Разговоры о вере: как православие помогает смириться с кончиной близкого человека

Автор: | | Комментариев: 0 | Просмотров: 4918

Почему христиане не боятся смерти, и как достойно проводить усопшего в иную жизнь

Понятие смерти и бессмертия в христианстве – одно из ключевых. И во многом именно взгляд на смерть как на начало новой жизни делает эту религию одной из самых утешительных. Вера помогает не только примириться с неизбежной мыслью о том, что каждый из нас рано или поздно покинет этот мир, но и облегчить тоску и боль по тем, кого мы потеряли. Как? Рассказывает наш постоянный собеседник, настоятель Свято-Никольского храма Георгий Харин.

Фото: архив редакции

– Первое, что нужно понимать: с точки зрения христианства смерть, процесс умирания – это часть жизни, – говорит отец Георгий. – И то, как человек жил, в значительной мере влияет на то, как именно он уходит в мир иной. В текстах церковных богослужений повторяются слова, которыми Церковь просит у Бога для присутствующих на службе и для всех христиан «христианския кончины живота нашего», то есть кончины безболезненной, непостыдной, мирной, достойной, а также «доброго ответа на Страшнем судище Христове». В значительной степени смысл жизни каждого верующего состоит в том, чтобы умереть именно так: без мучений, примирившись со всеми и покаявшись.

В жизнеописаниях Божьих угодников, проживших жизнь достойно и свято, можно встретить часто повторяющийся сюжет об их кончине – очень светлой, мирной, спокойной. Если человек жил, как праведник, то он и умирает так же.
Георгий Харин, священник

Для верующих смерть – это только начало

– Вторая очень важная для всех христиан мысль: смерть не конец, а только начало, – продолжает священник. – К примеру, у почивших не отмечается день рождения, но отмечается день кончины как своего рода день рождения в новую жизнь. Окончание земных дней – это начало нового бытия, в котором нет ни болезней, ни горестей, ни невзгод, но одна только радость, покой и благодать. Поэтому христианские похороны наполнены надеждой, а не скорбью. Судите сами: священники на похоронах облачаются в белые одежды, а покойника заворачивают в белый саван, ведь белый – цвет радости. Кроме того, на похороны мы приходим с цветами, как на праздник. И отпевание во многом перекликается с пасхальной службой. То есть на похоронах мы радуемся тому, что для человека закончилось все трагическое, с чем связана земная жизнь, и он теперь свободен.

Священнослужители на отпевании облачаются в белые одежды, ведь белый в христианстве - цвет радости Фото: архив редакции

И третий, столь же радостный и утешительный христианский постулат, касающийся смерти, гласит: нас всех после смерти ждет не просто иная жизнь в виде души, но и всеобщее воскресение и возвращение к иной жизни.

– Согласно христианскому учению, после смерти душа находится не в раю или в аду, а там, где Бог благоволит ей быть, – объясняет отец Георгий. – Поэтому мы и молимся об усопших, обращаясь к Богу, чтобы он дал их душам место пред Его лицом. А вот в Царство Божие мы попадем уже только после Второго пришествия и Страшного суда, когда все мы вернемся к жизни, но уже к жизни вечной, в бессмертии.

Священники призывают молиться о душе усопшего, даже если он не был крещен. Однако богослужения в этом случае совершать нельзя, так как это будет неуважительно по отношению к умершему. Если он при жизни не пожелал быть соединенным с Церковью, разве можем мы «заставить» его сделать это после смерти?
Георгий Харин, священник

Из этих трех важных постулатов исходит все дальнейшее учение Церкви, и потому все церковные обряды, связанные со смертью, проникнуты надеждой и торжеством, а не унынием и скорбью. И если мы заглянем в Священное писание, то увидим там мысль о том, что смерть – это благо. К примеру, апостол Павел пишет: «Я давно желаю быть с Христом, но остаюсь ради вас».

Исповедовать перед смертью и отпевать можно только тех, кто был крещен

Для чего приглашать к умирающему священника?

С точки зрения православия благостная и мирная кончина означает, что человек перед смертью закончил все свои дела, со всеми помирился, а главное, исповедовался и причастился. Поэтому очень важно дать умирающему возможность побеседовать со священником – пусть даже для этого служителя Церкви придется вызвать среди ночи домой или в больницу.

– Этот момент настолько важен, что церковный устав предписывает священникам остановить службу, если его вызывают к умирающему, – рассказывает отец Георгий. – Кроме того, у Церкви есть соглашение с Министерством здравоохранения, разрешающее священнослужителям посещать больных, в том числе и в реанимации. И отрадно, что в последние годы число тех, кто хочет увидеть перед смертью священника, чтобы исповедоваться и причаститься, растет.

Отец Георгий подчеркивает: важно, чтобы человек оставался в сознании, поэтому не нужно тянуть до последнего.

– Многие боятся, что визит церковника огорчит и напугает умирающего, лишив его последней надежды. Но священник ведь в том числе проводит соборование, читает молитву об облегчении телесных недугов, а с ее помощью болезнь может и отступить. А чтение канона при разлучении души от тела помогает человеку отойти в мир иной легко, без страха и паники, – объясняет отец Георгий. – Дело в том, что умирающему очень страшно, его могут посещать жуткие видения оттого, что духи зла ведут борьбу за его душу. И очень важно поддержать человека молитвой: когда он слышит голос своих родных, слышит, что они молятся о нем, ему не так страшно, ведь он не один.

Нет строгого церковного канона о месте отпевания, но, согласно традиции, этот обряд лучше совершать в храме

О важности обряда отпевания

После того как человек умер, священник или родные читают канон о единоумерших, тело омывают, оборачивают в белый саван и кладут в гроб, который окропляется перед этим святой водой. Затем начинается чтение Псалтыри – одной из книг Ветхого завета, которая состоит из 150 гимнов, или псалмов. Их читают в течение трех суток с момента смерти, и днем и ночью, сменяя друг друга. Это делают родственники, однако можно обратиться в епархию и пригласить монахинь – такая служба называется «Чтение по почившим».

– Похороны в христианстве принято проводить на третий день после смерти, – говорит отец Георгий. – В последнее время наметилась такая тенденция, что все приготовления к похоронам, в том числе и религиозные совершаются в морге, чужими людьми. Это удобно и в какой-то степени оправданно, но, конечно, это уже не дар любви почившему близкому, а просто механическое соблюдение обрядов.

Отпевание можно провести в любом храме, но удобнее всего – в храме при кладбище. В Ижевске это, например, храм святителя Василия Великого на Хохряковском кладбище Фото: архив редакции

Вот почему важно устроить так, чтобы хотя бы отпевание проходило не в морге, а в церкви.

– Отпевание – это молитва Церкви о чаде, – объясняет священник. – Совершается оно максимально торжественно и, как я уже говорил, во многом напоминает пасхальную службу, так как это, по сути, маленькая Пасха отдельного человека, победившего смерть. Заканчивается отпевание обрядом прощания. После чтения Евангелия священник говорит надгробное слово и читает разрешительную молитву, которая помогает душе разрешиться от бремени грехов. Тем самым Церковь прощает почившему все его согрешения и провожает его как святого. Грамота с текстом молитвы вкладывается умершему в руку вместе с крестом.

После этого тело заворачивают в саван, а на лоб умершему кладут венчик с иконами и молитвой, символизирующий пожелание ему грядущего венца славы, венца победителя смерти. Затем лицо покойника накрывают тканью. До революции это делали сразу после смерти, чтобы в памяти близких человек остался живым, но в советские годы традиция изменилась, и теперь лицо закрывают только в конце обряда отпевания.

– Наконец, перед тем как гроб с телом выносят из церкви, священник бросает в гроб горсть земли, – говорит отец Георгий. – Многие воспринимают это чуть ли не как самую главную часть обряда отпевания. На самом же деле эта традиция появилась в советское время. До революции кладбища располагались возле храмов, и батюшка всегда провожал умершего до могилы и кидал первую горсть земли. В советское же время священники не имели возможности открыто выйти из храма, поэтому они просто бросали эту землю заранее, а все остальные делали это уже на кладбище.

Читайте через неделю:

Священник – о том, куда душа человека попадает после смерти. Расскажем, какое значение в христианстве имеют 3-й, 9-й и 40-й дни после кончины, а также о том, как правильно поминать усопших.

Есть вопрос?

У читателей «Центра» есть возможность задать интересующие их вопросы, касающиеся православной веры, традиций и обрядов, священнику Георгию Харину. Ответы на самые актуальные и интересные вопросы мы будем публиковать в рубрике «Разговоры о вере» в газете и на сайте IZHLIFE (16+) Задать вопрос можно здесь, в комментариях, по телефону в редакции 8 (3412) 94-50-05 или по почте ellende@mail.ru.

Ижевчане собирают деньги на строительство храма

Возле Биатлонного комплекса имени генерала Демидова в Ижевске строится храм Святого Георгия Победоносца. Возведены стены, закончена внешняя отделка, в храме проходят службы, однако нужно завершить внутреннюю отделку, украсить храм иконами и росписью. Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть даже небольшой, вклад в строительство храма Георгия Победоносца. Пожертвования принимаются на карту Сбербанка с номером 4276 8680 1311 5281. Держатель карты: Егор Сергеевич Харин. Ознакомиться с ходом стройки можно по адресу: ул. Славянское шоссе, 0/13.

 

Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально-значимых проектов «Источник».


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
    Социальные комментарии Cackle
    Подпишись и получай
    главные события дня на почту
    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

    С нас короткое письмо - каждый вечер
    Спасибо, я уже подписался
    Система Orphus