 рублей 68 коп.; на устройство погребов и заборов – 95 рублей 17 коп. 

Деньги на каланчу жертвовали купцы, владельцы предприятий и судов, а также простые жители города.

«Большой вклад внес и Павел Башенин, по инициативе которого в Сарапуле был проведен противопожарный водопровод. Это позволяло пожарным брать воду прямо из труб», – подчеркивает Андрей Фикс. 

2.jpg
Пожарные и городской голова Павел Башенин (в центре, в черном шляпе-котелке), 1902 год. Фото: Администрация Сарапула

Что представляет из себя здание пожарной каланчи?

Подобного сооружения не встречалось даже во многих губернских городах. Каланча выделялась своим оригинальным стилем постройки и массивностью сооружения.

Кто из архитекторов разработал проект здания, доподлинно неизвестно. Кто-то автором называет известного архитектора И.А. Чарушина, другие – например, исследователь архитектурных памятников XIX века на территории Удмуртии М. В. Курочкин – с осторожностью говорят о вятском губернском инженере Александре Андрееве.

7.jpg
Толщина стен и фундамента здания достигает 1,5 метров. На фото запечатлен процесс строительства боковых пристроев к основному зданию. Фото: Администрация Сарапула

К какому стилю принадлежит здание пожарной части, тоже сложно сказать. Выразительность пропорций, строгая симметрия фасадов, рациональность в планировке – все это относится к классицизму. Но обилие деталей и украшательских элементов говорит о существовавших в то время кирпичном стиле и эклектике. Есть еще одно определение – каланча построена в русско-византийском стиле.

11.jpg
Высота пожарной каланчи в Сарапуле составляет 24,7 метра, а вместе со шпилем – 37 метров. Это примерно десятиэтажный дом. Фото: Александра Рыбалкина

Первый этаж здания предназначался для пожарного обзора. Этажом выше находилось общежитие для пожарных с семьями и пожарного мастера. На верхнем этаже вышки была оборудована смотровая площадка, с которой отлично видно большую часть Сарапула.

12.jpg
Клеймо на кирпиче. Фото: Александра Рыбалкина

«Каждый кирпич, из которого построено здание, имеет клеймо трех видов. Они принадлежали мещанину, владельцу кирпичного завода Дмитрию Мощевитину. Есть клеймо со стилизованным изображением каланчи, а это говорит о том, что их делали специально под это строительство», – рассказывает Андрей Фикс, замначальника отдельной пожарно-спасательной части.

14.jpg
На каланче 139 ступенек и почти что вертикальный подъем на башню. На снимке – старинная лестница, истертая сапогами пожарных. Фото: Александра Рыбалкина

По его словам, впоследствии к основному зданию были пристроены дополнительные конструкции – как раз для квартир пожарных. Окончательный вид каланча приобрела в 1908-1909 годах. Чуть позже ее еще и побелили. 

19.jpg
На верхнем этаже вышки есть смотровая площадка, с которой отлично видна большая часть Сарапула. Фото: Александра Рыбалкина

А потом сделали новый проем въезда в левой части северного фасада, заложили прежний проем южного фасада и прорубили новые окна.

Для чего использовали пожарную каланчу в Сарапуле?

9.jpg
Сарапульская пожарная дружина. В центре – брандмейстер, начальник пожарной команды, 1 октября 1911 года. Фото: Администрация Сарапула

«Город в те времена был разделен на четыре условные части, и при пожаре вывешивали круглые шары соответственно той части города, где полыхал огонь. На башне били в набатный колокол, и горожане бежали кто с чем к месту происшествия и помогали с тушением огня», – рассказывает Андрей Фикс.

13.jpg
Перекрытия здания сделаны из рельс. Есть даже надпись «1875 год Уральские железные дороги». Фото: Александр Рыбалкина

Кроме своей основной функции – охранно-сторожевой – каланчу использовали в качестве системы оповещения горожан.

«На северной и южной стороне были установлены кронштейны, на которых при подходе пароходов вывешивались квадратные знаки, указывающие откуда прибыл пароход. И горожане знали, где стоит корабль и могли прийти что-то купить, посмотреть. Ночью вместо квадратов были фонари. Зимой на верхушке башни вывешивались разноцветные флаги: синий – когда на улице был мороз, и учились только старшеклассники, красный – когда никто не учился», – говорит пожарный.

6.jpg
В 70-е годы смотровую вышку обнесли деревянными перекрытиями, чтобы дежурному не было так холодно. В 2000-х годах перекрытия убрали, а в 2007 году отреставрировали подъем на вышку, лестницы, окна и кованные перила. Фото примерно 1978 год. Фото: Государственный архив Удмуртии, личный фонд С. П. Зубарева

По его словам, вплоть до 2005 года на смотровой площадке каланчи стоял дневальный и следил за ситуацией в городе. В советское время за каждый пожар, увиденный раньше звонка в пожарную часть, назначалась премия. А за каждый пропущенный пожар – дисциплинарное взыскание.

Здание Сарапульской пожарной каланчи можно увидеть в фильме «Трам-тарарам или бухты-барахты» (16+) с Александром Панкратовым-Черным в главной роли

Легенды про козла и привидение

История пожарной каланчи была бы неполной без таинственных, а порой и веселых легенд. Одна из них про козла. Большого такого, жирного и… вонючего.

4.jpg
Пожарная каланча и тот самый козел. Фото: tutu.ru

«В конюшнях всегда держали козлов. От них же запах такой смрадный идет. А на каланчу повадились ходить ласки – маленькие зверьки такие. Они залезали на лошадей по хвосту, запутываясь в гриве, начинали кусаться, а еще слизывали соленый пот. И для их отпугивания – конечно, своим запахом – и завели на каланче козла. Тут его еще и курить научили – раньше же самокрутки были с махоркой. Приучили так, что он потом у них отбирал папиросы, – смеясь, рассказывает Сергей Поваренкин, водитель пожарного автомобиля части № 13 со стажем в 43 года. – Еду козел-пожарный добывал на торговой площади. Подходил к лавкам с овощами. И ему давали кто что – капусту, репу, морковь. А если не давали, он отходил назад, разбегался и сшибал эту лавочку. Его знали. У нас тут даже крюк сохранился, к которому этого козла-то и привязывали! Вот, смотрите!»

Пожарный козел работал еще и охранником, не пуская внутрь здания посторонних.

15.jpg
Сергей Поваренкин, водитель пожарного автомобиля части №13. Фото: Александра Рыбалкина

Под зданием каланчи есть подземный тоннель с арочными красивыми проходами к самой Каме. Вернее, был. Лет 30 назад под самый Новый год свод тоннеля обрушился, а потом его решили полностью засыпать. По одной из версий, его построили для труб городского водопровода.  

Еще говорят, в здании живет привидение. Мол, ходит по ночам и топает. А еще скидывает пожарных с кровати, которая стоит на втором этаже, в комнате отдыха, около стены. Под этим местом как раз и проходил тот самый тоннель к Каме. А кровати теперь там не стоит – ее оттуда убрали, от греха подальше.

«А чье привидение-то?» – спрашиваю я.

«В 80-х годах в домике в Пещерах тушили пожар. Огонь устранили, уехали. А на другой день сказали, что там был человек внутри. Караул поехал обратно, нашли… Ведро костей – без черепа! – привезли, на экспертизу в морг свозили, но там никого не опознали. А потом почему-то это ведро с костями стояло в кабинете у начальника. Долго стояло. А потом решили все же закопать кости в землю. А примета же есть такая, что если человека не похоронили по всем правилам и обычаям, то дух его будет приходить очень долго», – глядя поверх очков, отвечает мне Сергей Поваренкин.

1_.jpg
Сарапул. Площадь Свободы и пожарная каланча. 1940-ые.  Фото: Администрация Сарапула

Памятник, охраняемый государством

Шутки шутками, но на самом деле здание единственной сохранившейся в Удмуртии пожарной каланчи требует реставрации. Да, каланче присвоен статус памятника федерального значения, который охраняется государством. Но этот факт пока никак не влияет на естественные процессы старения помещений дозорной красавицы.

3.jpg
Сарапульская пожарная каланча с высоты птичьего полета. Фото: tutu.ru

«С 2012 года мы начали работу по реставрации каланчи. Ежегодно подаем заявки на участие в государственной программе, и в 2016 году нам была одобрена заявка на проектно-сметную документацию и выделены деньги на нее. Смета для наружных работ по состоянию на 2 квартал 2021 года (которая уже требует корректировки) составляет 130 млн рублей. Сюда входит укрепление фундаментов, обновление фасадов, ворот, кровли. Конечно, мы поддерживаем и ухаживаем за зданием, но на таких объектах (памятниках федерального значения – прим. ред.) нельзя проводить никакие работы без согласования с государством», – рассказывает Андрей Фикс.

Кроме Сарапула пожарную каланчу можно увидеть в Омской области

Сейчас в здании каланчи располагается отдельный пост пожарно-спасательной части № 13 Сарапула. На первом этаже стоят пожарные машины, которые «охраняет» ставший уже легендой пожарный кот Мишка.

16.jpg
Пожарный кот Мишка. Фото: Александра Рыбалкина

На втором этаже, помимо комнат отдыха для пожарных, столовой и учебных кабинетов, располагается небольшой музей, где собраны весьма интересные экспонаты. Например, фрагмент деревянного противопожарного водопровода, который построил сарапульский купец Павел Башенин. Или ручной фонарь, который нашли в подвале каланчи.

17.jpg
Деревянный противопожарный водопровод времен купеческого Сарапула. Фото: Александра Рыбалкина

Смотровую башню используют в основном летом: в разгар лесных пожаров отслеживают обстановку в городе и за его пределами с высоты птичьего полета.

В статье использованы материалы с сайта Администрации Сарапула, книги «Защищая город от огня».