Top.Mail.Ru
21 февраля 2019 18:02
Общество

«Моя работа»: «Образ может захватить и перенестись в жизнь»

Артист театра оперы и балета рассказал о своей профессии и о том, какие трудности преодолевают артисты

Вячеслав Бакулев
Вячеслав Бакулев

IZHLIFE продолжает проект о профессиях нашего города. Вместе с ижевчанами узнаем, на что живут представители разных профессий, за что они любят, а за что ненавидят свою работу. Сегодня в рубрике «Моя работа» рассказываем об артисте театра.

Досье:

Иван Слепухов, 33 года

  • Образование: Тюменская государственная академия культуры, искусства и социальных технологий по специальности «Академическое пение»
  • Стаж: около 4 лет
  • Разноплановая профессия
Фото: Вячеслав Бакулев

В детстве Иван Слепухов пел в эстрадной студии и хоре детской школы искусств. Но тогда он даже не предполагал, что пение станет его профессией и приведет в Удмуртию.

– Когда я окончил музыкальный колледж, а затем академию, встал вопрос трудоустройства. Я приехал на прослушивание и, к моему счастью, был принят на службу в театр. И вот мой первый выход на театральную сцену, в этот красивейший огромный зал, полный публики, оркестр, хор, дирижер, все это мощный адреналин, восторг, эмоции зашкаливали! Это был концерт, где мне поручили исполнить несколько известных оперных арий. Так и начался мой творческий путь в театре, – вспоминает артист.

Оперный певец должен грамотно балансировать между техникой пения и эмоциями, чтобы последние не захлестнули его и не навредили голосу Фото: Вячеслав Бакулев

«Голос требует дисциплины»

Известно, что опера поется на разных языках. Артисты готовятся к спектаклю тщательно, подготавливая оперную партию и роль.

– Если мы поем на иностранном языке, значит, мы должны понимать, о чем мы поем, и для этого мы делаем дословный перевод всей партии. Потому как художественный перевод, который есть в большинстве партий, не совсем подходит, ведь очень важно понимать, что означает каждое отдельное слово, какая у него эмоциональная окраска, – продолжает Иван. – Над образом исполняемого персонажа тоже проводится большая работа. Во время подготовки читаем историческую литературу, художественную. Также много полезной информации на видеохостингах типа YouTube. Так вот постепенно лепится образ исполняемого персонажа, и ты вживаешься в роль. Время на подготовку каждого спектакля разное, например, оперу «Сказание о граде Китеже» мы готовили примерно 6 месяцев. Работа у артистов не заканчивается никогда – репетиции сменяют выступления и наоборот, эта профессия требует постоянного внимания и, даже несмотря на то, чем я занят в свободное время, черты образа, его характер «варятся» в голове. Певческий голос – это очень сложный и тонко настроенный инструмент, он нуждается в постоянной тренировке, зависит от многих факторов. Поэтому мы, как и киноактеры, стараемся поддерживать себя в хорошей физической форме, например, ходим в спортзал, бассейн, на йогу. На сцене нужно быть в тонусе.

Драматические партии в этом плане представляют особенную сложность Фото: Вячеслав Бакулев

Перед выступлением...

– В день спектакля артисты в основном отдыхают, настраиваются на образ, голос держат в спокойствии и лишь за несколько часов до спектакля начинают распеваться, настраиваясь на предстоящую работу. Например, знаменитый тенор Ф. Корелли  два дня до спектакля сохранял полное молчание. В день спектакля он старался как можно меньше двигаться, занимал горизонтальное положение на диване и смотрел телевизор. В любом случае у каждого певца свой ритуал подготовки к спектаклю, – говорит Иван.

В одной из последних постановок театра оперы и балета – рок-опере «Юнона и Авось» – Иван Слепухов исполняет роль графа Резанова.

Любая роль – это источник новых красок, эмоций и даже, на первый взгляд, самая незначительная партия может стать настоящим открытием и прорывом Фото: Вячеслав Бакулев

– Конечно это нетипичная партия для оперного певца. Сложность заключается в изменении технологии пения и эмоций, которых в этой опере должно быть много. Как и многие,  ранее я был знаком с этим произведением. Когда приступил к изучению партии, понял, что просмотр произведения в исполнении Караченцева (чье исполнение является эталонным) непременно повлечет за собой копирование. Поэтому я решил, что правильнее будет искать своего собственного Резанова. На сколько это получилось, судить публике, – отметил артист.

Доходы

От 20 000 рублей. Зарплата артиста зависит от количества партий, стажа, уровня постановок.

Иван не гонится за славой: не знает о своих поклонниках и не заводит страницы в социальных сетях Фото: Вячеслав Бакулев

Плюсы профессии

  • Творчество
  • Популярность, признание поклонников
  • Способность к перевоплощению
  • Всегда в форме, постоянное развитие

Минусы

  • Стресс
  • Высокая эмоциональная и физическая нагрузки