Top.Mail.Ru
28 апреля 2024 14:00
Психология

Сексуально или чудовищно: почему женщины накачивают губы и модифицируют тело и лицо

Навязчивые изменения формы губ связаны с обезьянами и нарушениями психики

Кадр из фильма «Ускользающая красота» (16+) режиссера Бернардо Бертолуччи. Фото: uznayvse.ru
Кадр из фильма «Ускользающая красота» (16+) режиссера Бернардо Бертолуччи. Фото: uznayvse.ru

На что только не способны люди во имя красоты, индивидуальности и самовыражения. Иногда модификация собственного тела и лица доходит до абсурда. Издревле красотки надевали неносибельные наряды и украшения, красили лицо косметикой так, что возникло сравнение белил и румян со слоем штукатурки. Сейчас дело дошло и до радикальных изменений. Вместе с биологом, психологом и косметологом IZHLIFE разобрался, почему девушки накачивают губы, как это связано с половыми губами у обезьян и почему агрессивная модификация себя – расстройство психики и навязывание стандартов красоты обществом.

Чудовищная сексуальность

Однажды психологу Марине Гринвальд позвонила подруга и рассказала, что на днях сделала себе перманентный татуаж губ. После процедуры, губы, как правило, отекают и увеличиваются в три-четыре раза. Ее случай не был исключением. Интересно тут все же другое. «Я выгляжу чудовищно! Но, Боже, никогда раньше я не чувствовала себя такой сексуальной!» – призналась подруга. Со временем отек спал, губы приняли обычный вид, никаких инъекций она делать не стала. Зато получила необычный опыт «чудовищной сексуальности». 

«Эта история наталкивает на мысль о том, что все же существует некая подсознательная, иррациональная, гиперболизированная потребность в «чудовищной сексуальности». Фрейд утверждал, что сексуальная энергия – это двигатель развития человека. Смещение эрогенных зон – стадии развития. Если что-то помешало перемещению на следующую стадию развития, это будет прослеживаться и определяться по характерным поведенческим признакам во взрослом возрасте», – говорит психолог Марина Гринвальд.

Первая стадия, по Фрейду – оральная, которая проходит до года. В этом возрасте основной рефлекс – сосательный. Ребенок получает удовольствие и удовлетворение от сосания молока. Фрейд говорил, поясняет Марина Гринвальд, что уже на этой стадии мы получаем первый опыт неудовлетворенности своих желаний. Это приводит к таким характерным проявлениям, как жадность, ненасытность и в целом неудовлетворенность всем предлагаемым. 

Так, можно выдвинуть гипотезу, что сильно накаченные губы женщины все же иногда делают для себя, находя в этом ресурс для раскрытия своей сексуальности и поддержания нового формата самоощущения. Возможно, выбор объема напрямую связан с какими-то незакрытыми потребностями, считает психолог. Не стоит забывать и о моде, желании экспериментировать, авантюризме и тех случаях, когда объективно нужна коррекция. 

«К слову, мужчина на интуитивном уровне распознает фертильную женщину по этим признакам: маленький подбородок, пухлые губы и круглые глаза. Инстинктивно чувствуя, что эти особенности указывают на прекрасный синтез эстрогенов. Именно с такими запросами и приходят к косметологу», – считает психолог.

Связь с предками и навязывание обществом

Биолог Екатерина Ардашева поясняет,  человек – это примат, и многие рефлексы достались нам от наших предков: своеобразное дублирование важных с репродуктивной точки зрения визуальных стимулов. Как это работает, например, у обезьян. При образовании пары у большинства млекопитающих много информации дает контакт нос-зад (по-научному это называется назо-генитальный контакт). У приматов обоняние не играет такой важной роли, как, например, у хищных зверей, поэтому они ориентируются не только на запах, но и на внешний вид. 

Когда самка находится «в охоте», ее наружные половые органы изменяются – увеличиваются или краснеют. Например, у самок шимпанзе, которые считаются ближайшими родственниками человека из всех современных приматов. Их половые губы увеличиваются так сильно, что начинают напоминать подушку. 

Но у обезьян, как у социальных существ, также очень развиты зрительные контакты, и большая часть общения происходит лицом к лицу. Поэтому важный с точки зрения размножения стимул у многих видов дублируется спереди. У шимпанзе, кстати, такого нет. Вероятно, считает биолог, происходит это из-за четвероногого передвижения. А вот у приматов павианов, возможно, как раз из-за их склонности к прямой стойке, это нередкое явление. У гелад, например, таким «дублем» является красное пятно на груди – оно становится более ярким в брачный период, так же, как и кожа наружных половых органов.

_Гелада-Бабун-(5)(1) (1).jpg
Примат гелада из семейства мартышковых, пятно которого в брачный период становится очень ярким. Фото: the-steppe.com

Ряд ученых, например, британский этолог Десмонд Моррис, считают, что у человека при формировании прямохождения произошло примерно то же самое. Не случайно женские губы и грудь считаются мощными сексуальными стимулами. Чем они больше и пышнее, тем более привлекательна женщина для мужчины на подсознательном уровне. Ни у одного примата нет таких «вывернутых» красных губ, как у человека. Это наводит на мысль именно о видоспецифичной имитации половых органов, как об одной из функций таких губ. Второе возможное объяснение связано с тем, что для человека важно видеть артикуляцию собеседника, ведь другие обезьяны не говорят. 

desmond_morris.jpg
Этолог Десмонд Моррис. Фото: bloghemia.com

«Что касается груди, то ее выпуклая форма не имеет биологического смысла, даже наоборот, ребенку трудно брать такую грудь. А вот на ягодицы эти два холмика очень похожи. То есть их форма создана для привлечения мужчин. Если принимать во внимание эту теорию и тот факт, что человек имеет врожденные рефлексы, то стремление женщин увеличить губы и грудь – иногда до нелепо больших размеров – вполне объяснимо», – считает биолог.

В этологии, науке о поведении животных, есть такое понятие, как суперстимул, которое ввел нидерландский этолог Николас Тинберген. Суть его в том, что чем более интенсивен стимул, тем более активную реакцию он вызывает, и где предел – неизвестно. Именно подверженностью человека суперстимулам можно объяснить популярность в определенных кругах эротических картинок и мультфильмов, где персонажи имеют ненормально увеличенные груди и половые органы. 

niko-tinbergen.jpg
Этолог Николас Тинберген. Фото: royalsociety.org

«Критическое мышление человека подсказывает, что это неестественно, но из подсознания прорывается инстинктивное возбуждение. Это если с позиции мужчин. Женщинами, которые бесконечно увеличивают себе вышеупомянутые части тела, вероятно, руководит что-то подобное. Любая женщина хочет казаться привлекательной, и, модифицируя свою внешность, она сама начинает поддаваться влиянию суперстимула. То есть, чем больше губы и грудь, тем больше у нее ощущение собственной привлекательности. И в ряде случаев в погоне за этой избыточной стимуляцией, красотки переступают через здравый смысл», – говорит биолог.

Самый простой вариант – использование помады. Об этом еще в XX веке высказалась американская писательница, литературный, художественный, театральный и кинокритик, философ, сценарист, режиссер театра и кино Сьюзен Зонтаг. Она писала о макияже и неестественном обращении женщин со своим лицом так:

«Ее лицо – это холст, на котором она рисует подправленную, улучшенную версию самой себя. Одно из правил этого искусства – лицо не должно выдавать ничего, что она не хочет показать. Ее лицо – это герб, это символ, это флаг. Как она укладывает волосы, как красится, как ухаживает за кожей – все это характеристики не того, какая она «в действительности», а того, какого отношения она хочет от окружающих, в первую очередь от мужчин. Оно определяет ее статус как «объекта». Нормальные возрастные изменения человеческого лица для женщины имеют куда более серьезные последствия, чем для мужчины», – пишет Зонтаг о том, что чаще всего женщинам навязаны неестественные отношения с макияжем для привлечения мужчин.

273948.jpg
Писательница Сьюзен Зонтаг. Фото: filmpro.ru

И, как она пишет в своей книге «О женщинах», прихорашиваться – это не просто долг женщины, это еще и ее работа, конечно же, в негативном смысле. Красота, считает она, – сырье для искусства украшательства, того, что в наше время стало «индустрией красоты».

«Под физической привлекательностью понимается одновременно естественное состояние женщины и цель, к которой ей нужно упорно стремиться, чтобы отличаться от других женщин». 

Дисморфофобия и нарушения психики

Не стоит списывать со счетов и психические нарушения, при которых у человека появляется навязчивое желание модифицировать свое тело. Базой могут служить врожденные рефлексы, но они дают только первоначальный толчок, определенную предрасположенность. А все, что дальше – это уже сбой в процессах мышления. Чем более сложная система, тем более серьезные нарушения в ней возможны. И это про человеческий мозг, объясняет биолог. 

Красота и молодость человека рассматриваются в нерушимой связке с физическим и психическим здоровьем. Врач-косметолог, дерматолог, хирург, врач интегративной медицины, главный врач и основатель клиники интегративной косметологии DJ Clinic Дарья Якушевич говорит, что часто девушки пытаются решить свои сложные жизненные ситуации, прибегая к помощи пластического хирурга или косметолога. В обществе стало популярным такое понятие, как «дисморфофобия» – потребность постоянно вносить изменения в свою внешность. 

Но, к сожалению, не все специалисты со шприцем гиалуроновой кислоты в руках имеют высшее медицинское образование и чувство прекрасного, отсюда и скуласто-губастые «франкенштейны», которые сходят с конвейера целыми партиями.

«Совершенно недавно невероятно милая 37-летняя девушка пришла к нам в клинику с запросом на нижнюю блефаропластику. Состояние пациентки вызывало некоторые сомнения: недавно ушел муж, в анамнезе серьезное заболевание с длительным лечением, показаний к операции нет. Кроме того, за несколько недель до этого она ввела в ткани лица препараты на основе гиалуроновой кислоты. Позже их растворили по ее же просьбе (а тут операция – обратно не пришьем). Безусловно, пациентку мы отправили на встречу с психологом и выстроили стратегию продолжительного терапевтического лечения», – рассказала историю из практики Дарья Якушевич.

qZ1BnoJ2WMs.jpg
Кадр из фильма «Ускользающая красота» режиссера Бернардо Бертолуччи (16+). Фото: vk.com

Сьюзен Зонтаг, например, пишет о том, что физическая привлекательность в жизни женщины «значительно важнее, чем в жизни мужчин, и так как в случае женщины физическая привлекательность ассоциируется с молодостью, то испытание возрастом становится особенно тяжелым». И связано это с тем, что женщина обязана быть привлекательной для мужчины, постоянно модифицируя собственное лицо и тело, сохраняя при этом молодость.