Разговоры о вере: как мы приходим к православию

Автор: | | Комментариев: 0 | Просмотров: 1913

Ижевский священник Георгий Харин – о том, что движет людьми, которые ищут путь к пониманию Бога, и о том, что они находят на этом пути.

Говорить о православии сложно – хотя бы потому, что вера и религия до сих пор остаются одним из самых спорных вопросов в обществе.Но не говорить о нем нельзя, ведь тех, кто приходит к православию – осознанно и самостоятельно – все больше. Как правило, это люди довольно успешные: у них есть семья, интересная работа, стабильный доход, есть хобби и увлечения. Другими словами – это мы с вами. Чего же мы ищем, когда впервые приходим в храм? Об этом в нашей новой рубрике рассуждает настоятель Свято-Никольского храма, священник Георгий Харин.

Досье

Священник Георгий Харин

  • В 1997 году окончил лицей №30 и поступил на исторический факультет УдГУ.
  • Кандидат исторических наук, доцент, преподаватель кафедры политологии исторического факультета УдГУ.
  • На различных церковных послушаниях трудился с 1993 года.
  • В 2007 году митрополитом Николаем рукоположен в сан священника.
  • В 2008 году окончил Нижегородскую духовную семинарию.
  • В 2009 году назначен настоятелем Свято-Никольского храма Ижевска.
  • Женат, двое детей.

– На мой взгляд, можно назвать три пути, которыми люди приходят к пониманию Бога, к вере и религиозной жизни, – говорит отец Георгий. – Это типология, которую я могу привести, исходя из своего 25-летнего опыта служения в церкви.

Первый путь: детство

Это путь религиозного воспитания с детства. Как он выглядит?

– Ребенка крестят, а затем воспитывают в религиозной парадигме, то есть водят в храм, – объясняет отец Георгий. – Такой ребенок еще не верит в Бога, а просто соблюдает обряды, ходит в церковь, переживает там какие-то свои эмоции – очень радостные и светлые. Но став подростком, он, как правило, перестает ходить в храм. Это абсолютно нормально: у подростка появляются другие интересы, его захватывает мирская жизнь. Но это не означает, что он ушел из религии навсегда, ведь в его душе есть главное – опыт церковности. И поэтому, когда в его жизни что-то происходит, начинаются какие-то трудности, он пользуется этой памятью детства и идет в храм. Он переживает свой личный религиозный Ренессанс. Этот путь к вере и церковной жизни – пожалуй, самый прямой.


Фото: архив редакции

Вот почему, подчеркивает отец Георгий, если в семье есть верующие, то и детей можно и нужно водить в церковь. Это заложит некую духовную основу, станет для них важным опытом. Однако когда они подрастут, то сами должны будут сделать выбор – верить или нет. Бог никого не неволит.

«Почему человек, столкнувшись с горем, приходит в церковь? Он находит там покой, надежду, получает ответы на мучающие его вопросы»

Второй путь: разум

– Это путь разума в поисках истины, – объясняет отец Георгий. – Обычно речь тут идет о людях в возрасте, людях ищущих, интеллигентных, людях разума. Потому что церковь – это колоссальный опыт, накопленный за два тысячелетия. Это ответы на самые важные вопросы о жизни, о человеке, о душе. Возьмем, к примеру,писания святых отцов IV-XIV веков. Они в своих книгах отвечали на важнейшие вопросы! Как появляется грех в душе? Какие фазы он проходит, как захватывает человека? Как с этим грехом бороться? Что такое душа? Как сочетаются душа и тело? Какова природа человека? И это гораздо объемнее и гораздо полнее, чем любой психоанализ, любая психотерапия, любая наука.


Фото: архив редакции

– И когда такой человек, ставящий разум на первое место, обращается к опыту церкви, он говорит себе: «Да тут, оказывается, неглупые люди! Не только бабушки, которые пришли свечку ставить, нет! Оказывается, тут еще и выдающиеся духовные писатели, а за всем этим стоит культура, античность, опыт, философия!». Так вера входит в жизнь этих людей – через разум.

«Церковь – это опыт. Опыт духовный, культурный, эстетический, душевный, к которому любой верующий может прикоснуться»

Третий путь: горе

Наконец, самый распространенный путь к вере в Бога – это путь скорбей.

– Здесь что скажешь? Господь говорит: «В мире скорбны будете». Вся жизнь человека состоит из страданий, и счастье – это лишь краткий миг, искорка среди потока скорбей. И страдаем мы в основном от двух вещей – от смерти и от одиночества, – объясняет священник. – Именно это страшит людей больше всего. Ребенок боится, что его родители умрут.  Жена боится, что потеряет мужа. Мать боится потерять ребенка. Мы боимся болезней не потому, что нам больно, а потому, что мы можем умереть, ведь болезнь зачастую – это преддверие смерти. Мы настолько боимся заболеть, что многие опасаются вслух произнести слово «рак» – мол, чтобы не накликать.


Фото: архив редакции

По словам отца Георгия, причина такого страха перед смертью и одиночеством – в отсутствии у нас глубины, внутренней силы. А ведь это и есть наш духовный мир, просто мы его не видим.

– Попробуйте, оставшись дома в одиночестве, не включать телевизор, радио, компьютер, не брать в руки смартфон или книгу, – говорит отец Георгий. – Можете вы быть один на один с собой? Можете общаться с собой, думать о чем-то? Если да, то в вас действительно есть эта глубина. А если для того, чтобы укрыться от одиночества, вам все время нужно сидеть в Интернете или выворачивать свое исподнее в социальных сетях вроде «Инстаграма», тогда о какой глубине, о какой внутренней силе может идти речь?

– Кто же поддержит человека, оставшегося лицом к лицу со страхом и горем? Кто даст ему надежду? Церковь. Она дает внутренний стержень – веру. И человеку уже не страшно, что он один, ведь он понимает теперь: рядом с ним всегда Бог. И его не страшит смерть, потому что он знает: смерть – это только переход. Вот почему, когда у человека трудности в жизни, он приходит в церковь. Он находит там покой. А если рядом с ним оказался опытный священник, человек получает еще и ответы на мучающие его вопросы, понимает, куда и как он может двигаться дальше. У него появляется надежда. И это дает ему силы быть сильнее скорбей.

«Если для того, чтобы укрыться от одиночества, вам нужно выворачивать свое исподнее в «Инстаграме», о какой внутренней силе может идти речь?»

Универсального рецепта нет

Таким образом, каждый из нас идет к вере своим путем. Иногда эти пути переплетаются между собой, иногда – дополняют друг друга.

– Нет какой-то общей технологии, универсального рецепта, который бы позволил прийти к вере, – подчеркивает отец Георгий. – Человек общается с Богом мистически – то есть в душе. И это не поддается никаким схемам, обрядам, описаниям. И важно, что человек идет к вере сам, без какого-либо давления или принуждения. В православии есть такое понятие как «синергия», буквально – «содействие». Бог содействует процессу спасения человека, привлекает человека к себе, а человек на это должен откликнуться. Это обоюдный процесс. Только тот вступает в общение с Богом, кто делает какое-то усилие со своей стороны, со-действует Богу. Иначе говоря, Бог не спасает нас без нас. И это важно понимать тем, кто только начинает свой путь к вере.


Фото: архив редакции

В Ижевске собирают средства на строительство храма

Возле Биатлонного комплекса им. генерала Демидова в Ижевске сейчас строится храм Святого Георгия Победоносца. Уже возведены стены храма, закончена внешняя отделка, с января там проходят службы, однако нужно завершить внутреннюю отделку, украсить храм иконами и росписью.


Фото: izh-stnik.cerkov.ru

Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть даже небольшой, вклад в строительство храма Георгия Победоносца. Пожертвования принимаются на карту «Сбербанка» с номером 4276 8680 1311 5281


Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально-значимых проектов «Источник».


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
    Социальные комментарии Cackle
    Подпишись и получай
    главные события дня на почту
    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

    С нас короткое письмо - каждый вечер
    Спасибо, я уже подписался
    Система Orphus